Особенности формирования общих и специальных навыков у детей с ЗПР
статья (3 класс) на тему

Петкевич Лариса Николаевна

Особенности формирования общих и специальных навыков у детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:


Краткая характеристика детей с ЗПР

Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью   Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.

Дети с ЗПР испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи  затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

Все вышеперечисленное, несомненно, является причинами тех трудностей, которые испытывают дети с ЗПР в учебной деятельности и обусловливает необходимость специальной коррекционной работы.



Коррекционная работа

 Целью коррекционной работы является исправление, ослабление присущих детям недостатков психофизического развития.   В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий различного предметного содержания.    

Важнейшей основой планирования и осуществления коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении является учет общих (модально-специфических) особенностей данной категории учащихся и индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. 
У детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития,     отмечается,  в первую очередь, недостаточная готовность к обучению в школе (интеллектуальная, эмоциональная и социальная). Поэтому целью коррекционной работы с детьми этой группы является прежде всего развитие общих способностей к учению. На основе анализа общих особенностей детей данной типологической группы данная цель конкретизируется в следующих основных направлениях коррекционной работы.

Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей с трудностями в обучении на начальном этапе их обучения, интересами познавательными.

Формирование учебной деятельности детей и коррекция недостатков в ее основных структурных звеньях: информационно-ориентационном, оперативно-исполнительском, контрольно-оценочном.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности), преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности, изначально характеризующих большинство детей с трудностями в обучении.

Развитие до необходимого уровня психических (психофизиологических) функций,
обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, координации в системе "глаз — рука", мелких мышц руки, памяти и др. Недостатки названных функций встречаются у детей как изолированно, так и в комплексе, что делает еще более выраженными различия в их стартовых возможностях.

Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые дадут возможность ребенку воспринимать учебный материал осознанно.

Развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.

Выделенные общие направления коррекционной работы указывают на основные механизмы трудностей в обучении у детей рассматриваемой группы и позволяют нацелить внимание специалистов на соответствующие области развития детей. Вместе с тем в рамках каждого направления симптоматика и механизмы психических нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными — у каждого ребенка своя "мозаика" нарушений. Таким образом, картина особенностей развития детей с трудностями в обучении — общие типологические особенности группы и индивидуальные проблемы конкретного ребенка - позволяет уточнить цель коррекционной работы — развитие общих способностей к учению и коррекция индивидуальных недостатков развития. 

В  коррекционной работе с учащимися своего класса я стараюсь придерживаться следующих психолого-педагогических условий, позволяющих прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей детей.

Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ученика и учителя:

  • опора на личный опыт ученика;
  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
  • индивидуальный подход к ребенку как на индивидуальных,

так и на групповых занятиях;

  • использование различных видов помощи (стимулирующей,

организующей и обучающей);

  • организация взаимодействия со сверстниками.

 Проведение коррекционно-развивающей работы на всех этапах ведущей деятельности: использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

В этом мне неоценимую помощь оказывает авторская программа занятий Н.В. Бабкиной по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР, направленная на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, внимания, памяти, пространственного восприятия и других функций.  Используемая программа развивающих занятий предназначена для учащихся младших классов  с ЗПР. Она предполагает преимущественно игровую форму занятий, наиболее доступную для детей в начале этапа смены ведущей деятельности (перехода от игровой деятельности к учебной), и, следовательно, способствует более гладкому и менее длительному протеканию адаптационного периода.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации; формирование учебной мотивации;
  • развитие личностной сферы
  • формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

Проведение занятий направлено на реализацию следующих основных целей: эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности; формирование навыков произвольности и самоконтроля, усвоение простейших приемов эффективного восприятия и запоминания аудиальной и визуальной информации, достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создание фундамента для эффективного последующего развития абстрактно-логического мышления. Кроме того, учащиеся должны приобрести практические навыки решения широкого круга логических задач, требующих творческого подхода и развивающих познавательную активность.

Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников с ЗПР: значительно расширяются объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения, обоснования.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в творческую поисковую деятельность существенно повышают уровень начального образования. Такие занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют у них стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В процессе занятий у них происходит становление самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Программа занятий по активизации познавательной деятельности имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие мышления учащихся, их внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, а формирование у школьников пространственного восприятия и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.


Классификация заданий по целям воздействия      



Теперь более подробно остановлюсь на заданиях, которые использую как на уроках, так и непосредственно на ИКЗ.

Задания, направленные на развитие пространственной ориентировки

§   Графический диктант. Учащимся предлагаю воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.). В целях усложнения могут применяться узоры с двумя и более различными цветами. Кроме того, в качестве творческого задания детям можно предложить самостоятельно придумать повторяющийся графический узор.

Данное упражнение   использую на уроках математики.  

§   Мозаика. Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов (белые, красные, красно-белые) составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза.

Учащимся можно предложить также зарисовать составленную из карточек мозаику в тетрадь. При этом дети не только мысленно анализируют (разбивают на элементы) предложенную для работы картинку, а затем практически синтезируют ее (собирают из элементов-карточек) на своем столе, но и, проанализировав и сравнив с образцом предложенный результат, переносят его в свою тетрадь, параллельно вновь выполняя функцию пространственного анализа и синтеза.

Данное упражнение применяю на уроках математики (в разделе «Конструирование»), труда.

§   «Муха». Для этого упражнения используется расчерченное на доске игровое поле 3x3. «Муха» перемещается с одной клетки на другую по командам «вверх», «вниз», «влево» и «вправо». Исходное положение «мухи» — центральная клетка поля. Играющие должны, внимательно следя за указываемыми учителем перемещениями «мухи», определить, на какой клетке она будет находиться к концу игры (от 4 до 15 ходов). Второй вариант игры — сами дети поочередно дают «мухе» команды, не допуская при этом ее вылета за пределы игрового поля. На первом этапе дети следят за перемещениями воображаемой мухи, используя игровое поле. По мере усложнения задания (в перспективе) можно  перейти от работы с опорой на игровое поле к работе в умозрительном плане.

Данное упражнение можно использовать на уроках математики, русского языка, ознакомления с окружающим миром и т.д. Оно способствует активизации процессов восприятия и внимания, настраивает на работу, что, в свою очередь, позволяет быстро включить ребенка в учебную деятельность на уроке.

§   Зашифрованный рисунок. Упражнение дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются соответствующие зашифрованные рисунки.

Это упражнение рекомендуется использовать также на уроках математики.

§   Лабиринты. Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-нибудь характерными деталями (дерево, камень и т.п.). Например, детям может быть дана следующая инструкция: необходимо найти «клад», закопанный на острове, если известно, что путь к нему лежит от побережья к высокой пальме, затем нужно свернуть к большому камню и искать клад недалеко от него, рядом с кактусом. Задание является довольно простым, если необходимые приметы предъявляются одновременно с лабиринтом. По мере развития школьников оно усложняется: инструкция к лабиринту дается заранее, например, в самом начале занятия, а сам лабиринт — по прошествии некоторого времени, и, таким образом, детям необходимо вспомнить необходимые приметы.  

Данное упражнение я  использую на уроках математики, указывая в качестве примет не определенные предметы, а числа и математические выражения, а также на уроках ознакомления с окружающим миром, подбирая материал для «лабиринта», исходя из темы конкретного урока.

Задания, направленные на развитие логического мышления

1. Развитие математического аспекта логического мышления

§   «Продолжи числовой ряд»  Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность.  

Если учащиеся не могут сами сразу справиться с выявлением математической закономерности, следует предложить им выполнить промежуточные операции, направленные на выявление связи между отдельными числами группы. Примеры такого анализа:



Данное упражнение  успешно использую на уроках математики.

§   «Установи закономерность». Задание аналогично вышеуказанному, однако математическая закономерность представляется в графической форме.

Если учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий такого рода, полезно предложить им, абстрагировавшись от конкретного содержания рисунка, перевести изменяющиеся элементы закономерностей в числовую форму и записать получившийся числовой ряд (или группу рядов). После этого выявление закономерности осуществляется так же, как и в случае описанных выше математических закономерностей. Полученный числовой результат необходимо вновь преобразовать в содержательную форму.

Данное упражнение рекомендуется использовать на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, а также труда.

2. Развитие невербального мышления

§   «Продолжи логический ряд». Необходимо выявить закономерность нематематического характера и продолжить логический ряд. Для решения задачи требуется выявить все изменяющиеся признаки и принять решение на основании динамики изменения каждого из них в ряду.

Упражнение можно использовать на уроках математики.

§   «Дорисуй девятое». Это задание основано на диагностической методике «Прогрессивные матрицы Равена». Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.

Чтобы облегчить учащимся выполнение данного задания независимо от уровня его сложности (числа изменяющихся признаков), следует ознакомить их с эффективным алгоритмом поиска решения. Сначала необходимо определить общее количество изменяющихся признаков, а затем работать отдельно с каждым из них. Для каждого признака необходимо выявить закономерность его изменения в первом ряду, затем определить, сохраняется ли эта закономерность и во втором ряду, и, наконец, установить его вид для недостающего изображения последнего, неполного ряда. При этом в ряде случаев целесообразнее рассматривать изменение признаков не по рядам (строкам), а по столбцам.

Это задание рекомендуется использовать на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и труда.

3. Развитие вербального мышления

§   «Исключи лишнее». Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.

Более сложный вариант задания предполагает наличие нескольких вариантов ответов, исходя из различных оснований для классификации. Например, для группы слов: муха, страус, ворона, ласточка «лишним» можно считать слово «муха» (насекомое, а не птица), но можно и «страус», поскольку он в отличие от всех остальных не летает. Выполнение заданий такого рода и их обсуждение показывают детям, что у одной задачи может быть нескольких правильных ответов, развивают у них умение обосновывать свою точку зрения.

Данное упражнение можно использовать практически на всех уроках, привлекая его для закрепления конкретного учебного материала.

§   «Сходство и различие». Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия.

При выполнении этого задания учителю следует обратить внимание школьников на следующее обязательное условие: необходимо называть сначала сходство, а затем различие. Это требование обусловлено тем обстоятельством, что ребенку в силу особенностей аналитико-синтетической деятельности на данном возрастном этапе свойственно сначала находить конкретные различия. Основной же задачей данного упражнения является формирование функции обобщения.

Эти задания рекомендуется применять на уроках русского языка, ознакомления с окружающим миром, рисования.

§   «Противоположное слово». Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным. Для слов, допускающих неоднозначное решение, например, «сырой», предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

Данное упражнение можно использовать на уроках русского языка и чтения.

§   «Подбери пару». Это задание способствует развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи (например, причина — следствие, род — вид, функциональные отношения и т.п.). К приведенному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся (или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи.

При первоначальном ознакомлении детей с этим заданием или при использовании его для коррекционной работы следует для каждой рассматриваемой пары слов обсуждать вид логической связи и обосновывать вариант подобранного слова.

Это задание рекомендуется применять на уроках ознакомления с окружающим миром, чтения и русского языка.

Задания, направленные на развитие памяти

1. Развитие визуальной памяти

§   «Точки». Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными полями.

§   Зрительный диктант. Детям поочередно предъявляется несколько предметных картинок (от 3 до 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.

Это упражнение рекомендуется использовать на уроках ознакомления с окружающим миром и математики.

§   «Найди отличия». Учащимся раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут использоваться также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.

Это задание можно использовать на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим миром.

§   «Внимательный художник». Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в школу и т.п.

Данное упражнение целесообразно применять на уроках рисования, труда, чтения, ознакомления с окружающим миром.

2. Развитие аудиальной памяти

§   «Снежный ком». Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово.

Это упражнение можно использовать практически на всех уроках (ознакомление с окружающим миром, русский язык, чтение и т.д.), составляя тематическую последовательность слов (например, перечисление лиственных деревьев, цепочка однокоренных слов и т.п.).

3. Развитие тактильной памяти

§   «Волшебный мешочек». Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.

Этот вид заданий можно использовать на уроках ознакомления с окружающим миром, рисования, труда.

Задания, направленные на развитие внимания

§   «Корректурная проба». Детям предлагается найти и выделить в произвольном тексте (в том числе логически не связанной последовательности букв) какую-либо достаточно часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения задания оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок. Усложненным вариантом задания, специфически направленным на тренировку переключения и распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например, одну букву требуется зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. Объем текста определяется возрастом школьников и результатами предварительного тестирования уровня развития внимания (следует ориентироваться на то, чтобы среднее время выполнения задания не превышало 5 минут).

Задание можно использовать на уроках русского языка и чтения.

§   Поиск ошибок в тексте. Задание предполагает поиск в тексте различных ошибок — как грамматических, доступных для детей соответствующего возраста (например, преднамеренно измененный порядок букв в словах, выраженное несоответствие падежно-предложных отношений), так и логических (заведомо неверные высказывания или причинно-следственные связи, явный пропуск слов и т.п.).

Это упражнение эффективно использовать на уроках русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром. В последнем случае ошибками могут являться логические несоответствия.

§   «Что перепутал художник?» Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких учеников используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т.п.). Для более старших школьников задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую), диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий. В качестве раздаточного материала для этого и следующего заданий могут применяться фрагменты из детских журналов.

Данный вид работы используется на уроках рисования и ознакомления с окружающим миром.

§   «Запутанные дорожки». Школьники должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т.д.).

Упражнение способствует развитию устойчивости внимания. Его эффективно использовать в начальный период обучения на уроках рисования, математики, ознакомления с окружающим миром.



 Министерство образования и науки Республики Казахстан

 КГУ  НСО школа – интернат им. Крупской акимата г. Усть-Каменогорска

Особенности формирования общих и специальных навыков у детей с ЗПР (методсовет)

2013

Выполнила: Петкевич Л.Н.

28.03.2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Исправление, ослабление присущих детям недостатков психофизического развития Формирование обобщенных умений, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных заданий различного предметного содержания

Слайд 3

Формирование содержательной учебной мотивации Формирование учебной деятельности и коррекция недостатков в её основных структурных звеньях Развитие личностных компонентов познавательной деятельности Развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность Обогащение кругозора детей Развитие речи учащихся до уровня, позволяющего включиться в учебный процесс

Слайд 4

Формирование общеинтеллектуальных умений Развитие внимания, памяти, восприятия, сенсомоторной координации и учебной мотивации Развитие личностной сферы Формирование адекватной самооценки Развитие коммуникативных способностей

Слайд 5

Развитие пространственной ориентировки Развитие логического мышления Развитие памяти

Слайд 6

Графический диктант

Слайд 7

Мозаика

Слайд 8

Муха

Слайд 9

Зашифрованный рисунок

Слайд 10

Лабиринты

Слайд 11

Развитие математического аспекта логического мышления

Слайд 12

Продолжи числовой ряд

Слайд 13

Установи закономерность

Слайд 14

Продолжи логический ряд

Слайд 15

Дорисуй девятое

Слайд 16

Исключи лишнее Дуб, дерево, ольха, ясень 2. Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий 3. Дождь, снег, осадки, иней, град 4. Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание 5. Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной

Слайд 17

Подбери пару 1. Песня : композитор = самолет: ? (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель) 2. Школа : обучение = больница: ? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной) 3. Песня : глухой = картина: ? (слепой, художник, рисунок, больной, хромой)

Слайд 18

I . Развитие визуальной памяти

Слайд 19

Точки

Слайд 20

Зрительный диктант

Слайд 21

Запутанные дорожки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своеобразие формирования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития"

Анализ научной литературы по проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей с ЗПР...

Особенности формирования интереса к учебной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания или гиперактивность - не приговор.

С каждым годом специалисты отмечают рост количества детей с т.н. гиперактивностью. Зачастую учителя жалуются на то, как им трудно работать с такими детьми. А кто нибудь задумывался над тем а каково ре...

Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Необходимость совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности, не вызывает...

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Опубликовано 17.09.2012 - 18:06 - Смирнова Наталья ВикторовнаСовременная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей ...

Формирование игровых и социальных навыков у детей с РАС

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут играть не так, как их типично развивающиеся сверстники, а в некоторых случаях могут не играть совсем. Важно помогать детям с РАС развивать игров...

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умен...