"Причины актуализации курса ОРКСЭ"
статья (4 класс) по теме
Предполагаю, почему встала необходимость введения такого курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_2.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовность - одно из наиболее сложных понятий на Земле. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.
Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желание и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.
Знание своих корней, культурных традиций укрепляют веру и понимание неизменных ценностей: семья, дети, родители, любовь.
Не секрет, что в последние годы в нашей стране идет тенденция к потери нравственности и, как результат, духовности. Это связано с изменениями в нашем обществе, с рекламой телевидения и СМИ чуждого нам образа жизни, насилия и господства денег.
Что мы имеем на данный момент?
По данным МВД следующая статистика:
Случаев за год | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Убийство (ст.105 УК РФ) | 28 794 | 30 337 | 31 052 | 32 792 | 31 579 | 30 959 | 30 994 | 30 362 |
Убийство матерью новорожденного ребенка (ст.106 УК РФ) | 216 | 251 | 231 | 203 | 204 | 195 | 212 | 219 |
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) | 45 170 | 47 669 | 49 784 | 55 739 | 58 469 | 57 087 | 57 352 | 57 863 |
Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ) | 26 995 | 28 393 | 29 678 | 32 953 | 35 100 | 40 086 | 44 229 | 54 551 |
Изнасилование (ст. 131 УК РФ) | 9 014 | 8 346 | 7 901 | 8 196 | 8 117 | 8 085 | 8 795 | 9 222 |
Из таблицы видно, что преступность с каждым годом растет. Но, может, за последние годы что-то изменилось в лучшую сторону?
Данные МВД за 2007-2012 годы:
За последние пять лет число преступлений, совершенных подростками, возросло почти на 2%, а число несовершеннолетних, принявших участие в преступлениях, на 2,1%.
Следует отметить, что качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер - это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступлениях в составе групп, стабильно превышает 70%.
Характерная особенность последних лет - изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных, а также насильственных преступных деяний. Наиболее распространенным преступлением остаются кражи (ст. 158 УК РФ). На втором месте стоит грабеж (ст. 161 УК РФ). Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тыс. подростков.
Но преступлений в отношении несовершеннолетних тоже не становится меньше:
Преступления против несовершеннолетних
2012г., | |
Злостное уклонение от уплаты средств | 65817 |
Половое сношение и иные действия сексуального характера | 1852 |
Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего | 2912 |
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления | 2265 |
Изготовление и оборот материалов или предметов | 554 |
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение | 272 |
Убийство матерью новорожденного ребенка | 106 |
По итогам первого квартала 2013 г. количество преступлений, совершенных в общественных местах, увеличилось на 9,2% (156,7 тыс.), в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах на 7,9% (93,8 тыс.). Число регистрируемых на улицах тяжких и особо тяжких преступлений возросло на 1,1% (23,9 тыс.). Удельный вес уличной преступности в общем массиве зарегистрированных преступлений в целом по стране возрос на 1,6 пункта и составил 16,8%.
Несовершеннолетними и при их соучастии совершено почти 14,6 тыс. уголовно наказуемых деяний. Доля тяжких и особо тяжких составов в общем массиве подростковой преступности составила 23,4%. Более 37% подростков – участников преступлений совершили их в группах по предварительному сговору (5,2 тыс.). Каждый седьмой подросток на момент совершения преступного посягательства находился в состоянии алкогольного опьянения (около 2 тыс.; +4,1%), каждый пятый – ранее уже нарушал закон (3,1 тыс.; +2,7%).
В отношении иностранцев, а также лиц без гражданства совершено на 8,7% преступных деяний больше, чем за январь-март 2012 г. (2,9 тыс.).
Эта картина ужасает.
Дети, подростки не имеют никакой организации, где бы учили и рассказывали о поведении в обществе, об общении друг с другом, о правильном понимании себя, как гражданина страны.
Что делать с такими подростками? И с теми, кто на воле и с теми, кто уже получил срок? Общество порой само пытается защититься от трудных подростков, отгородиться от них. Но на самом деле нужно показать детям, что, кроме наркомании, пьянства, тунеядства, грязи преступности, существует добро и святость. И если бы каждый делал только добро и ни капли зла – то, как бы улучшилась жизнь нашего общества? И что для этого надо? Прежде всего - верить в Бога и проявлять свою любовь к нему в ежедневных благородных поступках. И если человек не понимает это на свободе, то бесспорно вразумится, когда ее потеряет...
Вспоминается короткий, но емкий рассказ одного священника:
- Я в течение двух лет, каждую субботу, приходил в детскую колонию и читал малолетним преступникам Евангелие. Два года обитатели колонии молчали - по их законам, то есть по понятиям, нельзя разговаривать ни с администрацией или ни с другим их представителем... И только спустя два года мне задали вопрос: «Правда, что ли, нельзя воровать?».
В любой религии существует свод законов, правил, положений, которые учат правильному поведению человека, которые нельзя нарушать, находясь в обществе, в государстве. Смысл этих законов, правил сводится к 10 заповедям, которые являются основными положениями многих религий:
1 | Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. |
2 | Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. |
3 | Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. |
4 | Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. |
5 | Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. |
6 | Не убивай. |
7 | Не прелюбодействуй. |
8 | Не кради. |
9 | Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. |
10 | Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. |
Ценить мудрость многих поколений, создавших законы жизни общества, которые являются ядром всех религиозных культур, цель нынешнего времени для возрождения нравственности и духовности нового поколения.
Именно поэтому, по-моему, было принято решение ввести в школьный курс предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Это возможно, решая задачи курса ОРКСЭ:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Решение о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах. В то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Урок дружбы по курсу ОРКСЭ
Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе. модуль «Основы светской этики»...
Используемая литература по курсу "Особенности и методика курса ОРКСЭ"
Приводится список литературы, которая была использована при написании курса. Учителя могут использовать её при подготовки к урокам....
Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".
Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные сказки. Проводится связь с общечеловече...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)
Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....
Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Пояснительная записка к методической копилке «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса "ОРКСЭ"
В данном пособии приводятся примеры использования приема фишбоун на разных этапах уроков ОРКСЭ (4 класс)....