ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса.
статья на тему
Внедрение механизмов обеспечения высокого качества образования через введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов – одна из главных комплексных задач программы развития образования нашей школы.
Повышение качества образования, возможно лишь с опорой на каждого субъекта образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmeneniya_v_deyatelnosti_uchitelya._fgos.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете,
учитель начальных классов Куруленко Ирина Николаевна
ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса
Ориентация образовательных стандартов на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции ФГОС нового поколения. В стандартах первого поколения в качестве результата образования рассматривалось получение обучающимся определенной суммы знаний с последующей их репродукцией. Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов.
Особенностью реализации системно-деятельностного подхода при разработке стандартов образования второго поколения является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности.
Внедрение механизмов обеспечения высокого качества образования через введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов – одна из главных комплексных задач программы развития образования нашей школы.
Повышение качества образования, возможно лишь с опорой на каждого субъекта образовательной среды.
На сегодняшний день рабочей группой школы по введению ФГОС из состава педагогов школы 1 ступени были организованы различные семинары «Формирование универсальных учебных действий», «Здоровье участников образовательного процесса. Реализация программы формирования здорового образа жизни», серия открытых уроков и семинаров по организации уроков с требованиями ФГОС нового поколения, введения системы Портфолио учащихся и др.
Данные мероприятия были организованы не только для учителей нашей школы, но и для заместителей директоров, методистов и учителей Нижневартовского района.
Но все же, информации о федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а тем более основного общего образования рассмотрено недостаточно – многим учителям неясно как отслеживать формирование и развитие универсальных учебных действий, как анализировать урок с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций, как строить самоанализ урока, что такое «технологическая карта урока», как рационально организовать самостоятельную деятельность обучающегося на уроке, как организовывать обратную связь, и какие методические инструменты для этого существуют. Сегодня на педагогическом совете мы попытаемся найти ответы на некоторые из этих вопросов.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне организации образовательного процесса в школе, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.
Если прежде компетентностный подход к профессиональным качествам работников образования носил декларативный характер, то в настоящее время он предусмотрен правовой нормой. Приказом Минздравсоцразвития от 14.08.2009 № 593 утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих "Квалификационные характеристики должностей работников образования", в котором определены требования к знаниям работников образования*. Теперь, помимо прочего, РАБОТНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ должны знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.*
В управлении школой произошли изменения, начиная с содержания локальных документов и заканчивая вопросами взаимодействия с родительской общественностью.
Большое внимание уделяется формированию в школе единой образовательной среды, развитию материально-технической базы.
Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования с участием всех педагогических работников школы 1 ступени, в совершенствовании рабочих программ учебной и написании рабочих программ внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков.
Объектами контроля учителя и администрации стали достижения учащихся (промежуточные, накопительные и итоговые; предметные, метапредметные и личностные результаты обучения).
Одно из главных направлений новых стандартов – формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. на основе освоения универсальных способов деятельности (авторы: А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский). При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Все это компоненты понятия "новое качество образования".
В современной школе каждый должен принимать участие в управлении. Педагоги и родители – в управлении школой, ученики – процессом своего образования. Только в этом случае они смогут принять на себя ответственность за результат обучения и образования, будут вносить вклад в эффективную и успешную работу школы. Учителю и классному руководителю отводится роль координатора всех усилий в направлении общих целей, а основными методами его работы становятся консультирование, организация сопровождения, мотивирование.
Замечено, что при подготовке к уроку с требованиями ФГОС нового поколения учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами.
Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: библиотеку, музей, кабинет внеурочной деятельности, кабинет информатики и т. п. Конечно, оборудование учебных кабинетов в нашей школе остается большой проблемой, но мы, администрация школы, пытаемся решить эту непростую задачу.
Изменения в деятельности обучающихся
Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке должно отводиться больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся, знакомясь с планом урока, самостоятельно ставят цели своей учебной деятельности на уроке. Выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Как показывает результат диагностических работ, школьники 2 классов, обучающиеся по ФГОС нового поколения не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению. Такой вывод мы сделали по результатам обязательной диагностики первоклассников в конце учебного года.
Характеристика изменений в деятельности обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений | Деятельность обучающегося до введения ФГОС | Деятельность обучающегося после введения ФГОС |
Вид деятельности | Пассивное слушание | Активные действия |
Выполнение заданий по указанию учителя | Самостоятельный поиск решения поставленной задачи | |
Работа с источниками информации по рекомендации учителя | Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов | |
Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью учителей и родителей) | Использование интернет-ресурсов самостоятельно | |
Переспрашивание заданного вопроса | Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) | |
Фронтальная работа | Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе | |
Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь | Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.) | |
Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений | Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели | |
Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника | Учителем организована деятельность детей: • по поиску, обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. | |
Взаимодействие ученика и учителя | Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения | Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений |
От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя | Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя | |
Адаптация к школьному обучению | Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен | Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период |
Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца | Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель | |
Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная | Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная | |
Результаты обучения | Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями | Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях |
Оценка деятельности обучающихся | Осуществляется учителем | Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки |
Изменения в деятельности педагогов
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.
Укажем ряд факторов, входящих как в ключевые компетентности, так и в профессиональные, от которых зависит компетентное поведение учителя:
- высокая степень абстрактно-аналитического мышления, благодаря которому он в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты обучения и образования;
- готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на развитие школы, повышение качества образования;
- формирование у учащихся способности к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как субъектом;
- инициативность и готовность к переменам;
- готовность поделиться властью;
- способность работать в критических ситуациях;
- готовность к поражению, выносливость, самодисциплина;
- умение демонстрировать уважение к чужой точке зрения, достигать компромисса;
- способность к принятию решения о действии, т. е. компетентность в решении проблем.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет (или редко) портфолио обучающегося | Создание портфолио обязательно для каждого | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Изменения во взаимодействии между педагогами
Изменения в работе педагогов первых классов повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей начальной школы.
Третий год в школе создана и функционирует рабочая группа педагогов по введению ФГОС, целью которой стали трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария, организация образовательного процесса требованиям новым ФГОС.
Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа.
Учителя обмениваются опытом, не только в школе или районе, но и используя единую информационную среду, размещают авторские материалы в профессиональных интернет-сообществах.
Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся могут превратиться в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена на слайде.
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями в соответствии с ФГОС
Предмет изменений | Особенности работы с родителями до введения ФГОС | Особенности работы с родителями после введения ФГОС |
Технология проведения родительского собрания | Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) | Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой |
Адаптационный период | Родители не участвуют в организации адаптационного периода | Родители выступают в роли тьюторов: • присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; • активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; • помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п. |
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся | Отсутствует | Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности с родителями |
Участие родителей в проведении уроков | Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) | Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся |
Совместная проектная деятельность | Отсутствует | Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок" |
Участие в праздниках | Родители выступают в роли зрителей | Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника |
Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок" | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече | Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. |
Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). | ||
Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы |
ФГОС нового поколения обеспечивает переход от «догоняющей» к «опережающей» модели образования.
Хочу обратить ваше внимание, на официальный сайт федерального государственного стандарта, где находятся все нормативные документы для учителя начальной, основной и старшей ступени образовании.
Здесь представлены примерные рабочие программы по всем предметам, на основании которых мы и разрабатываем собственные рабочие программы.
И последнее, хочу познакомить вас со средними региональными критериальными значениями показателей деятельности общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Обратите внимание на соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (средний процентный балл общеобразовательного учреждения, %).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС (1 класс)
В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС....
ФГОС: изменение в деятельности в участников образовательного процесса
Эта статья поможет учителям ,которые начинают работать по ФГОС....
ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уров...
проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...
презентация "ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса"
Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения. Выступление на конференции....
Изменение в деятельности участников образовательного процесса при внедрении ФГОС
Презентация, содержащая сранение в деятельности участников образовательного процесса до внедрения новых ФГОС и после....
"Изменения в деятельности участников образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС НОО"
Как будут учить по новым стандартам? Урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционным. Изменения в деятельнос...