Рефлексия на уроке
статья на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете от 11.04.2013г.
ТЕМА: «РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ - ЭТО ВАЖНО»
Учитель начальных классов:
Никифорова Татьяна Александровна
2012/2013 уч.год
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – ЭТО ВАЖНО (СЛАЙД № 1)
Цель: повысить мотивацию коллег к применению новых технологий в развитии рефлексивного самоанализа деятельности учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
- дать представление о классификации рефлексии;
- показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
- создать условия для активного взаимодействия участников педагогического совета.
Урок – это прожитое время, и то, как именно его прожили, обязательно следует обсудить. Обязательным условием для создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Слайд № 2
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока, а не только в конце его, как это принято. Современные технологии предусматривают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, научиться выбирать из них наиболее рациональные.
«Что я сделал? С какой целью? Почему я делаю это именно так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?» - вот те вопросы, которые ставят себе ученики, овладевшие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Слайд № 3
Учитывая функции рефлексии, можно предложить такую ее классификацию:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Слайд № 4
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ
Цель: установление эмоционального контакта с детьми.
Познакомлю с некоторыми приёмами работы, которые я использую на уроке.
«Смайлики» - самый простой вариант. Предлагаю ребятам нарисовать смайлик, соответствующий их настроению (весёлый, нейтральный, грустный).
«Разные цвета». Ученики получают две капельки: красную и зелёную. Они показывают капельку согласно своему настроению в начале и конце урока (красный цвет: внимание, тревога; зелёный цвет – позитив, удача). В этом случае я могу проследить, как изменяется эмоциональное состояние в процессе урока. Можно использовать любой другой знаковый символ. Капелькой поделилась с нами радуга на уроке окружающего мира, при изучении данного явления природы и теперь мы используем их на любых других уроках.
Для учащихся старших классов можно использовать приём «Пейзаж», «Музыкальный фрагмент». Ученикам предлагаются две картины с изображением пейзажа: одна вызывает грустное настроение, другая - радостное, приподнятое. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Так же и с музыкальным фрагментом.
Слайд № 5
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, найти наиболее рациональные.
Приём «Шкала успеха»: Руки подняты вверх «мне всё удалось», руки опущены вниз «удалось, но были затруднения», сижу за партой «у меня ничего не получилось».
Так же можно использовать приём «Ступени успеха».
Слайд № 6
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выявления уровня осознания учебного материала.
Обычно в конце урока подводят итоги, обсуждают то, что узнали, и то, как работали, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы, фиксация затруднений и планирование своей будущей деятельности относительно того, что узнал сегодня.
Здесь эффективным будет приём «незаконченного предложения». Ребята могут заполнить специально предложенный оценочный бланк.
Слайд № 7
Могут выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было сложно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- У меня получилось…
- Я похвалил бы себя за…
- Я попытался…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Вариантов проведения рефлексии невероятно много. Главное, уважаемые коллеги, чтобы это было для ребенка интересно, увлекательно, полезно.
Слайд № 8
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, оценить себя с самим собой, с другим учеником, что хорошо сказывается на развитии самооценке ребёнка, на развитии очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"
Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....
Эффективные приемы организации рефлексии на уроке
«Рефлексивный экран» Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целе...
Рефлексия к урокам
Рефлексия к урокам в начальных классах. Для обучающихся 1-4 классов...
Копилка примеров рефлексии на уроках
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку...
Рефлексия на уроках в начальной школы.
Представлены виды рефлексии, различные технологии, используемые в начальной школе....
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...