Коммуникационные технологии
методическая разработка по теме

Коммуникативные технологии

-пояснительная записка

-виды к.технологий

-примеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_tehnologii.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

      Коммуникативные технологии

     Государственная политика в области образования ориентируется на идеи гуманизации. Гуманизация–создание оптимальных условий для самореализации и развития. Целеполагание такого  образования – создание условий для развития личности в соответствии с ее природой. Гуманистическая модель обучения –обучение через  ОБЩЕНИЕ.

    Одна из тенденций современной педагогической науки и практики – возвращение внимания к личности. При этом идет актуализация проблем взаимопонимания, общения, т. е. коммуникации людей.

      Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов в общественных и социальных процессах. Коммуникативная деятельность сложная система взаимодействия людей.

Основные компоненты коммуникативной деятельности:

- предмет общения

- партнер по общению

- потребность в общении

- стремление к познанию и оценке других людей

-продукт общения(образования материального и духовного характера)

-коммуникативные мотивы.

Коммуникация-лат. «общее», «объединяющее», «совместное».

Система коммуникативных действий включает группы умени:

-умение воспринимать информацию

-умение анализировать информацию

-умение моделировать собственную информацию

-умение передавать информацию

-корректировать общение с изменением ситуации

    Коммуникативные умения - способность устанавливать правильные взаимоотношения с партнерами по общению и перестраивать их, правильно строить свое поведение и управлять им в соответствии с задачами общения. Также они являются составной частью социальных умений, способностью личности обеспечить ее эффективное общение с другими личностями и психологическую совместимость  в процессе совместной деятельности.

Составляющие коммуникативных умений:

- умение ориентироваться в партнерах

- воспринимать объективно окружающих людей

- знать правила общения

- устанавливать контакты

- умение сотрудничать в различных видах деятельности

- ставить цели и планировать их достижения.

Основные коммуникативные формы:

- монолог(коммуникативные действия личности как организатора          слушания других участников общения)

- диалог (взаимодействие личностей)

- многостороннее общение( борьба за коммуникативную инициативу).

   Коммуникативная деятельность реализуется в общении.

     Коммуникативность или общение - взаимоотношение личностей в коммуникативной деятельности, которая играет огромную роль в жизни человека. Поскольку социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания, выработки систем деятельности.

Коммуникационное преподавание организовано на основе заданий коммуникационного характера, создания взаимодействия на занятиях, т.е. интерактивности.

Цель- научить коммуникации, используя необходимые задания и приемы, формировать у учеников коммуникативной компетенции.

Коммуникативный подход в обучении это стратегия, модулирующая общение, направленная на создание психологической и педагогической готовности к нему, на сознательное осмысление материала и способов действия с ним. Используя коммуникативные задания, которые обеспечивают проблему или вопрос для обсуждения (при этом информация не просто передается  учениками, а оценивается ими ), ученики имеют возможность использовать все свои знания и умения. Особенности коммуникационного подхода позволяют ученикам свободно выразить себя и свой опыт. Цель коммуникационного подхода в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении педагогических дисциплин посредством накопления, расширения знаний и опыта.

Результатом такой деятельности является:

- освоение методикой познания

- овладение способами справляться с ситуацией

- оценивание своей речи и успехов

- способность определять и разрешать учебные проблемы

- развитие самостоятельности.

  Для достижения таких результатов необходимо создание атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества; диалогическое взаимообучение; создание ситуации успеха. Методы достижения целей  коммуникативной деятельности: беседа, интервью, анкетирование, задания, побуждающие учеников выразить собственное мнение.

 Методы  достижения целей коммуникативной  деятельности

1 Задания , развивающие коммуникативные умения

1 напиши качества своего характера на карточке, карточки перемешиваются, ученики по очереди берут карточки и узнают по описанию товарища

2 ученики выбирают эмоцию( печаль, грусть, радость, смущение), отвернувшись придают лицу соответствующее выражение и партнер угадывает его

3 учитель раздает карточки с ролями к сказке, при чтении учащиеся демонстрируют свои роли , используя мимику, жесты

4 в паре ученик голосом выражает эмоцию, партнер угадывает ее с закрытыми глазами

2 Анкетирование

Письменная    форма   опроса,  позволяет   респонденту тщательно  обдумать  свои  ответы.    Пример:

1 Окружающие хотят, чтобы я ……………

2 Я расстраиваюсь, когда ……………

3 Я хочу быть …………………

4 Я радуюсь, когда …………….

5 Иногда мне хочется …………….

6 Через десять лет я …………………

7 Ответственные люди должны ……………

8 Мне не хватает ………………….

Анкетирование позволяет обучаемому  сформулировать свои мысли, прежде чем высказать.

3  Беседа

Беседа - очень распространенный способ обучения, который можно применять на любом этапе урока с различными учебными целями: при проверке домашних и самостоятельных работ, объяснении нового материала, закреплении и повторении подведении итогов учебного занятия, при ответах на вопросы учащихся. Беседу проводят в тех случаях, когда есть основания для беседы, то есть учащиеся имеют некоторые сведения и знания об изучаемом материале. Беседа позволяет связать учебный материал с личным опытом ребенка. В процессе беседы учащиеся воспроизводят необходимые знания и связывают их с сообщаемым учебным материалом. Учитель имеет хорошую обратную связь. По вопросам и ответам ученика он видит, что ребенок понимает и чего не понимает. Поэтому в ходе беседы он может вносить коррективы, изменять глубину и объем материала, давать дополнительные сведения. Беседу проводят в любых классах, однако преимущественное значение она имеет в начальном обучении. Первоначальные научные знания основываются на представлениях ребенка, на его личном опыте. Она наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в сознании младшего школьника представления, которые являются основой для усвоения нового материала на уроке в начальных классах начинается с беседы, которая ставит своей целью связь нового с изученным материалом, с тем, что известно детям.

3Интервью

   Вспомогательным для анкетирования методом является метод интервью, помогающий уточнить и проверить данные анкеты. Этот метод часто используется при приеме на работу. Интервью проводится по заранее сформулированным, прямым, однозначным вопросам в устной форме. Важно не пояснять вопросы: пусть испытуемый отвечает так, как он понял вопрос.

   Вспомогательным для анкетирования методом является метод интервью, помогающий уточнить и проверить данные анкеты. Этот метод часто используется при приеме на работу. Интервью проводится по заранее сформулированным, прямым, однозначным вопросам в устной форме. Важно не пояснять вопросы: пусть испытуемый отвечает так, как он понял вопрос.

4 Групповая форма работы в начальной школе

   Работа по группам – деятельность, позволяющая помочь детям перейти с дошкольных на учебные  формы сотрудничества. Групповая работа позволяет освоить этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации. Учитель обязательно выделяет наиболее удачные и наиболее конфликтные способы взаимодействия и учитывает в дальнейшей деятельности.

Ведение групповой работы:

- формирование групп

- постановка учебной задачи, проблемной ситуации

- раздача дидактического материала

- выполнение индивидуальных заданий

- обсуждение результатов

- обсуждение общего задания группы( замечания, дополнения, уточнения)

- сообщение о результатах работы группы

- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

 Групповая работа может быть однородной ( у всех одинаковое задание )  и дефференцированной (когда у каждой группы свое задание ).

При групповой работе наблюдается снижение числа ошибок, продуктивность в освоении, повторении, закреплении учебного материала, развитие речи, возрастание индивидуальной помощи нуждающимся ученикам, интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков.

Обязательно установление соблюдения правил работы в группе:

- говори спокойно, ясно

-используй вопросы « Ты согласен» , «Не возражаешь?», « Почему ты так думаешь?»

- выслушай другого.

П.П. Пасечник выделил четыре этапа работы в группе:

1 этап инструктаж или лекция

2 этап самостоятельная работа школьников с обсуждением результата внутри группы

3 этап систематизация и коррекция знаний

4 этап обобщение и оценка работы.

Способы формирования групп.

1  по решению учителя, выравнивание состава по силе учеников

2  по знакам Зодиака

3  по выбору лидеров, командиры( рейтинговые ученики) набирают себе команду

4  по первой букве имени, фамилии

5  в какое время года родился

6  по цвету глаз, и т.п.

7  разрезанные открытки ( с рисунком или одного цвета) раздается по фрагментам, дети собирают

8  у командиров загадки, у  учеников карточки с отгадкой, объединяются те, у кого одинаковые отгадки

9  пословицы, разрезанная на части, дети собирают фрагменты

10 тематическое лото, по группам с одинаковой темой (домашние животные, цветы, части речи разные,  …)

11 решают примеры , по группам с одинаковыми ответами

12 встать в круг и повторять подряд насколько названий ( планет, стран, например- Венера, Марс, Нептун, Сатурн, Юпитер) , объединение в группы по одинаковым названиям.…….

  После формирования групп, распределение ролей в них обязательно. Например - самый высокий читает инструкцию, а  после выполнения задания, с  самыми  светлыми волосами отвечает. Возможно использование считалок.

 Работа в группах

1 Урок « Велосипед» После распределения ролей в группе, прочтения инструкции, выполняют задания – все фрагменты велосипеда каждого вида наклеить на карточку ( индивидуальная работа ) и собрать в таблицу, на которой указаны названия моделей велосипедов ( обсуждение с группой ) .

  2 К примеру, на уроках окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны», дети делятся на три группы: группа ботаников, группа экологов и зоологов.  После этого, ребята получают задание (план деятельности), каждое для своей группы. Первой группе требовалось составить рассказ о видах и способах приспособления растений к данной местности-у каждого участника карточка индивидуальная. Второй – о видах и местах обитания животных в данной местности- у каждого участника индивидуальная карточка.  А группа экологов выявляет экологические проблемы данной природной зоны и разрабатывает  рекомендации и предложения по охране ее территории, рисуют экологические знаки.

       Выполняя задание в группах, дети пользуются справочной литературой, учебником, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность

4Организация  работы  в  паре  в  начальной  школе

   Совершенствование работы начальной школы может быть обеспечено при реализации гуманистической направленности всей системы начального обучения, которая должна проявляться в уважении к личности ребенка, в развитии его творчества, самостоятельности. В этом неоценимую помощь оказывает работа в парах. Работу в парах использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Чтобы работать таким образом, потребовалось определенное время. Ведь детей нужно было научить:

-  работать в паре, то есть научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища;

-  работать с карточкой: читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главные мысли, озаглавливать текст, четко формулировать свое понимание, свою мысль.

   Эти умения вырабатываются не сразу. На первых порах шумно, ребятам хочется сидеть с теми, кто посильнее, или со своим другом, нет навыка совместной работы. Постепенно ученики станут понимать, что если ждать, когда освободится тот, кто тебе нужен, работа над темой затянется.  По мере работы темп ускоряется.  Ребята сами обсуждают проблемы, ищут ответы на вопросы.

   Первое, чему необходимо научить первоклассников – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание. Второе:  важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты .  Заранее приготовить несколько вариантов текста для  диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;

2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;

3) ребята обмениваются тетрадями  и проверяют работы друг друга;

4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;

5) работа над ошибками.

  После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические  сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.

   Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:

1)  каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;

2)  ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;

3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;

4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;

5)  каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;

6) полное совпадение и единство коллективных и  личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

   Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.

1  На уроке русского языка возможно использовать следующие карточки для учащихся:

2 класс. Тема: «Имя существительное».

Карточка №1

1. Что называют имена существительные?

2. Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.

3. Какие слова отвечают на вопрос что? Приведите примеры.

4 .Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто? Поставь ударение.

5.Выпиши слова, которые отвечают на вопрос что?  Поставь ударение

Медведь, малина, лисица, пенал, ученик, завод, дорога, карандаш, заяц, девочка.

Ученики задают друг другу вопросы, №4 и № 5 –взаимопроверка.

2 Урок математики « Состав числа 8»

   Ученики первого варианта положите 8 палочек, разделите с соседом так, чтобы у каждого было поровну. Покажите сколько у каждого? А сколько палочек у вас вместе? Как узнали? Значит 8=4+4. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного было больше, а у другого меньше. Сколько у каждого? Значит 8=5+3, 8=7+1

3 Урок окружающего мира « Наши соседи»

   На карточку наклеить названия стран-соседей России. Один выбирает карточку, другой клеит.

4 Урок русского языка

 Используя три слова, запиши как можно больше предложений. Записывают предложения друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...

Статья "ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

В статье рассматриваются актуальные вопросы информатизации образования, заключающиеся в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной,...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования

Презентация выступления на педагогическом совете школы на тему: "Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования"....

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»

Я  считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя.     Необходимость применения средств...