Значение труда в формировании личности ребёнка
статья по теме

Самсонова Марина Юрьевна

Значение труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_truda_v_formirovanii_lichnosti_rebyonka.docx13.73 КБ

Предварительный просмотр:

        Значение труда в формировании личности ребёнка.

        Ведущая деятельность взрослых - труд.

        Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда - важная задача дошкольных учреждений.

        Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправленном руководстве взрослого у детей формируется трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные качества человека.

        Труд даёт реальный, зримый результат. При этом под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное его воплощение - сделанную поделку, сшитую игрушку, но, что очень важно в воспитательном отношении, своего рода «моральный продукт» - ребёнок видит: его действия приятны другому, помогают, вызывают благодарность, доброжелательность. Такое эмоциональное подкрепление, заключённое в результате труда, составляет главную педагогическую ценность.

        Большое значение имеет содержание детского труда. С этим связаны его доступность, интерес к труду, качество его выполнения. «Жизнь убеждает тысячу раз в том, - писал В. А. Сухомлинский, - что подготовка ребёнка к отрочеству и юности невозможна без труда, но труд должен быть особенным - таким, который материализует тончайшие движения души».

И наконец, для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует давать детям не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно-полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи с участниками коллективного труда.

        В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.

        В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.

        Важно поощрять проявление детьми инициативы, активности, самостоятельности, привлекать внимание всех к достижениям каждого ребёнка.

        В тесной связи с собственным трудом детей должен идти процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к человеку- труженику.

        В практике при ознакомлении с трудом взрослых уделяется внимание самому процессу труда и его содержанию. Важно формировать у детей представление о коллективном труде и его общественной значимости. В результате у дошкольников зарождается положительное отношение к собственному труду.

        Известно, что дошкольники склонны к подражанию. Эта характерная особенность возраста при правильном её использовании может оказать существенное влияние на нравственное воспитание. Очень важно в самом начале дать ребёнку правильный ориентир, кому подражать, на кого стремиться быть похожим.

        Для того, чтобы ознакомление с человеком- тружеником стало средством нравственного воспитания и влияло на формирование желания трудиться, необходимо сделать этот образ эмоционально близким ребёнку, привлекательным, показать такие черты конкретного человека, как доброта, отзывчивость, жизнерадостность, ответственность, готовность помочь людям, ловкость в работе.

        Содержание и формы ознакомления с трудом, с человеком труда могут быть разнообразными. Они связаны с возрастом детей. Однако единым правилом должно быть воспитание такого отношения к труду, которое способствовало бы появлению у ребёнка желания трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...

Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

Дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...

Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка

В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора.Приоритетными направлениями  в деятельности школы стали нравственно-эстетическое, патриотическое воспитан...

Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

               Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседн...

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка....