Формирование игровых и социальных навыков у детей с РАС
статья

Самсонова Оксана Вячеславовна

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут играть не так, как их типично развивающиеся сверстники, а в некоторых случаях могут не играть совсем. Важно помогать детям с РАС развивать игровые навыки, потому что игра – это основа обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_igrovyh_i_sotsialnyh_navykov_u_detey_s_ras.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Самсонова, педагог-психолог

ГБОУ школа № 657 Приморского района Санкт-Петербурга

«Формирование игровых и социальных навыков у детей с РАС»

Игровые и социальные навыки – одни из самых важных навыков, которым ребёнок должен научиться.

Для всех детей игра критически важна – именно через игру дети учатся ориентироваться в социальном мире, осваивают правила и нормы, начинают понимать, как вести себя соответственно ситуации.

Игра очень тесно связана с тем, какими мы станем в будущем. Без игры и без игрушек, какими бы простыми и самодельными они ни были, человеку сложнее развиваться.

Уровень игры абсолютно коррелирует с уровнем развития познания. Если ребенок долго находится на более ранних стадиях игры, возможно, что-то не так с познавательными процессами.

Ролевые игры – это достаточно высокий уровень развития игры, который начинается после 2,5–3 лет, а до этого появляются первые игры «понарошку».

Есть серьезные навыки игры – если не научиться делать что-то по очереди и доверять взрослым, это может породить в дальнейшем серьезные проблемы в обучении.

В игре есть две очень важные вещи: постоянство и повторяемость, а также разнообразие и расширение. Игра должна быть очень тесно связана с мотивацией и интересом самого ребенка.

В игре есть сюжет или тема, какая-то история, которая разворачивается. И это тоже обучение – разные роли, диалоги. Смысл и ценность игры как раз в обмене и в продолжении истории, развитии сюжета.

Есть вещи, которым не научишься без коммуникации, игра как раз помогает в этом. В том числе тому, как жить в обществе.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут играть не так, как их типично развивающиеся сверстники, а в некоторых случаях могут не играть совсем.

Важно помогать детям с РАС развивать игровые навыки, потому что игра – это основа обучения. Во время игры можно научить:

  • спокойно сидеть;
  • слушать правила;
  • ждать свою очередь;
  • выполнять инструкцию;
  • обратиться с просьбой;
  • делиться с другими;
  • согласовывать свои действия с действиями других;
  • расширять свой словарный запас;
  • чередовать активность и отдых;
  • быть гибким;
  • и т.д.

Помогая детям с РАС учиться играть, полезно знать, какие барьеры могут влиять на эти навыки. Например, у некоторых детей с аутизмом ограничены интересы. Они могут играть с одной-двумя игрушками, снова и снова повторять одно и то же действие или играть только с частью игрушки. Они также могут:

  • не знать, как играть с различными игрушками;
  • не уметь учиться, просто наблюдая за другими, из-за трудностей с имитацией;
  • не иметь фундаментальных навыков для игры, например, могут быть трудности с координацией.

Как способствовать развитию игры у детей с РАС?

  • Быть на одном уровне. Располагаться на уровне глаз ребенка, чтобы облегчить взаимодействие и повысить вероятность, что ребенок заметит ваше присутствие.
  • Копировать действия ребенка, когда это уместно. Это будет демонстрировать ваше одобрение и повысит вероятность того, что в будущем ребенок сам сможет сымитировать ваши действия или вспомнит о вашей реакции.
  • Сделать игру веселой. Моделируя забавные действия с игрушками, интересными ребенку, можно повысить его интерес к игрушкам и помочь научиться играть.
  • Расширять круг интересов, вводя новые игрушки и игры. Включайте предпочитаемые объекты в игровые активности.
  • Работать над фундаментальными навыками, такими как имитация и соотнесение, которые могут помочь в игре.

Поскольку РАС влияет на развитие навыков социального взаимодействия и общения, оно также оказывает влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр.

Формирование навыков игры, включает следующие этапы:

  1. Формирование разделенного внимания

Основной целью этого направления является формирование умения перемещать внимание с игрового предмета на партнера по игре и наоборот.

  1. Формирование навыков имитационной игры

Основная цель - сформировать у ребенка базовое умение имитировать игровые действия различной степени сложности в ходе индивидуальной и малой групповой форм работы.

  1. Формирование навыков параллельной игры

В процессе данного направления осуществляется формирование умения выполнять игровые действия, находясь рядом с другим ребенком.

  1. Формирование навыков хороводных игр и игр в кругу

Основная цель – научить детей выполнять синхронные действия в кругу, в группе детей и взрослых.

  1. Формирование навыков игры с переходом ходов

Целью этого направления является обучение навыкам игры с переходом ходов.

  1. Формирование умения делиться игровыми материалами

Основная цель – научить ребенка делиться игровыми материалами с другим ребенком во время участия в различных видах игр.

  1. Формирование навыков игрового сотрудничества

Основной целью этого направления является формирование умения взаимодействовать и сотрудничать с другим ребенком в ходе совместной игры для достижения общей цели.

Формирование навыков игры необходимо начинать после определения уровня игровых действий ребенка: манипулирование, упорядочивание, функциональная игра, символическая игра, сюжетно-ролевая игра.

Например, для детей, которые в ходе свободной игры продемонстрировали уровень манипулирования с предметами, предлагается следующее задание: педагог строит башенку из кубиков, а затем предлагает ребенку повторить это действие. Если ребенок способен воспроизвести его, то зона ближайшего развития игровых действий ребенка – упорядочивание. С этого уровня начинается обучение ребенка новым игровым навыкам.

Детям, способным к спонтанному упорядочиванию предлагается следующее задание: педагог сажает игрушечного человечка на машину и катает его, озвучивая – «брум-брум». Затем ребенка просят повторить действие. Если он имитирует, то зона ближайшего развития – функциональная игра, с которой начинается обучение.

Если в ходе свободной игры ребенок продемонстрировал уровень функциональных действий, то ему предлагается воспроизвести игровые действия с использованием предметов-заместителей, например, покормить куклу с помощью палочки, вместо ложки. Если он повторил, то зона ближайшего развития, с которой нужно начинать работу – символическая игра.

Если в свободной игровой ситуации ребенок показал уровень символической игры, то ему предлагается повторить последовательность игровых событий: покормить куклу, помыть ее и положить спать. Если он смог имитировать, то зона ближайшего развития – сюжетная (сюжетно-ролевая) игра.

Таким образом, зона ближайшего развития творческой игры ребенка определяется путем использования структурированных игровых ситуаций в паре: педагог–ребенок.

Структурированная игра – это игра, когда взрослый обеспечивает для нее материал, начинает игру или присоединяется к ней для того, чтобы направить игру или дать ребенку подсказки. Структурированная игра обычно дает ребенку руководства, что и когда делать. У структурированной игры обычно есть четкое завершение. Это сокращает число вариантов развития событий, которые могут возникнуть в игре, что гораздо легче для восприятия ребенка с РАС. Четкая структура может также помочь ребенку понять, какие шаги, умения, действия и понятия необходимы для достижения конечной цели игры. Эти особенности структурированной игры создают игровое пространство с низким уровнем стресса для ребенка, где он может оттачивать необходимые ему навыки для игр и взаимодействия с другими детьми.

Свободная игра – это когда ребенок делает, что хочет.

Оба вида игр важны для развития ребенка, но для детей с РАС структурированные игры особенно важны для того, чтобы освоить такие важные навыки как умение делиться, выполнять действия по очереди и взаимодействовать с другими детьми. 

В ходе структурированной игры педагог демонстрирует ребенку различные действия и возможности использования игровых материалов на более высоком уровне, чем тот, который был продемонстрирован им в рамках свободной игры, и фиксирует – понимает ли ребенок значение этих действий и способен ли он их воспроизвести.

У многих детей с РАС есть трудности с развитием социальных навыков, языка. Даже те дети, которые через поведенческое вмешательство осваивают продвинутые вербальные навыки, часто без специального обучения не проявляют спонтанного социального взаимодействия и не инициируют коммуникацию. Они проводят больше времени за игрой в одиночестве.

Что же такое «социальные навыки»? Это - умение управлять своими взаимоотношениями с другими людьми. Они позволяют грамотно общаться, влияют на качество коммуникации и эффективность контакта с окружающими, способствуют контролю эмоций и поведения. Это все способности, которые используются для общения и взаимодействия с другими людьми, как при помощи речи, так и без слов, посредством жестов, языка тела.

Ранние социальные навыки связаны с взаимодействием со взрослыми: ребенок имитирует действия взрослого, радуется общению с ними, инициирует игру. Позже ребенок начинает интересоваться сверстниками и взаимодействовать с ними.

Дефицит способности начинать и поддерживать социальные взаимодействия и общественные связи наблюдается у всех детей с РАС. Для повышения качества жизни необходимо формировать компетенции, важные для взаимодействия с другими людьми и доступа к общественным ресурсам.

В процессе обследования социальной игры у детей с РАС необходимо выявить уровень сформированности следующих навыков:

  • Навыки имитационной игры

Для этого, взрослый демонстрирует интересные для детей игровые действия и смотрит, смогут ли они повторить их. Например, бьет по воздушному шарику рукой, чтобы он взлетел высоко вверх или запускает самолетик. Затем, детям дается возможность повторить действие. Педагог оценивает уровень имитации: имитирует ли ребенок игровое действие сразу, либо ему нужна повторная демонстрация, подсказка, помощь, либо он вообще не повторяет.

  • Навыки простых социальных игр

Взрослый инициирует веселые игры, например, «ладушки» или упрощенный вариант игры «догонялки». Педагог оценивает: понимает ли ребенок правила игры, мотивирован ли он на игру, может ли ее продолжить, или нуждается в помощи, или выражает отказ.

  • Навыки параллельной игры

Педагог организует игру в малой группе: сажает двух детей на ковер рядом друг с другом, дает каждому интересную игрушку или игровой набор. Параметры оценки: может ли ребенок находиться рядом с другим ребенком в процессе игры, обращает ли он внимание на действия другого ребенка, соблюдает ли границы, или пытается отнять игрушку у другого ребенка, или избегает участия в игре «рядом».

  • Навыки хороводных игр и игр в кругу

Несколько взрослых организуют хорошо знакомую детям хороводную игру или песню, например, «В лесу родилась елочка». Взрослые берут детей за руки с двух сторон, образуют круг и поют, совершая синхронные действия. Педагог наблюдает реакцию детей: они активно участвуют в игре, пассивно подчинены игре или пытаются вырваться из круга.

  • Навыки игры с переходом ходов.

Взрослый сажает ребенка на пол, а сам садится напротив и катит ему машинку или мячик. Затем ждет или побуждает ребенка, чтобы он покатил машинку или мячик обратно. Параметры оценки: понял ли ребенок правило игры, покатил ли обратно машинку ли мячик, продолжает ли он играть, или нуждается в помощи, или вскакивает и убегает.

  • Умения ждать своей очереди.

Взрослые организуют интересную для детей игру: например, по очереди качают детей на покрывале (2 – 3 ребенка). Когда порядок действий повторился несколько раз и дети к нему привыкли, педагог оценивает: могут ли они ждать своей очереди или пытаются нарушить порядок, ждут спокойно или демонстрируют дезадаптивное поведение.

  • Умения делиться и пользоваться общими игровыми материалами

Для этого, педагог дает детям один интересный игровой набор, например, конструктор «ЛЕГО» на двоих и оценивает, могут ли дети делиться, играть совместно, или нуждаются в организующей помощи, или отнимают конструктор друг у друга, или просто избегают совместной игры.

  • Умения соблюдать правила в простых играх

Взрослый организует простую игру с правилами. Например, два участника по очереди бросают кубик и переставляют свои фишки на игровом поле на столько клеток, сколько точек выпало на кубике. Когда ребенок понял алгоритм действий, педагог оценивает уровень игры: может ли ребенок самостоятельно контролировать ход игры, нужны ли ему подсказки, или он вообще отказывается играть.

  • Умения сотрудничать для достижения общей цели.

Для этого организуется интересная для ребенка игра. Например, два участника строят башню из кубиков: один подает кубики, а другой выстраивает башню. Участники рассаживаются таким образом, чтобы только один из них мог дотянуться до коробки с кубиками, а другой до строящейся башни. Затем, несколько раз ребенку (или детям) помогают выполнить необходимые действия. Когда алгоритм игры ясен, ребенку (детям) предоставляется возможность поиграть самостоятельно. Параметры оценки: принимает ли ребенок участие в игре, либо ему нужна помощь, либо он вскакивает и убегает.

Таким образом определяется зона ближайшего развития для формирования необходимых социальных навыков.

Игру можно рассматривать как отражение всех процессов жизнедеятельности людей. Именно в игре ребенок исследует окружающий мир, изучает человеческие отношения и социальные правила.

Формирование игровой деятельности у детей с РАС является длительной, кропотливой работой. Важным результатом процесса формирования игровой деятельности у детей с РАС является способность к взаимодействию. В рамках такой работы сенсорные ощущения преобразуются в элементы игрового сюжета, которые посредством смыслового комментария дают возможность ребенку осознать «событийность» и суть происходящего вокруг. Создавая смысловые связки между эпизодами в сюжете, взрослый формирует у ребенка представление о логике событий в повседневной жизни, а насыщая сюжет деталями, формируем представление о вариативности жизненных ситуаций.


Список использованных источников и литературы:

  1. Хаустов А.В., Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012.
  2. Янушко Е.А., "Игры с аутичным ребенком". Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Издательство: Теревинф, 2014 г.
  3. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В.М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
  4. https://nakedheart.ru/
  5. https://infourok.ru/
  6. https://www.kras-dou.ru/29/images/19-20/str-ped/lysenko/statya_razvitie_igrovoy_deyatelnosti_u_detey_s_ras.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования общих и специальных навыков у детей с ЗПР

Особенности формирования общих и специальных навыков у детей с ЗПР...

"Своеобразие формирования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития"

Анализ научной литературы по проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей с ЗПР...

Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Необходимость совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности, не вызывает...

Особенности развития социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие огр...

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умен...