Групповая работа и деятельностный подход в обучении младших школьников
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Описан опыт работы в группах используя деятельностный подход в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota_i_deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая работа и деятельностный подход в обучении младших школьников (из опыта работы)
Уроки введения нового знания в деятельностной технологии подробно описаны в современной педагогической инновационной литературе. Современные педагоги понимают необходимость проблемного обучения и деятельностного подхода. Новая технология ведения урока направлена на активизацию работы детей в познавательной, коммуникативной деятельности. Теперь учитель выступает на уроке организатором процесса, а не транслятором готовых знаний.
Необходимо знать, что каждый ребёнок неповторим, он двигается в освоении нового в своём темпе, учится ставить перед собой цель, самостоятельно осваивает знания, умеет взаимодействовать в коллективе, адекватно оценивает свою деятельность.
Чаще всего на уроке «открытия нового знания»проводится фронтальная работа, которая не позволяет в полном объёме использовать потенциал каждого ребёнка. Поэтому педагоги, освоившие деятельностную технологию, на своих уроках часто сочетают фронтальную работу с работой в паре и группе. Такие формы организации урока предполагают чаще всего интуитивный подход к ним учителя.
Как грамотно организовать работу групп на уроке и деятельность каждого учащегося на учащегося внутри группы? Какими критериями руководствоваться при формировании групп? Как часто использовать работу в паре и группе, чтобы эта работа не была формальной? На эти вопросы педагоги дают разные ответы, порой совершенно противоположные.
Учителю важно продумать организацию работы в группе, т.е. взаимодействия участников во время открытия или закрепления знания, содержания работы, дальнейшее движение учеников по группам в процессе урока. Важно, что перегруппировка детей происходит во время урока несколько раз. Педагог наблюдает за процессом со стороны, иногда включается в работу одной из групп. Дети осознанно и самостоятельно взаимодействуют, читают, обсуждают, выполняют задания без нажима и мотивации со стороны учителя. Интерес к происходящему держится до конца урока, дети не устают после такой насыщенной работы.
Что лежит в основе организации групповой работы? Как эта форма организации урока влияет на результат обучения детей? Его можно прогнозировать на основании диагностической карты. Диагностика является «лоцманской картой»для педагога, основой проектирования урока и индивидуального движения ученика во время учебного года по содержанию предмета. Результат этого движения – освоение программных требований ребёнком сформулирован в «Памятке учителю».
Материал учебника используется на уроке с учётом диагностической карты ребёнка и «Памятки...».По карте учитель определяет зону актуального и ближайшего развития каждого ребёнка и строит его движение по содержанию предмета.
На одном уроке «открываются» разные темы и фронтально не обсуждаются. Детям неважно, что кто-то из них идёт впереди, а кто-то отстаёт. За этим внимательно следит педагог и ежедневно проводит диагностику. Работа внутри группы может вестись в парах, может назначаться консультант, который на этом же уроке, но в составе другой группы может быть консультируемым другими.
Количественный состав может быть любым в зависимости от диагностики, на основании которой и определяется и тип урока для каждой группы. Высокую познавательную активность ученика, учитель должен направить в нужное русло.
Подготовка к уроку
Рассмотрим подготовку урока закрепления и отработки знания в 4 классе. Урок проводится по результатам входной контрольной работы по математике (3 сентября), динамику можно увидеть в диагностической карте.
По результатам диагностики педагог выявляет сигнальные темы. Начинают работу с самых трудных для детей тем.
- Величины: единицы длины (справилось 11%), единицы времени (справилось 25%).
Вывод: предполагается в группах с консультантами.
- Вычисления: умножение (справилось 42% учащихся), деление (справилось 41% учащихся).
Вывод: предлагается работа в парах
Один ученик не справился с делением, а другой с умножением. Они работают в паре, консультируя друг друга.
- Формула пути и взаимосвязь между величинами ( справилось 52% учащихся).
Вывод: предлагается работа в парах.
Педагог отслеживает, чтобы консультанты побывали и в роли консультируемых.
Домашнее задание даётся по диагностической карте. Выявляются самые отработанные детьми темы. Например: 77% учащихся справились со сложением многозначных чисел, 58% - с вычитанием многозначных чисел.
Вывод: ученики, успешно выполнившие задание в классе, получают творческое домашнее задание по указанной теме.
План- конспект урока математики.
4 класс
Составлен по диагностической карте.
Тема урока: «Единицы длины. Умножение и деление. Формула пути».
- Единицы длины.
Предлагается в двух группах. Назначаются два консультанта. Время работы 10 минут.
Таблица мер длины:
км – м – дм – см – мм
100 – 10 – 10 – 10
Вырази в новых единицах измерения (« Математика» 3-й класс, ч.2, с.34, №11)
- Умножение и деление.
Предлагается работа в парах, взаимоконсультация. Время работы 10 минут.
Выполни действия ( «Математика», 3-й класс,ч.2, с.5, №9).
Найди ошибки ( «Математика», 3-й класс,ч.2, с.5, №8).
- Формула пути.
Предлагается работа в парах Время работы 10 минут.
Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Реши задачи ( «Математика», 3-й класс,ч.2, с.14, № 9,10).
Самостоятельная работа с самопроверкой (на печатной основе). Время работы 10 минут.
Вырази:
а) в метрах
65 км 284 м
9 км 35 м
б) в сантиметрах
3 м 56 см
7 м 8 см
в) в миллиметрах
3 дм 8 мм
6 см 2 мм
Вычисли:
347 . 5 32448 : 6
Вычисли по таблице:
S v t
320 км ? 4 ч
? 70 км/ч 2 ч
150 км 50 км/ч ?
Итог занятия.
Домашняя работа.
- Придумать, записать и решить по два примера на сложение многозначных чисел – 17 учащимся.
- Придумать, записать и решить по два примера на вычитание многозначных чисел – 4 учащимся.
3. Выполнить умножение ( «Математика», 3-й класс,ч.2, с.23, № 6) – 3 учащихся.
4. Нумерация многозначных чисел ( «Математика», 3-й класс,ч.1, с.6, № 14,15) – 2 учащихся.
После урока проводится диагностический срез и делаются выводы по планированию следующего урока.
По результатам второй контрольной работы (23 сентября) видна положительная динамика по каждой теме.
Выводы
Групповая работа на уроке, проводимая на основе диагностики, позволяет:
- педагогу индивидуально подходить к процессу закрепления и отработки самостоятельно открытого детьми знания;
- увеличить речевую активность ученика на уроке, что очень важно на этапе актуализации знаний и при первичном закреплении;
- обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы. Сочетание ролей консультанта и консультируемого тренирует ребёнка, приучая его выступать и в роли исполнителя и в роли управляющего процессом;
- сделать знания ученика более осознанными и глубокими, поскольку консультирование способствует этому;
- не задерживать продвижение по содержанию предмета одних учеников и не форсировать ход усвоения для других.
Более сложно бывает определить индивидуальные шаги ребёнка по овладению содержанием, выявить причины обнаружившихся у него затруднений, организовать урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного деятельностного обучения в групповой форме. Эти процессы требуют более тщательного исследования, результатом которого может стать появление технологии работы в группе на уроке.
Рекомендации по организации групповой работы на уроке с использованием деятельностного подхода к обучению
- Если на уроке параллельно происходит открытие новых знаний по разным темам, то группа формируется на основании психологической диагностики и карты движения группы по содержанию предмета. Если разбирается одно содержание, то группа формируется на основании психологической диагностики для актуализации того или иного психологического новообразования, которое позволит ребёнку открыть новое знание в процессе самостоятельной деятельности.
- Прежде чем начать осваивать содержание, предлагая детям работу в группе, нудно научить их взаимодействию друг с другом, умению выступать в разных коммуникационных и социальных ролях.
- Использовать технологию проблемного обучения на всех этапах, выбирая для каждой группы свой наиболее рациональный путь.
- Работать по формированию у учащихся самоопределения, самореализации, самооценки, рефлексивного подхода на этапе открытия нового знания.
- На этапе повторения для отработки и закрепления знаний использовать накопленный школьный опыт применения диагностики обученности и психологической диагностики, выявляющих причину обнаруживающихся у детей затруднений.
- Не следует забывать, что открытие нового знания предполагает «предметную» деятельность материальное или материализованное действие внутри группы. Выбор его зависит от диагностики.
- Во время урока осуществляется смена состава групп вследствие разноцелевых требований к этапом урока.
- Возможно сочетание на уроке фронтальной и групповых форм организации учебного процесса.
- Цель учителя – используя диагностику, организовать успешное взаимодействие групп по открытию нового знания.
Литература.
- Абасов З.В. Форма обучения- групповая работа. [Тект] М.: Просвещение, 1998г, 340с.
- Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе.[ Тект] М.: Амфора, 1998г, 201с.
- Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. [Тект] СПБ. Педагогика, 2000, 201с.
- Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке.[] М.: Наука 1975, 78-104с.
- Петерсон Т.Г, Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.[ Тект] Москва, 2006г.
- Петерсон Т.Г. Деятельностный метод обучения.[ Тект] АПК и ППРО, Москва, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...
«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...
Личностно-деятельностный подход к обучению младших школьников решению задач
Инновационность стандартов второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе. В работе представлен деятельностный подход к обучению решению задач, формирующий широкий спектр личностных ка...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.
В статье раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...
«Деятельностный подход в обучении младших школьников»
«Деятельностный подход в обучении младших школьников»...
Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников. (сообщение на педагогическом совете из опыта работы)
Из опыта работы....
Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...