Статья "Технология продуктивного чтения".
статья по теме
Статья "Технология продуктивного чтения". УМК "Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_produktivnogo_chteniya.docx | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения.
С каждым годом становится всё меньше детей, которые любят читать. А ведь чтение связано со всеми другими школьными дисциплинами. И поэтому уже в начальной школе необходимо учить работать с текстом, выделять в нём главное.
Интересна технология продуктивного чтения по программе «Школа 2100».
Технология продуктивного чтения – образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и автору. Она включает три этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
Цель первого этапа: развить такие читательские умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать.
Работая с текстом до чтения, дети строят предположения о его содержании, опираясь на заглавие и иллюстрации, фамилию автора, затем высказывают предположения при знакомстве с ключевыми словами. Это помогает развитию умения прогнозировать содержание текста.
Подготовиться к восприятию текста поможет также и работа в рабочей тетради: чтение скороговорок, решение головоломок, объяснение смысла пословиц. В результате первого этапа возникает мотивация к чтению.
Цель второго этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации ( истолкования, оценки).
Этап работы с текстом во время чтения. По ходу чтения можно объяснять не только значение новых слов, но и, например, выбрать правильную интонацию при чтении диалога героев. При чтении подтверждаются или опровергаются предположения детей. В тексте дети находят доказательства слов, предположений. Подробный анализ ведётся при работе со всеми частями текста. В результате второго этапа возникает читательская интерпретация.
Цель третьего этапа: осмысление всей информации.
После прочтения переходим к работе, направленной на осмысление полученной информации. Идёт беседа и уточняется позиция автора. В этом учащимся поможет тетрадь, в которой очень хорошо подобраны задания.
Используя данную технологию, можно научить детей вести разговор с автором. Ребята пытаются понять не только характеры и поступки героев, но и взгляд автора на персонажей, высказывают свою точку зрения.
Попробуем проследить данную работу на примере урока литературного чтения в третьем классе по теме «Как слава пришла к А. Гайдару» (Рассказ Б. Емельянова «Игра»).
Урок начинается с введения в тему – чтение авторского текста на странице 68.
1этап – работа с текстом до чтения. Учитель задаёт вопросы учащимся:
- Кто автор произведения? Знакомо ли, вам, это имя? Что узнали о Борисе Емельянове из авторского текста? Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? Можем ли предположить, кто будет главным героем? ( Писатель А. Гайдар, ведь так называется книга, из которой взят рассказ). Можем ли по иллюстрации догадаться, о какой игре пойдёт речь?
- Ученики высказывают свои предположения, прогнозируют содержание.
2 этап – работа с текстом во время чтения.
1)Первичное чтение (вслух или комбинированное). По ходу чтения ведётся диалог с автором. Например: «Слава приходит к человеку по-разному» (Что это значит «приходит слава»?), «Слава сама постучалась к нему в ворота» ( Как это? Какая она, слава?), «Я бабка своя, красноармейская» ( Как это понять – своя, красноармейская?).
2)Выявление первичного восприятия (Что удивило? Что показалось интересным? ).
3)Повторное выборочное чтение, составление цитатного плана (тетрадь, задание № 1, страница 8).
4)Обобщающая беседа.
- Почему рассказ назван «Игра»? (находят ответ в тексте).
«Слава приходит по-разному» - Как она пришла к А. Гайдару? Возможно ли в наше время тимуровское движение?
3 этап – работа с текстом после чтения.
- Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник на странице 69? Причём здесь коза? Каким человеком представляется автор рассказа?
Задание № 3 в тетради на странице 8: назвать и записать признаки рассказа как жанра (3 эпизода из жизни героев, небольшой объём – 4 страницы, несколько героев – Гайдар, старушка, два брата Найденовы, Тихонов внук и Наташка).
Домашнее задание: подготовить подробный пересказ текста по плану ( задание № 2 в тетради на странице 8).
Таким образом, хочется ещё раз сказать, что технология продуктивного чтения учит детей работать с текстом, выделять в нём главное, что поможет им в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...
Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»
Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
Урок литературного чтения (в технологии продуктивного чтения)
Образовательная система "Школа 2100"...
Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"
1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...