Доклад "Общественные ценности"
статья (1 класс) по теме

Малютина Галина Анатольевна

Выступление на конкурсе "Самый клаассный классный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debaty_o_cennostyah.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

   Каждому обществу свойственна система нравственных норм и ценностей, являющаяся неотъемлемой составляющей духовной жизни данного социума. Нравственные ценности заключают в себе общественное мнение, выражающее сложившиеся в данной нации или государстве представления о высших ценностях бытия: добре и зле, справедливом и несправедливом, любви, счастье, чувстве долга, чести и совести - образующих личностную парадигму морального облика человека, общества в целом.

   Сегодня российский социум представляется сложным и изменчивым, переживающим утрату целостности и неизменности нормативной системы нравственных ценностей, глобальное преобразование социальных стереотипов и появление новых, связанных с такими явлениями жизни, как рынок, предпринимательство, вариативность политических, экономических, моральных решений в бытии индивидуумов. Основные инновационные этносы общества проявляются в развитии различных социальных групп (например, бизнесменов, среднего класса, бедных, маргиналов), между которыми нарастает обособление (вплоть до противостояния), обладающих значительными различиями в нормах поведения, идеях, особенностях образа жизни, проецирующихся в существовании отличительных по качественным и количественным показателям нравственных ценностей, морали.

1 позиция. Бог есть Любовь. Все в мире держится на любви друг к другу.

Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах современного общества наблюдается противоречие в понимании нравственных ценностей, определяющих человеческое и культурное измерение явлений социальной действительности. Трансформация нравственных ценностей вмещает как традиционные представления о нормах и ценностях, так и аксиологические инновации, характеризующие происходящий процесс переоценки ценностей в нашей стране.

Многомерность и противоречивость интерпретаций нравственных ценностей, их сущностного наполнения прослеживается не только в социальных группах, упомянутых выше; данное явление характерно для молодого и родительского поколений, мужчин и женщин, образующих специфическое социокультурное состояние общества..

2 позиция. Будь совестлив – вся мораль в совести.

    Как известно, общество представляет собой сложную многофакторную систему. Элементы этой системы материальная и духовная жизнь общества, а также составные подэлементы этих двух сфер общественной жизни, находящиеся в тесной связи. С одной стороны, такие сферы духовной жизни как политика, право, искусство, мораль, религия, наука и т.д. они либо взаимодействуют сонаправленно, либо противонаправленно. Так или иначе, их развитие невозможно представить без взаимодействия. С другой стороны, несомненно, один из указанных элементов системы несёт на себе функцию системообразования. В зависимости от того, какой из этих элементов берётся за основу, формируется та или иная социально-философская концепция.   Очевидно, в каждом социально-экономическом миропорядке господствует совершенно определенная система духовных ценностей, адекватных существующему строю. Без этого общество не могло бы существовать и развиваться.

. Однако, в момент социальных потрясений (войны, революции, перевороты),  вызывающих более или менее основательный переход одних качественных определений в другие, вышеуказанная связь координации и субординации духовных ценностей нарушается. В одних случаях это сопровождается переходом из одной социально-экономической системы в другую, в других случаях же вызывает необходимость значительного обновления и совершенствования элементов системы. В любом случае настаёт время переоценки как материальных, так и духовных ценностей.

   Ценности это то, в чём человек нуждается для удовлетворения своих потребностей, как материальных, так и духовных.

Ценности, потребности и мотивы поведения являются звеньями одной цепи. Человек, стремясь добыть то, в чём нуждается, сознательно ориентирует своё поведение на конкретные ценности.

3 позиция. Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай.

   У каждого человека своя  иерархия ценностей, которая складывается в ходе формирования его личности. Система ценностей не передаётся генетически, а формируется в обществе, в ходе социализации; то есть является результатом социализации, а не её предпосылкой. Если процесс социализации индивида протекает в пределах номы, не подвергаясь влиянию искажающих и искривляющих факторов, то у сформировавшейся личности система ценностей совпадает, в основном, со шкалой общественных ценностей.

Таким образом, шкала ценностей человека определяет его личность и регулирует его взаимоотношения с обществом. В случае неправильной социализации личность вступает в противоречие с обществом.

   Уровень развития общества характеризуется его духовной жизнью. Жизнедеятельность людей во многом зависит от того, насколько благоприятная духовная атмосфера царит в обществе, каков морально-психологический климат.

4 позиция. Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.

           

Жизненный мир россиян испытывает нагрузку, связанную с модернизацией, трансформацией и со стремительными разрушениями социальности. Прежде советские граждане имели меньше возможностей для выбора, меньший разрыв в уровне доходов и несущественным имущественным неравенством. Элита и столичный житель имели иной набор предлагаемых услуг, нежели представитель периферии. Но такого разнообразия жизненных стратегий, сценариев и разноуровневости возможностей в социалистическом обществе не было.

В условиях отсутствия достаточного контроля со стороны властей, проводящих реформы, возникшие коммуникативные «разрывы» компенсируются за счет стратегий выживания формируемых исходя из преодоления таких социальных явлений как бедность, беззаконие, неудача, одиночество, упадок, бездушность, бессилие, безработица, носящих характер «антиценностей».

5 позиция. Твори добро, не видя в том заслуги.

Утрата важнейших идеалов, изменение институциональных и духовных обстоятельств жизни, радикальное преобразование социальной среды и стиля жизни у большинства россиян первоначально вызвали дезорганизацию всех уровней самоосознания и породили неверие в собственные силы, а также в действенность реформ. Образ будущего стал приобретать позитивные черты лишь в последние четыре года.

Кризисная ситуация в стране стала толчком к переосмыслению своего положения в общественной структуре и поиска новых ориентиров. Практически во всех биографических повествованиях при соотнесении своей судьбы с общим кризисом в стране респонденты оценивали ситуацию как изменение «правил игры», в которую заставили играть все население страны. Хотя СМИ всячески нагнетали ситуацию, экономический кризис воспринимался россиянами как неизбежное проявление политических неурядиц, а не как катастрофа. Ситуация политического и экономического кризиса воспринималась как обыденная, которая выступала фоном повседневных событий имевших место и ранее: поиски лучшего места работы, декретный отпуск, сокращение штата, повышение цен и т.д. Россияне гораздо успешнее адаптировались к переменам, чем это прогнозировалось. Зачастую все происходящее воспринималось как продолжение ранее существующего, что давало ощущение прочности и устойчивости, позволившие пережить россиянам трудные времена.

   Жизненный мир россиян изменился как структурно, так и содержательно. Значения, составлявшие основу всего символического универсума, трансформировались в соответствии с новым пониманием базисных ценностей, а также новых условий их реализации в повседневной жизни. Одно из наиболее существенных изменений состоит в том, что условия реализации базисных ценностей стали значительно более важны, нежели прежде, ибо появился выбор не только между ценностями, но и между жизненными стратегиями их достижения.        

Вопросы:

1.Раньше много времени уделялось трудовому воспитанию, потому что в труде человек самосовершенствуется, а ведь, нравственно совершенствуя себя, можно изменить мир. Теперь же нормами СЭС почти полностью физический труд в школе запрещен. Как вы относитесь к этим изменениям, так ли уж важен труд для развития нравственных ценностей в ученическом коллективе?

2. Право – одна из сфер духовной жизни – имеет  важное значение в российском обществе. Каждый, даже ребенок, пытается разобраться в том, на что он имеет право, и добивается того, чтобы его права не нарушали другие. И, конечно же, учитель ни в коем случае не должен нарушать права детей. Но не в слишком ли жесткие рамки мы поставлены? Как вы думаете, насколько строгим должен быть учитель с детьми?

1. Слишком много негатива, антиценностей дети видят на телеэкране, в сети Интернета, в компьютерных играх. Запретный плод… Как отвлечь их от этого, как вернуть детей к чтению хороших книг, и надо ли это делать?

2. Подростки в своем большинстве общаются в контакте, в одноклассниках, в аське, по скайпу и т.д.. Не страдает ли культура общения?  Ваши «за» и «против».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценность детского чтения в контексте развития современного общества

В статье говорится о значении книги в жизни человека. Почему утрачивает свою ценность детское чтение? А ведь чтение - это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей ...

Воспитание нравственных ценностей

Воспитание нравственных ценностей Добрая школа – это хорошо Умная школа – это великолепно Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни. Д.Дьюи Внеклассная работа в начальной школе имеет принципиал...

Формы и методы передачи православных ценностей

В работе представлены формы и методы передачи православных ценностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Современные ценности России. Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста.

Современные ценности России. Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста....