Рефлексия на уроке
статья на тему

Никифорова Татьяна Александровна

Рефлексия на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_na_uroke.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете от 11.04.2013г.

                 ТЕМА: «РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ - ЭТО ВАЖНО»

                                                                    Учитель начальных классов:

                                                               Никифорова Татьяна Александровна

                                                                            2012/2013 уч.год

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – ЭТО ВАЖНО (СЛАЙД № 1)

Цель: повысить мотивацию коллег к применению новых технологий в развитии рефлексивного самоанализа деятельности учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
  • дать представление о классификации рефлексии;
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
  • создать условия для активного взаимодействия участников педагогического совета.

     Урок – это прожитое время, и то, как именно его прожили, обязательно следует обсудить. Обязательным условием для создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Слайд № 2

     В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

     Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока, а не только в конце его, как это принято. Современные технологии предусматривают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, научиться выбирать из них наиболее рациональные.

«Что я сделал? С какой целью? Почему я делаю это именно так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?» - вот те вопросы, которые ставят себе ученики, овладевшие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Слайд № 3

     Учитывая функции рефлексии, можно предложить такую ее классификацию:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

Слайд № 4

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ

Цель: установление эмоционального контакта с детьми.

     Познакомлю с некоторыми приёмами работы, которые я использую на уроке.

«Смайлики» - самый простой вариант. Предлагаю ребятам нарисовать смайлик, соответствующий их настроению (весёлый, нейтральный, грустный).

«Разные цвета». Ученики получают две капельки: красную и зелёную. Они показывают капельку согласно своему настроению в начале и конце урока (красный цвет: внимание, тревога; зелёный цвет – позитив, удача). В этом случае я могу проследить, как изменяется эмоциональное состояние  в процессе урока. Можно использовать любой другой знаковый символ. Капелькой поделилась с нами радуга на уроке окружающего мира, при изучении данного явления природы и теперь мы используем их на любых других уроках.

     Для учащихся старших классов можно использовать приём «Пейзаж», «Музыкальный фрагмент». Ученикам предлагаются две картины с изображением пейзажа: одна вызывает грустное настроение, другая - радостное, приподнятое. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Так же и с музыкальным фрагментом.

Слайд № 5

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, найти наиболее рациональные.

     Приём «Шкала успеха»: Руки подняты вверх «мне всё удалось», руки опущены вниз «удалось, но были затруднения», сижу за партой «у меня ничего не получилось».

Так же можно использовать приём «Ступени успеха».

Слайд № 6

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Цель: выявления уровня осознания учебного материала.

     Обычно в конце урока подводят итоги, обсуждают то, что узнали, и то, как работали, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы, фиксация затруднений и планирование своей будущей деятельности относительно того, что узнал сегодня.

     Здесь эффективным будет приём «незаконченного предложения». Ребята могут заполнить специально предложенный оценочный бланк.

Слайд № 7

     Могут выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было сложно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- У меня получилось…

- Я похвалил бы себя за…

- Я попытался…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

Вариантов проведения рефлексии невероятно много.  Главное, уважаемые коллеги, чтобы это было для ребенка интересно, увлекательно, полезно.

Слайд № 8

     Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    Рефлексия направлена на осознание пройденного пути. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, оценить себя с самим собой, с другим учеником, что хорошо сказывается на развитии самооценке ребёнка, на развитии очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

Эффективные приемы организации рефлексии на уроке

«Рефлексивный экран» Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целе...

Рефлексия к урокам

Рефлексия к урокам в начальных классах. Для обучающихся 1-4 классов...

Копилка примеров рефлексии на уроках

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку...

Рефлексия на уроках в начальной школы.

Представлены виды рефлексии, различные технологии, используемые в начальной школе....

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...