презентация "ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса"
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_konferentsii_sychyovaa.powerpoint.ppt | 171 КБ |
r.p._vneurochka_sychyova.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.
Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Основными методическими принципами современного урока являются : • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса); • метапредметность (формируются универсальные учебные действия); • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке); • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Урок должен включать следующие шесть основных этапов: • мобилизация • целеполагание • осознание недостаточности имеющихся знаний • коммуникация • взаимопроверка, взаимоконтроль; • рефлексия
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 7»
городской округ Кашира
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Миронова О.В. «_____» ____________ 2017год | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ с УИОП № 7» _________________Ефремов С.Н.. «_____» _____________ 2017 год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научный клуб «Заря»
(общеинтеллектуальное направление)
4 «Б» класс
Составитель: Сычёва Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности научного клуба "Заря" разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373 с изменениями и дополнениями, с учётом Основной общеобразовательной программы МБОУ «СОШ с УИОП № 7». На изучение курса отводится 68 часов ( 2 часа в неделю).
Цели и задачи освоения курса:
Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Заря» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Задачи программы научного клуба младшего школьника «Заря»:
- формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
- развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
- решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, групповое занятие научного клуба «Ключ и Заря» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
№ п/п | Наименование раздела и количество часов | Содержание раздела |
1. | Разнообразие речевых ситуаций (10 ч) | Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.) Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. |
2. | Слушание и говорение (6ч) | Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. |
3. | Речь и текст (48 ч) | Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Речевые жанры. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Типы текстов. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. |
4. | Газетные информационные жанры (4 ч) | Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. |
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ КУРСА
Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» является формирование следующих умений:
объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
отличать истинную вежливость от показной;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного;
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
анализировать словарные статьи;
реализовывать словарные статьи к новым словам;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
различать общение для контакта и для получения информации;
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
клуба "Заря"
№№ урока | Тема | Форма и вид деятельности | Дата | Корректируемая дата |
1 1 четверть | Разнообразие речевых ситуаций История одного узора. | Экскурсия в музей. | 04.09 | |
2 | История одного узора. | Форма проведения занятия — творческая работа. Устройство мироздания. | 04.09 | |
3-4 | Учимся рассуждать. | Творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление). | 11.09 11.09 | |
5-6 | Учимся рассуждать. | Творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление). | 18.09 18.09 | |
7 | Слушание и говорение Заседание клуба «Главный закон общения». | Творческая работа. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Тактичная критика точки зрения оппонента. Доказательное суждение в процессе диалога. | 25.09 | |
8-9 | Заседание клуба «Главный закон общения». | Творческая работа. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Тактичная критика точки зрения оппонента. Доказательное суждение в процессе диалога. | 25.09 02.10 | |
10-11 | Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. | Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. | 02.10 09.10 | |
12-13 | Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. | Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря». | 09.10 16.10 | |
14-15 | Речь и текст Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа). | Творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения. Глагол. Конкурс на лучший рецепт. | 16.10 23.10 | |
16-17 2 четверть | Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа). | Творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения. Глагол. Конкурс на лучший рецепт. | 23.10 13.11 | |
18-19 | Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа). | Творческая работа. Конкурс на лучший рецепт. | 13.11 20.11 | |
20-21 | Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (самостоятельная работа). | Работа с портфолио. Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря». | 20.11 27.11 | |
22-23 | Работа с картиной. | Экскурсия для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. | 04.12 04.12 | |
24-25 | Работа с картиной. | Творческая работа по результатам экскурсии для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. | 11.12 11.12 | |
26-27 | Работа с картиной. Конкурс сочинений. | Творческая работа по результатам экскурсии для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. | 18.12 18.12 | |
28-29 | Работа с картиной. Конкурс сочинений. | Творческая работа. Подведение итогов конкурса. Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря». | 25.12. 25.12 | |
30-31 3 четверть | Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения». | Проектная работа. Особенности мировосприятия обычного человека. | 15.01 15.01 | |
32-33 | Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения». | Проектная работа. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных видах искусства. | 22.01 22.01 | |
34-35 | Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения». | Проектная работа. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных видах искусства. | 05.02 05.02 | |
36 | Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения». | Проектная работа. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных видах искусства. | 12.02 | |
37-38 | Заседание клуба «Поэты и писатели моего края». | Заседание научного клуба. Подготовка к заседанию клуба. | 12.02 | |
39-41 | Заседание клуба «Поэты и писатели моего края». | Диалог с писателем, поэтом. | 19.02 26.02 | |
42-43 | Заседание клуба «Поэты и писатели моего края». | Сочинение «Портрет писателя». | 26.02 05.03 | |
44-45 | Заседание клуба «Поэты и писатели моего края». | Конкурс сочинений «Портрет писателя». | 05.03 12.03 | |
46-47 | Сочинение по наблюдениям. | Экскурсия в парк, лес, зоопарк и пр. Наблюдение за природой, животными. | 12.03 19.03 | |
48-49 4 четверть | Сочинение по наблюдениям. | Творческая работа. Сочинение по наблюдениям. | 02.04 02.04 | |
50-51 | Сочинение по наблюдениям. | Творческая работа. Сочинение по наблюдениям. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря». | 09.04 09.04 | |
52 | Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. | Олимпиада. Выявляются победители конкурса. | 16.04 | |
53-54 | Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. | Олимпиада. Выявляются победители конкурса. | 16.04 | |
55 | Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. | Работа с портфолио. Отбор лучших работ для отправки в клуб «Ключ и Заря». | 23.04 | |
56-57 | Газетные информационные жанры Подготовка к конференции. | Индивидуальная работа. | 23.04 | |
58 | Подготовка к конференции. | Индивидуальная работа. | 07.05 | |
59-60 | Конференция. Защита портфолио. | Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы. | 07.05 | |
61-62 | Конференция. Защита портфолио. | Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы. | 14.05 | |
63-64 | Сочинение «Летние каникулы». | Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. | 14.05 | |
65-66 | Конференция. Защита портфолио. | Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы. | 21.05 | |
67-68 | Конференция. Защита портфолио. | Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы. | 21.05 |
5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Чуракова И.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.- М.:Академкнига/Учебник, 2014
- Чуракова И.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа»- М.: Академкнига/Учебник, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС: изменение в деятельности в участников образовательного процесса
Эта статья поможет учителям ,которые начинают работать по ФГОС....
ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уров...
Изменение в деятельности участников образовательного процесса при внедрении ФГОС
Презентация, содержащая сранение в деятельности участников образовательного процесса до внедрения новых ФГОС и после....
"Изменения в деятельности участников образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС НОО"
Как будут учить по новым стандартам? Урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционным. Изменения в деятельнос...
ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса.
Внедрение механизмов обеспечения высокого качества образования через введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов – одна из главных комплексных задач програм...
Проектно-исследовательская деятельность как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М. Монтень) Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество...