Систематическая работа с текстом – одна из составляющих деятельностного подхода к обучению.
статья по теме
В этой работе приведены примеры приёмов работы с текстом на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_kazakovoy_e.v.doc | 38.5 КБ |
vystuplenie_kazakovoy_e.v.ppt | 755 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 19
города Волжского Волгоградской области
Систематическая работа с текстом –
одна из составляющих деятельностного
подхода к обучению.
Учитель: Казакова Елена Витальевна
март, 2013 год.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе. Особое внимание хочется обратить на сформированность общеучебных умений и навыков, так как этот показатель требует более пристального внимания со стороны учителя начальной школы.
Основанием для моего выступления по теме «Систематическая работа с текстом - одна из составляющих деятельностного подхода к обучению» стало выполнение мониторинга обучающимися 4 – 5 классов.
По результатам мониторинга было выявлено, что дети сразу приступают к выполнению упражнений, предварительно не осмыслив содержание предлагаемого задания. Обучающиеся не могут сформулировать, в чем заключается трудность невыполнения предложенного задания.
Наша задача заключается в том, чтобы научить детей осмысленной работе с текстом. Важно, чтобы эта работа не заканчивалась в начальной школе, а имела свое продолжение на основной и средней ступенях обучения.
Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Одним из приемов осмысления прочитанного текста является
система маркировки ИНСЕРТ
(слайд 2)
(слайд 3 ) – сводная таблица
Работа с текстами ведётся не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка (в разделе «Развитие речи»). Дети непосредственно учатся осмысленной работе с текстом для его полного понимания и умения использовать в различных учебных и жизненных ситуациях. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на 3 показателя (умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры). А также совершенствуются знания об окружающем мире.
Вы все прекрасно знаете разнообразные приемы работы с текстами. Приведём для примера несколько заданий, использующих умения детей обрабатывать текст и получать из него нужную информацию (2 класс).
(Слайд 4)
Дети получают задание «Выбери заголовок. Придумай к нему начало текста»
(Слайд 5)
«У вас есть начало текста, придумайте его продолжение. Если затрудняешься, воспользуйся вопросами подсказками.» В дальнейшем подсказки исчезают.
(слайд 6)
Найдите в тексте аргументы в пользу своей точки зрения.
В работе мониторинга дети не смогли найти гипотезу и выдвинуть аргументы.
В своем классе систематически работаю по тетрадям, содержащим комплексные задания к текстам.(ПОКАЗАТЬ)
Перед Вами фрагмент текста. Самое первое задание к нему « Можно ли из текста понять, какая из птичек крупнее? Объясни». Если ребенок неосмысленно прочитает текст, он не сможет аргументировать свою точку зрения.
(слайд 7)
Другие приемы работы с текстом.
(слайд 8)
Одним из приемов работы с текстом в старших классах является прием «СИНКВЕЙН» (из франц.) – пятистрочная стихотворная форма.
(слайд 9) Пример синквейна – зачитать
Показанные мной приемы работы с текстом можно и нужно использовать не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, природоведения , истории, обществознания.
Обучение работе с текстами, продуманная и поэтапно реализуемая , даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. Такое обучение требует от учителя безошибочно отбирать тексты и в системе вести обучение, воспитывать в обучающихся чувства при чтении, переживать вместе с учениками, побуждать их к творчеству, самому иметь желание меняться и быть «в ногу со временем» и подготовить детей к обучению в основной школе.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
(слайд 10)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении
Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....
ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении
Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
Обобщение опыта работы по теме: «Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении».
Актуальность метода проектов обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способ...
«Проектная деятельность как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю сист...
Проектная деятельность учащихся - как одна из форм деятельностного подхода в обучении
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а формировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способствова...