Презентация "Развитие логического мышления младших школьников в рамках УМК «Планета знаний».
презентация к уроку по теме
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика.
Приведу примеры упражнений на развитие логического мышления из учебников математики 1 - 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_mladshih_shkolnikov.ppt | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логика как наука. Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум». Логика – есть наука о законах и формах правильного мышления.
Актуальность проблемы. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития логического мышления является использование различных форм, методов и приёмов, а также определённых видов упражнений, учебных заданий, направленных на развитие всех видов мыслительных операций, решение школьниками нестандартных логических задач.
Цель: анализ системы упражнений для развития логического мышления младших школьников в рамках УМК «Планета знаний».
Задачи: 1. Проанализировать различные методические подходы к развитию логического мышления младших школьников. 2. Выявить и разработать виды логических упражнений, обеспечивающих формирование логических универсальных действий (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
Особенности логического мышления младших школьников. Логическое мышление, по мнению А.А.Люблинской, обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путём. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и всё это выполняется лишь посредством умственных действий.
Выводы: 1. Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения). 2. Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее). 3. Для мышления маленького ребенка характерен процесс, идущий путем “короткого замыкания”, минуя развёрнутый этап анализа. 4. Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам.
Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
ДУМАЕМ… И ВЫЧИСЛЯЕМ! Приемы запоминания и самоконтроля 1-2 классы Метапредметные умения Познавательные: ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Регулятивные: САМОКОНТРОЛЬ, ПРОВЕРКА Логические рассуждения, ведущие к запоминанию табличных случаев сложения. Самоконтроль с помощью опорных случаев сложения Вспомогательные приёмы запоминания состава чисел Сложение одинаковых чисел ─ результат чётное число! Сложение соседних чисел ─ результат нечётное число! 3 + 4 = ? 3 + 3 = 6 4 + 4 = 8
МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ (наблюдение, сравнение, гипотеза, вывод, проверка) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА Исследование свойств геометрических фигур Исследование свойств арифметических действий «Как зависит сила притяжения от массы предмета» Постановка проблемы: Какие предметы сильнее притягиваются к Земле? Выдвините предположение. Проведите опыты. Возьмите небольшие предметы, которые сильно отличаются по массе (например, воздушный шарик и камешек. Поместите их на одинаковую высоту (шкаф или подоконник) и слегка подтолкните к краю так, чтобы они упали вниз. С помощью секундомера измерьте время падения. Следите, чтобы предметы падали свободно, вертикально вниз. Сформулируйте выводы. Исследование области допустимых значений выражения с переменной Исследование в рамках проектной деятельности 1 класс 3-4 классы
Метапредметные результаты Познавательные: ОРИЕНТАЦИЯ НА РАЗНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ 1 класс ДУМАЕМ… И ВЫЧИСЛЯЕМ! Рациональные способы вычислений 2 класс Группировка слагаемых Группировка вычитаемых Дополнение до десятка
3. Оля работает продавщицей в магазине. Ей часто приходится продавать тетради стоимостью 37 рублей. Чтобы быстро считать, сколько стоит покупка, она решила составить таблицу стоимости тетрадей — от одной до десяти. Помоги Оле заполнить таблицу. Сосчитай с помощью таблицы, сколько стоят: 12 тетрадей, 16 тетрадей, 25 тетрадей, 30 тетрадей. 1 37 = 2 37 = 3 37 = 4 37 = 5 37 = 6 37 = 7 37 = 8 37 = 9 37 = 10 37 = Распределительный закон 8. Можешь ли ты назвать ответ, не выполняя вычислений? 256 4 – 256 3 134 3 + 134 7 374 8 – 374 7 123 6 + 123 4 Проверь ответ вычислениями. 8. а) Найди удобный способ вычисления: 8 6 5 4 7 25 3 3 3 3 б) Вычисли по образцу: Образец : 99 4 = (100 – 1) 4 = 400 – 4 = 396. 19 7 49 4 38 9 78 4 в) Придумай, как найти произведение: 51 8 36 11 12 25 19 13 3 класс ДУМАЕМ… И ВЫЧИСЛЯЕМ! Рациональные способы вычислений
Моделирование условия задачи 2 класс Было 11 Удалил 2 Стало ? Задача легкая, но формулировка трудная Только под руководством учителя 11 2 ? Доч. 5 Сын. На 1 б. Всего ? Самостоятельно 13 5 ? Именно схема дает ключ к пониманию!
Задачи в 1 действие: нахождение суммы, остатка. Осознанный выбор действия при решении задач Увеличилось или уменьшилось?
Увеличение/умень-шение на… Нахождение слагаемого Решение типовых задач
Выводы: система заданий: обеспечивает сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении и оптимально реализует взаимосвязь репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности; направлена на формирование у младших школьников умения учиться; позволяет сочетать единый темп продвижения в изучении нового учебного материала всем классом в целом с выбором заданий для одарённых детей; оптимально сочетает общеклассные, групповые и индивидуальные формы обучения; создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативы, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности.
Спасибо за внимание.
Ресурсы www.yandex.ru - картинки Шаблон создания тестов в Power Point М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика.1 – 4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников
Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.
В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....
Развитие логического мышления младших школьников
Работа по защите категории...
Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"
УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....
Педагогический проект на тему: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК «Перспективная начальная школа»
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом. Этому...