Развитие логического мышления на занятиях в группе продленного дня
учебно-методический материал по теме
Основные приемы и методы работы по развитию логического мышления учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_na_zanyatiyah_v_gruppe_prodlyonnogo_dnya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня.
Научить ребёнка логически мыслить – первая задача обучения в начальных классах, потому что без логичности мышления знание - бесплодно.
Большое значение в процессе обучения придавал логике чешский педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их яркими жизненными примерами, а затем совершенствовать логическое мышление учащихся.
Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского. Он считал, что логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы, а основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение, наблюдение за природой.
Главным приёмом развития логического мышления младших школьников является сравнение. Без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения. Первые элементарные сравнения школьников основаны на чувственном познании, наглядном восприятии предметов. С этой целью я даю, например, такие задания:
- найти сходства и различия ромашки и подсолнуха;
-найти отличия в похожих картинках.
Особое место я отвожу логическим играм (судоку, магические квадраты, шахматы, ребусы и головоломки). Они заинтересовывают детей, увлекают в свой таинственный мир и в туже очередь глубоко развивают.
При помощи сравнения учащиеся находят отличительные признаки предметов и формулируют суждения.
Во всём, что мы говорим и о чём думаем, непременно есть суждения. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждения. Поэтому я уделяю большое внимание развитию родной речи учащихся, обучаю их родному языку как средству чёткого выражения мыслей. С этой целью, я предлагаю в качестве материала для чтения группы слов, имеющие различные и одинаковые родовые признаки, что помогает учащимся усваивать различные отношения между предметами. Я использую неоконченные фразы, подобные следующей: «Февраль – зимний месяц, а июль…?» Затем рекомендую ставить вопросы так, чтобы ученики отвечали не взятыми из книг фразами, а самостоятельно составленными. Я провожу упражнения на отношения между понятиями противоположности и тождества. Учащиеся отвечают на вопросы: «Оля послушная, а Таня?», «Саша смелый, а Петя?» Дети заменяют в предложениях одни слова другими, выражающие тождественные понятия (хвост лошади или лошадиный хвост; медвежья лапа или…?) Я считаю, что в начальных классах определять следует лишь те понятия, содержание которых усвоено школьниками.
Дети должны уметь оперировать понятиями. В числе операций над понятиями имеются такие, как деление, обобщение, ограничение понятий, объединение и пересечение. Чтобы научить учащихся правильно делать обобщения и ограничения нужно проводить такую работу:
Обобщение:
1)Человек, сложный организм, организм;
2)Соболь, ценный пушной зверь, пушной зверь, зверь.
Ограничение:
1)Птица, степная птица, редкая степная птица, редкая степная птица высотой около метра (дрофа);
2)Участок суши, огромный участок суши, огромный участок суши, окруженный со всех сторон океаном (материк).
Учащимся начальных классов не просто даются готовые определения понятий, а под руководством учителя они сознательно формируются. Поэтому задачей каждого педагога является систематическое развитие логического мышления у детей, так как логика стоит в преддверии всех наук.
Я планирую совершенствовать своё педагогическое мастерство, особенно в этой области, через посещение библиотек и чтения новейшей методической литературы, через учёбу на курсах повышения квалификации.
Своими наработками и знаниями я делюсь со своими коллегами, выступая на заседаниях методических объединений и педагогических советах, проводя открытые мероприятия на предметных неделях и семинарах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативного мышления ребенка в условиях группы продленного дня.
Организация жизни и деятельности в группе продленного дня, создание воспитывающей среды, способствующей л...
Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности
Как известно, логика служит одним из инструментов почти любой науки.И особенно, занятия и упражнения на логическое мышление очень полезны для ребенка. От этого зависит успеваемость в школе, скор...
Развитие логического мышления на занятиях по внеурочной деятельности
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приём...
Занятие в подготовительной группе на развитие логического мышления
Цель: Развитие у воспитанников логического мышления. Задачи: 1. Продолжать формировать мыслительные операции анализа и синтеза. 2. Познакомить детей с головоломкой Танграм. Учить детей разгадывать гол...
Развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня
Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именн...
«Развитие учебной мотивации на занятиях в группе продленного дня»
laquo;Развитие учебной мотивации на занятиях в группе продленного дня»...
Конспект внеурочного занятия "Развитие логического мышления (занятие 5)" (курс "Юные умники и умницы", 1 класс)
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданийПланируемые результаты:Предметные:1.уметь сравнивать и классифицировать предметы и явления;2.уметь выделят...