ПЕРВОКЛАССНИКИ, КОТОРЫМ ТРУДНО В ШКОЛЕ
консультация (1 класс) по теме

Матвеева Марина Вячеславовна

  Что такое "трудный" ребенок и как это проявля­ется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет вол­новаться родителей, беспокоиться бабушек и деду­шек, а самое главное — травмирует ребенка, который только-только ступил на трудный путь учения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc799 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ, КОТОРЫМ ТРУДНО В ШКОЛЕ

I. ЧТО С МОИМ РЕБЕНКОМ?

Что такое "трудный" ребенок и как это проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет волноваться родителей, беспокоиться бабушек и дедушек, а самое главное — травмирует ребенка, который только-только ступил на трудный путь учения?

Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью является его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Если родители дадут такому ребенку задание: "Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете и налей в нее чай", то сразу обнаружится, что ребенок удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию, и как он ее выполнит. Нередко дети улавливают только суть ("налить чай") или начало задания ("...возьми чашку..."), детали же пропускают. А это значит — ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач: по математике — он не понимает условие задачи, т.к. не услышал весь текст задачи; по русскому языку — ошибки, пропуски букв, перестановки, недописывание до конца слов, фраз и пр. И это не потому, что он "неспособный", а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции.

 Он не может слитно читать, читает буквы, слоги, потом проговаривает слово и лишь после этого в состоянии понять прочитанное. Или читает про себя, соединяя буквы в слоги, а слоги в слова, а затем читает вслух. У таких детей существуют разные варианты прочтения слов. Суть одна — они читают медленнее других, а это влечет за собой ряд проблем в последующем обучении.

Такого ребенка отличает неспособность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию и опыт, умение пользоваться знаниями. Часто у детей отмечается и недостаточное развитие моторной координации, нарушение статического равновесия, неловкость мелкой моторики пальцев рук. Иногда руки ребенка недостаточно тренированы, что вызывает сложности при работе с бумагой и клеем, ножницами. Эти особенности ребенка приводят к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи.

         Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности, чтобы ребенок не закомплексовал на них, чтобы он не потерял интереса к учению.

Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Стремление ребенка к познанию такая же необходимость как голод и жажда. А скука — самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение.

Как правило, именно учителя первыми замечают проблемы ребенка, хотя родители могут их предвидеть. Зачастую родители не согласны считать своего ребенка "трудным", перекладывая ответственность при неуспехах ребенка на учителя и школу. Многие родители считают, что ребенок сам справится с затруднениями. Такая позиция невмешательства неверна и опасна.

У маленького ребенка желаемые результаты его деятельности зависят от того, как он ориентируется, изучает окружающую обстановку, какими навыками он владеет. Так же важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителям совсем несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные "почему".

Тем, кто воспитывает "трудных" детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Какие аспекты поведения ребенка Вас беспокоят и почему? Что в его поведении вызывает улыбку, одобрительный взгляд? О каких его достижениях (а не неудачах) с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши?

А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отметая проблемы ребенка на том основании, что сами они были такие же и никто их не учил, и ничего — научились.

Общеизвестна и обычно вызывает снисходительную усмешку способность бабушек и дедушек баловать внуков, но если бы они задумались, как много могут в воспитании поставить с ног на голову, жалея ребенка, стараясь ему помочь. Очень часто в процессе подготовки уроков они не учат ребенка искать решение, а сами за него это делают, оставляя малышу лишъ механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обвести рисунок и т.д. Родителям и родным следовало бы избегать такой "помощи".

При общении с ребенком родители должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение, и время суток, и погоду. Все эти факторы влияют на ребенка сильнее, чем на нас с вами. Только малыш не может понять, что с ним.

Родители должны ответить себе на вопрос: "Что с моим ребенком? Что они видят и ценят в ребенке? Что у него не ладится? Как я могу помочь ему?"

II. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ.

1. Подумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и его внимание. Хвалите его за самую маленькую победу. Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребенок, несмотря на его неудачи и неуспехи.

2. Будьте честными. Дети очень чувствительны ко лжи. Своим обманом вы поощряете к этому детей.

3. Оценивайте уровень развития успехов ребенка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте за них.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке и понять, почему это с ним происходит, в чем причина.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не заставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного по- ступка, ограниченную вашим тактичным контролем.

7. Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание занятостыо, делами по дому, на работе. Разве он виноват в том, что его мама, папа, бабушка — все заняты и никому нет дела до него? Он ведь такой маленький и беззащитный перед вами. Он — ваше творение. Так будьте вместе с ним, а не врозь!

8. Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа (игра, рисование, чтение книжки...) была доведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, дочитал страницу книги и т.д. Учите доводить начатое дело до конца! Это очень организует малыша и легко ему дается. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет "перескакивать" с одного дела на другое, с одной книги на другую. Надо уметь дозировать работу, учитывать ее трудность. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: "Как, ты уже все прочитал, написал (убрал игрушки, нарисовал...)? Какой ты у меня молодец! Повторение "ситуации радости" будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребенок не хочет доводить дело до конца — сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1 -2 минуты и ваше участие: "Давай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это можешь делать!"

9. Когда мы задаемся вопросом, что самое желанное для маленького ученика, мы понимаем, что это внимание любимых родителей, и, особенно, доброе внимание, являющееся важным фактором формирования поведения. Помня об этом, родители должны серьезно относиться к тому, как и на что они обращают внимание в общении со своим ребенком.

Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили то, что он сделал. Ребенку нужна похвала родителей. И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив — его очень ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов.

10. Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Для этого полезно завести дневник и дать ребенку возможность в течение недели пронаблюдать, как он проводит свои часы и минуты. (Было бы неплохо, если бы для начала и вы просчитали свое время: на что оно уходит, чтобы выяснить ваши приоритеты.) Этот дневник поможет вам узнать перегрузку ребенка, его свободные паузы, резерв времени, который вам и понадобится. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось.

        Общаясь с ребенком, следуйте этим советам и все у него наладится!

Литература: Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. М: НПФ «Унисерв»1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе)

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, который вводится во всех школах России с 2011 года, поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начальног...

1 ВАРИАНТ «Успевайка» — всероссийский метапредметный конкурс для школьников начальной школы, который проводится Электронной школой Знаника. ФЕВРАЛЬ 2016 Г.

«Успевайка» — это Первый бесплатный всероссийский метапредметный конкурс для школьников начальной школы, который проводится Электронной школой Знаника.Задания конкурса помогут ученикам 2-4 класса разв...

2 ВАРИАНТ «Успевайка» — всероссийский метапредметный конкурс для школьников начальной школы, который проводится Электронной школой Знаника. ФЕВРАЛЬ 2016 Г.

«Успевайка» — это Первый бесплатный всероссийский метапредметный конкурс для школьников начальной школы, который проводится Электронной школой Знаника.Задания конкурса помогут ученикам 2-4 класса разв...

Портрет первоклассника, который не готов к школьному обучению

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер) ...

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО.  Результаты адаптации первоклассников...

Презентация "10 невероятных мест на планете, в существование которых трудно поверить"

Презентацию ""10 невероятных мест на планете, в существование которых трудно поверить" можно использовать на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...