Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sostoyaniya_obshchey_i_melkoy_motoriki.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности состояния общей и мелкой моторики
у детей с тяжелыми нарушениями речи.
В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями речи, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов. Следовательно, встает вопрос о дообследовании и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных нарушений.
При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы.
Эти симптомы проявляются в следующем:
- общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;
- может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей;
- при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии);
- нарушения мышечного тонуса;
- непродуктивность движений;
недостаточность выполнения сложных движений; - ошибочная пространственная организация движений.
К примеру, ребенок с речевой патологией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
У детей с формой речевой патологии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются:
- в нарушении точности движений;
- в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую;
- в замедленном включении в движение;
- в недостаточной координации;
- пальцевые пробы выполняются неполноценно;
- наблюдаются значительные затруднения.
Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Особенности состояния общей и мелкой моторики детей - логопатов проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции
3 МОЗГОВЫХ ЦЕНТРА.
Я хочу подробно остановиться на мозговых центрах человека, отвечающих за нашу речь, для того, чтобы отчетливо представляли важность занятий физкультуры для детей с речевой патологией.
За речь отвечают три мозговых центра, что выражается в речевых координациях голосового аппарата, создающих гладкий поток речевых звуков:
• моторный (двигательный) «Центр Брока» производит речь, регулируя голосовой аппарат (голосовые связки, мышцы гортани), управляя речевой и дыхательной мускулатурой и всем тем, что участвует в произношении звуков. Именно, в «зоне Брока», расположенной в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), — центре моторной речи — формируется двигательная программа речевого высказывания.
• сенсорный (чувствующий) «Центр Вернике — слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать, распознавать и контролировать свою и чужую речь. «Зона Вернике» — центр восприятия речи — расположена в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей).
• при помощи третьих «ассоциативных» (объединяющих) центров, расположенных в нижней теменной доле и отвечающих за правильный
подбор слов, мы анализируем, «думаем», что говорить дальше, создавая связную структуру фраз и выстраивая предложения.
Это единый круговой процесс, а недостаток движения замедляет этот процесс развития речевых функций. Соответственно, наблюдается отставание моторики (снижение силы, быстроты, выносливости), задержка развития вегетативных функций. Все это приводит к таким заболеваниям, как атаксия (расстройство координации движения) и апраксия (нарушение целенаправленных движений и действий, наступающее при поражении различных областей коры головного мозга).
Логопедия – важное звено цепи здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействуют на коррекцию устной и письменной речи, на психофизическое развитие детей.
Я выделила пять основных методических приёмов и форм развития речи с помощью движения:
- Логоритмика, как «терапия движением».
- Артикуляционная гимнастика.
- Развитие мелкой моторики.
- Физкультурные минутки.
- Целенаправленные занятия по физической культуре.
Дети любят подвижные игры, поэтому всегда с удовольствием выполняют задания логопеда и учителя физического воспитания. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, их настроения, от состояния здоровья. Для школьников это просто игра, а в результате – это коррекционно-комплексная, лечебно-профилактическая форма воздействия на двигательную недостаточность, которую имеют дети-логопаты.
Рекомендации.
На сохранение высокого уровня работоспособности дошкольников и её благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы:
- состояние здоровья;
- наличие или отсутствие хронических заболеваний;
- иммунитет;
- физическое и психическое развитие ребёнка.
Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, ежедневную физкультуру, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность.
Но при планировании занятий для детей с речевой патологией, необходимо учитывать:
- недельную динамику работоспособности ( понедельник – адаптация; вторник, среда – наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга – спад работоспособности);
- дневную динамику работоспособности ( высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы с 8 до 11; снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь её значительное падение;
- фазы работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности;
- продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3 – 4 года – 7 минут, 4 – 5 лет – 10 минут, 6 – 9 лет – 20 минут.
Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детей с ОНР на занятиях необходимо:
- создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные – дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;
- использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;
- включать элементы психогимнастики, упражнения для релаксации;
- проводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж (с использованием массажёров); упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения, упражнения для профилактики зрительного утомления (с использованием специальных пособий, зрительных ориентиров); упражнения для развития параметров внимания, памяти, воображения.
На занятиях применяются игры, направленные на:
- развитие обоняния и глубокого вдоха;
- расширение запаса имён существительных в активном словаре детей;
- развитие умения детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки и другие игры;
- формирования правильного звукопроизношения
-развитие направленного дыхания и т.д
Таким образом, развитие двигательной и речевой активности детей с нарушением устной и письменной речи влечёт за собой развитие всей речевой системы, активизацию мыслительной деятельности и успешное усвоение школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи»
Выступление на педагогическом совете...
Доклад "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"
развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...
Презентация "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"
развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогич...
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи»
Статья на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в ГБОУ СОШ №153"...
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней перечислены виды тяжелых нарушений речи (ТНР), психолого-педагогические и речевые особенности детей с ТНР, основные н...
Консультация для родителей. Тема: «Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Леонть...