Ценность детского чтения в контексте развития современного общества
статья на тему
В статье говорится о значении книги в жизни человека. Почему утрачивает свою ценность детское чтение? А ведь чтение - это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Garchenko_Rol_knigi_i_chteniya_.rar | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Гарченко М.Н.
учитель начальных классов МОУ СОШ № 100
Кировского района г. Волгограда
ЦЕННОСТЬ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Значение книги в жизни человека огромно. Чтение – это важнейший способ освоения социально-значимой информации, культурных ценностей прошлого и настоящего, нормативных представлений. В последние десятилетия в России, как и во многих странах мира, продолжается процесс падения уровня читательской культуры населения.
Взгляды на детское чтение как явление культуры сегодня противоречивы. Одни считают, что детское чтение в цивилизованном мире утрачивает свое приоритетное значение. Оно становится рядовым занятием в системе жизнедеятельности ребенка. Появились более мощные, более влиятельные и привлекательные для детей средства их культурного развития. Согласно широко растиражированной мысли французского учителя-словесника Даниэля Пеннака, ребенок сегодня имеет полное право не читать. Деградация в этом случае ему не грозит[1]. Разделяют эту позицию и многие дети, полагая, что и без чтения можно быть образованным и всесторонне развитым.
Утрачивает свою ценность детское чтение и по другой причине. Нынешние дети становятся заложниками массовой, низкопробной «рыночной» литературы. Из средства гармоничного развития сердца и разума, книга подчас стимулирует у них девиантное поведение, заполняет досуг пустой «развлекаловкой». Сторонники этой позиции придерживаются взгляда В.Г.Белинского на детское чтение: лучше ничего не читать, чем читать плохую литературу.
Существует взгляд на детское чтение как на сугубо информационную ценность, временно сохраняющую свое значение. С внедрением в каждый дом электронных средств информации, необходимость в традиционном чтении отпадет, так как электронный гипертекст с его нелинейным способом передачи информации, с его видеорядом и звуковым сопровождением способен более полно удовлетворить информационные потребности ребенка.
Оспаривают эти взгляды на детское чтение те, кто исходит из признания его непреходящей и незаменимой ценностью. В этом утверждении российская и западная позиция расходятся. С точки зрения Запада, детское чтение является основой функциональной грамотности - умения человека на протяжении всей жизни использовать печатные тексты в бытовых и производственных целях. Российская точка зрения на непреходящую ценность детского чтения основывается на его духовно развивающей силе, неадекватной функциональной грамотности. В основе ставится полноценная художественная литература как вид словесного искусства, обладающего, как и любое искусство, образной природой и гуманной направленностью[2].
Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению требует времени и усилий, и никто не может сделать это лучше родителей.
Некоторые современные исследователи считают, что традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.
Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Исследования уровня грамотности, проведенные в рамках международной программы, показали, что качество чтения российских детей с годами ухудшается. Россия занимает 32 место, деля его с Уругваем и Турцией. Важно, что исследования оценивали не скорость и правильность чтения, а способность ребенка понимать текст и делать выводы на основе прочитанного. Современные российские школьники не в состоянии анализировать текст, понимать его. Этому не могут научить ни фильмы, ни музыка, ни обучающие игры на компьютере и DVD. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
Что же мешает чтению детей? Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Младшие школьники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребенок начинает не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Необходимо взять под строгий контроль игры, в которые играют дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.
Приведем несколько советов, как привить детям интерес к чтению:[3]
- Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
- Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
- Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
- Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
- Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
- Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
- Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
- Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
- Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
- Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Необходимо подходить к проблеме детского чтения в широком социальном контексте[4]. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.
Литература:
1. Гарченко М.Н. Роль книги и чтения в жизни наших детей. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/522439/
2. Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / сост. Г. В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - С. 7 – 11.
3. Чудинова В.П. Поддержка детского чтения – наша общая задача [Электронный ресурс] // http://teacher.fio.ru/news.php?n=28228&c=1441
[1] Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / сост. Г. В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. С.9.
[2] Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно-практического семинара / сост. Г. В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. С.10.
[3] Гарченко М. Роль книги и чтения в жизни наших детей. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/522439/
[4] Чудинова В.П. Поддержка детского чтения – наша общая задача [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества.
В этой работе содержится материал из опыта работы по теме "Развитие толерантности..." Толерантность это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру,взгляды и друг...
Церковь, семья и школа в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в современном обществе.
Изменения, которые мы переживаем в начавшемся третьем тысячелетии христианской эры,заставляют нас смотреть на настоящее через призму будущего. Из доклада митрополита Калуж...
Деятельность учителя после прохождения 3 базового уровня курсов.Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и боль
Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличи...
Социальное партнерство в воспитательном процессе как условие развития и воспитания ребенка в современном обществе.
В этом материале расказывается как мне помогает сотрудничество с различными организациями нашего города. в воспитательном процессе....
Ценность детского чтения, детского сочинения сказок, как средства образования и воспитания школьников.
Если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с ра...
ДОКЛАД «Роль образовательной организации в развитии личности ребенка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».
В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченны...