Технология развития критического мышления как метод успешного освоения навыка и культуры чтения.
статья по теме
В статье содержится описание опыта применения технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_kriticheskogo_myshleniya.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
9.10.2010 г.
«Технология критического мышления как метод успешного освоения навыка и культуры чтения».
Мы, учителя начальной школы, редко встречаемся со своими выпускниками в среднем звене в учебном процессе. Но мне представилась возможность поработать в средней школе учителем истории. Я поняла, что часть детей не умеют быстро читать, выделять главное в прочитанном, находить ответы на вопросы в тексте, понимать задание, искать информацию. Видимо, они ждали, что учитель придёт и всё расскажет, покажет и разъяснит. Были дети, которые старались, чтобы их не заметили, не спросили. И я подумала, что время идёт, но мало что не меняется и это при этом, обучение в начальной школе развивающее.
Тогда я обратилась к технологии критического мышления, прошла курсы повышения квалификации. И вот уже четыре года работаю, применяя технологии критического мышления.
Американские учёные - разработчики этой технологии Куртис Мередит, Чарльз Темпл, Джинни Смит «переложили» на язык практики исследования когнитивных психологов в области процессов познания и психологической эффективности обучения: Пиаже об этапах умственного развития ребёнка и Л. С. Выготского о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка.
Эти технологии оказались востребованными. Мир быстро меняется, сменилась политическая и общественно – экономическая формация, научно – технический прогресс поражает достижениям. Изменился темп жизни. Выражение «Кто владеет информацией – тот владеет миром» перестало быть афоризмом. В этих условиях сможет быть успешным человек, в котором бы сочеталось умение логически мыслить и творчески подходить к процессу, ориентирующийся в море информации, умеющий добывать нужные ему знания. Чтобы вырастить такого человека нужно начинать с детства.
Безусловно, я не могу использовать приёмы технологии критического мышления в своей практике в полном объёме или пользоваться только ими. Нельзя, например, отказаться в начальной школе от наглядно – образного принципа преподавания, сформулированного ещё Яном Амосом Каменским. Образование – это образа давание. А для маленького ребёнка важен образ не только предмета, но и понятия, и слова. Но одно дело, когда готовый образ даёт учитель, а другое - когда ученик сам старается его осмыслить и представить, выразить своё мнение о нем.
Невозможно отказаться от здоровьесберегающих технологий. Если ребёнок потеряет здоровье, его не заменит никакое критическое мышление.
Дополняет картину и система инновационной оценки – «портфолио». Когда мой выпускник и его родители видят первую творческую работу – лист клёна, на котором 1 сентября буквами в обратную сторону написано имя и пожелания новоиспечённого ученика, они наглядно понимают какой путь прошёл ребёнок за 4 года обучения, чего он достиг, как оценивает свои достижения.
Работая по новой технологии, я поставила цель подготовить учеников к обучению в средней школе, так чтобы они могли: самостоятельно работать с источником информации, понимать учебные цели и задачи, умели высказывать, аргументировать, и отстаивать своё мнение, связно и внятно говорить, быть уверенными в себе.
В работе я использовала учебно–методический комплект «Школа ХХI век».
Казалось бы, какие же приёмы технологии критического мышления можно применить на практике в начальной школе?
Уже на фазе вызова дети способны обратиться к уже имеющимся знаниям и настроиться на интерес к получению новых знаний. Так на уроке в 1 классе дети, изучающие обозначение звука [o] буквами «Оо», «Ёё», выясняют эмпирически, что звук на письме обозначается двумя буквами. На предложение убрать из алфавита букву «Ё» как возможно ненужную, встают на её защиту и доказывают, что без буквы «Ё» невозможно узнать кто такой «ожик» или что такое «олка», а все мягко произносимые согласные стали произноситься твёрдо. Дети приходят к выводу, что эта буква важна для русской речи и убрать её из алфавита нельзя. Становясь « защитником» буквы ребёнок чувствует свою значимость, он может себя похвалить, он занимал активную позицию.
Могут дети высказать предположение о сюжете текста по его заголовку. По поводу текста с названием «Синие листья» на « дереве предсказаний мудрой совы» обычно появляются самые разные предположения.
На фазе осмысления содержания (получения новой информации) ученики могут читать парами и в группах, представить материал наглядно – графически. Не сразу дети могут сказать, какой звук обозначает та или иная буква, но представить её графически и в цвете, может практически каждый.
На фазе рефлексии дети с удовольствием выполняют творческие задания, обмениваются мнениями, стараясь их аргументировать, анализируют свои чувства. Дети могут прогнозировать какими могут быть в дальнейшем поступки героев, какими вырастут людьми, почему так поступили. В беседе дети учатся считаться с мнением другого человека, высказывать свою точку зрения без боязни быть высмеянными.
Но это касается только сюжетных рассказов. Классические произведения, относящиеся к другому историческому периоду, такому разбору не подлежат. Я согласна с разработчиками технологии критического мышления, в том, что она «… не самоцель, а средство, которое побуждает ребёнка быть вдумчивым, наблюдательным читателем, развивать культуру чтения и содействовать развитию
творческой личности».
Специфика образовательной технологии критического мышления - это обучение не на основе ведущей и непререкаемой роли учителя и послушного ученика, а совместного творчества, переживания и осмысления. Когда проложены тропинки: ученик - учитель, ученик-информация, ученик - окружающий его мир, когда учебный процесс приближен к реалиям жизни, протекающей за стенами школы, результатом такого сотрудничества становится ученик, опирающийся на внутреннюю мотивацию к учению, более устойчивую, чем внешняя, исходящая от взрослых.
Работа с информацией ведётся не только на уроках литературного чтения. Диапазон применения технологии широк. Нужно уметь читать и текст задачи, выделяя данные и искомые, читать научные статьи на уроках
окружающего мира, уметь сделать выводы, понимать суть прочитанного.
Таким образом, если результатом технологии стандартного характера является формирование известных знаний, умений и навыков, а рефлексивные процессы (анализ, осмысление, оценка) используются как средство для решения определённых конкретных задач, то «… технологии рефлексивного характера направлены на развитие интеллектуальной личности, которая применяла бы их в процессе самостоятельных поисков и открытий».
Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует себя уверенным в работе с разными типами информации, умеет их использовать, может найти нужную информацию. Он толерантен, понимает возможность существования других точек зрения. Его образование «… адекватно окружающему миру, современным социально-экономическим условиям. Ребёнок занимает осмысленную позицию, что повышает его коммуникативный потенциал».
Результаты учащихся
- предметные:
Дети освоили технику чтения вслух и про себя согласно принятым нормам,
Научились выделять существенную информацию из художественного и познавательного текста, находить её самостоятельно,
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме,
Обсуждать в группе или паре прочитанное произведение
Освоили культуру письменной и устной речи согласно своим возрастным и психологическим особенностям.
-личностные:
Дети стали ориентироваться в нравственном содержании и причинах поступков своих и окружающих людей,
Учились сопереживать другим людям, ценить свою семью, осознавать свою принадлежность большой и малой Родине.
Мотивированы на достижение хороших результатов в учёбе.
-метапредметные:
Дети научились на основе прочитанного принимать практические решения,
Использовать читательский опыт для обогащения своего жизненного опыта,
Получили навык участия в диалоге, в публичных выступлениях.
На педагогическом совете по преемственности выпускники получили высокую оценку учителей средней школы.
Таким образом, образовательный метод технологии критического мышления на практике показал преимущество обучения, направленного на тесную связь с процессами, происходящими в современном мире. Развитие не только мыслительных процессов ученика, а его общее интеллектуальное развитие помогут социальной адаптации ребёнка, облегчат ему переход к следующей ступени обучения.
Литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.:Просвещение, 1997
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии.- М.: Сентябрь, 1996
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.Учим детей мыслить критически.-С-Пб.:,Альянс Делта , 2003
4. WWW.fectival.1 september. Ru
5.www.book.edu.ru
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня в этом зале и выступать перед вами первым номером.
Меня зовут Людмила Борисовна Мартынова. Я учитель начальной школы. Я тот учитель, о котором написана песня со словами «…учительница первая моя». Я тот учитель, чьё педагогическое творчество – предисловие к вашему педагогическому творчеству, учителей средней школы. И, чем лучше будет моё предисловие, тем легче и интереснее будет работать вам с моими выпускниками.
Моё педагогическое кредо – надежда на то, что мои ученики будут не только хорошо учиться в школе, но и сумеют реализовать себя в жизни.
Между тем, мы, учителя начальной школы, редко имеем возможность наблюдать, как учатся наши дети в средней школе.
Но несколько лет назад мне довелось поработать учителем истории. И я увидела, что среди пятиклассников есть дети, которые слабо владеют техникой чтения, не умеют работать с текстом, кто – то старался незаметным, кто – то не хотел или не умел найти новую информацию.
А ведь главная задача начальной школы – подготовить ученика к следующей спупени учёбы, к жизни в стремительно меняющемся мире, где выражение «Кто владеет информацией – тот владеет миром» перестало быть афоризмом.
Поэтому тема моего выступления продиктована жизненной необходимостью.
Вернувшись в начальную школу, я обратилась к новой технологии развития критического мышления, которую разработали американские учёные Мередит, темпл и Смит, опираясь на исследования когнитивных учёных Пиаже и Выготского. И вот уже 4 года использую их в своей практике.
Казалось бы, как можно применять эти технологии в начальной школе?
Между тем, уже в букварный период при изучении, например, буквы «Ё», на фазе вызова мы выяснили, что звук [ о] на письме обозначается буквами «О» и «Ё». Так, может быть одна буква лишняя и надо исключить её из алфавита?
И уже не я детям, а дети мне стали доказывать, что этого нельзя делать. Они приводили доказательства и примеры. Дети перестали быть объектом обучения, они стали его активными участниками.
А дома каждый рассказывал, как он защищал букву «Ё», спрашивая: «А ведь правда я молодец?»
Т. о. технологии развития критического мышления помогли мне мотивировать ученика на успешное обучение. Помогли поддерживать его, но не навязывать своё мнение, помогать, но не ущемлять его самостоятельность, поощрять к исследованию, но не исследовать вместо него.
Безусловно, в начальной школе я не могу использовать только эту технологию. Она разумно сочетается с другими инновационными технологиями в моей практике.
Но приоритет для меня – это здоровьесберегающие технологии. Согласитесь, если ребёнок потеряет здоровье физическое или психическое, это нельзя будет оправдать никакими новыми методиками.
Странно было бы видеть и неиграющего малыша.
Помогает ребёнку оценивать результаты своей работы портфолио.
Вот сейчас дети напишут на кленовом листе свои первые слова и сделают первый шаг к успеху. Они будут не только приобретать знания, но и учиться понимать других людей, жить в коллективе. Какие замечательные лица! Особенно у первого ученика.
К каким же итогам пришли мои выпускники? Теперь они держат в руках диплом об окончании начальной школы. Об этом красноречиво говорит диаграмма, Но лучше выражение лица этого ученика. Теперь он уверенно смотрит на нас.
Я всегда рада услышать слова благодарности от учителей средней школы. Они с удовольствием берут классное руководство в моих классах.
Так каким же должен быть школьник, переходящий в среднюю школу?
- Вырасти как личность.
- Сохранить свою индивидуальность.
- В том числе и на меня.
Стать человеком 21 века.
Таким как этот мой ученик. А знаете, чем он сейчас занимается? Проводит исследование по здоровьесберегающим технологиям. Пишет кандидатскую диссертацию. И кто знает, может быть, я скоро буду учить по его книгам новым технологиям.
А в целом мне бы хотелось, чтобы мои дети выросли и сделали этот мир лучше.
Фамилия Имя ученика______________________________________класс_______________
Классный руководитель________________________________________________________
Психолог____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...
Технология развития критического мышления – целостная система, формирующая навыки работы с информацией.
Актуальность данной темы в том, что одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технолог...
Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»
Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
Выступление по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»
В этом учебном году я работала над методической темой « Использование технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла»Привлекательность данной технологи...
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...