Формирование УУД в 1 классе. Диагностика сформированности УУД.
статья (1 класс) по теме
Выступление на республиканском семинаре по формированию и диагностике УУД в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_po_fgos.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.
Диагностика УУД.
С 1 сентября 2011 года в 1-х классах всех школ РФ внедряются стандарты второго поколения (ФГОС НОО 2009 г.). В связи с чем возникла необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания? Причина – современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования (Федеральный компонент государственного стандарта 2004 г.), и возникли определённые проблемы в обучении и воспитании детей. Вот некоторые из них:
- Происходит постепенное «вымывание» дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места в жизни дошкольников, что ведёт к несформированности психологической готовности к школьному обучению.
- Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребёнка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.
- Резко возросла информированность детей. Если раньше основным источником получения информации о мире, обществе, природе была школа, то сегодня СМИ, Интернет и улица становятся фактором формирования картины мира у ребёнка, причём не всегда положительной и достоверной.
- Современные дети мало читают, особенно художественную и классическую литературу. Чтение вытеснили телевидение, Интернет, телефоны и т.д. Отсюда и трудности обучения в школе, связанные с анализом текстов различных жанров, с логическим и образным мышлением, памятью, воображением, бедностью словарного запаса детей.
- Для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками, что затрудняет усвоение моральных норм и нравственных принципов.
- Категория одарённых и способных детей резко снижается, и напротив, увеличивается число школьников, не умеющих работать самостоятельно, интеллектуально пассивных, детей, с трудностями в обучении и просто проблемных детей.
Таким образом, очевидно, что начальное образование нуждалось в новых подходах, т.к. оно является фундаментом всего последующего образования. В чём же заключаются отличительные особенности Стандартов 2-го поколения? На центральное место образовательного процесса выходит воспитательная функция. Главным результатом образования должно быть духовно-нравственное развитие личности ребёнка. Во-вторых, ФГОС – это совокупность требований семьи, школы, общества и государства, он нацелен на обеспечение конкурентоспособности отечественного образования. И третье принципиальное отличие ФГОС НОО – ориентация на результат образования. Главная ценность обучения по ФГОС – деятельность, а не совокупность знаний. Теперь в начальной школе учитель должен не только научить читать, писать и считать. На первый план выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера – так называемые УУД, без которых теперь невозможно успешное обучение. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель должен понимать «Как учить?» или, точнее, «Как учить, чтобы у детей возникли собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Формирование УУД осуществляется в контексте разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования тех или иных УУД.
Что же такое Универсальные Учебные Действия? В широком смысле этот термин означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД:
- Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.
Виды УУД:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.
Остановимся на метапредметных УУД, в состав которых входят регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия, т. к. их рассматривают в качестве результатов освоения основной образовательной программы по ФГОС.
Познавательные УУД:
- Общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, добывание новых знаний из разных источников, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, смысловое чтение, моделирование)
- Универсальные логические (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение и др.)
- Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, создание способов её решения)
Планируемые результаты формирования познавательных УУД
для 1 класса
В 1 классе ребёнок должен научиться:
- Ориентироваться в учебнике (на странице, развороте, в оглавлении)
- Отвечать на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- Отличать новое от уже известного
- Находить информацию в учебнике
- Сравнивать предметы, находить общее и различия
- Группировать предметы по общему признаку
- Находить закономерности в расположении фигур
- Подробно пересказывать небольшие тексты, определять их тему
- Составлять простой план небольшого текста-повествования
Коммуникативные УУД:
- Взаимодействие – учёт позиции партнёра
- Сотрудничество – согласование усилий по достижению общих целей
- Вербальные и невербальные средства общения – передача информации другим людям различными способами
Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД
для 1 класса
- Участвовать в диалоге, беседе
- Отвечать на вопросы учителя и товарищей
- Слушать и понимать речь других людей
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- Выразительно читать и пересказывать
- Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент
- Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
- Соблюдать нормы речевого этикета
Регулятивные УУД (обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности):
- Целеполагание (постановка учебной задачи)
- Планирование (определение последовательности действий, составление плана)
- Прогнозирование (предвосхищение результата)
- Контроль (сличение результата с эталоном)
- Коррекция (внесение необходимых изменений, дополнений)
- Самооценка (осознание качества и уровня исполнения)
- Саморегуляция (способность к мобилизации сил, преодолению трудностей)
Планируемые результаты формирования регулятивных УУД
для 1 класса
В 1 классе ребёнок должен научиться:
- Организовывать своё рабочее место под руководством учителя
- Определять цель выполнения заданий под руководством учителя
- Определять план выполнения заданий под руководством учителя
- Работать по предложенному плану
- Использовать простейшие приборы: линейку, угольник и т. д.
- Отличать верно выполненное задание от неверного
- Давать эмоциональную оценку деятельности класса и себя самого на уроке.
Особенности оценивания по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от учащихся не только познавательных, но и регулятивных, и коммуникативных учебных действий.
Авторы программы «Школа 2100» разработали технологию оценивания образовательных достижений, которая позволяет выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребёнка, как идёт его личностное развитие. Она представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС. Результаты оценивания отражаются в Таблицах образовательных результатов, которые составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую ФГОС.
Основным инструментом оценивания являются 2 итоговые проверочные работы, каждая представлена в 4-х вариантах. Первая работа интегрированная, включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивных и познавательных) и личностных результатов. Вторая работа носит комплексный характер: она даёт возможность проверить все 3 группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Комплексная работа состоит из 15 заданий и строится на основе чтения текста, что позволяет выявить также сформированность коммуникативных УУД. Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту ключей оценивания. Каждое задание имеет определенное максимальное количество баллов. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки. Они являются показателем того, на каком уровне находятся соответствующие умения у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.
Методики формирования метапредметных УУД
Регулятивные УУД
- Анкетирование учащихся (сост. Н.Ю. Яшина)
- «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
- «Волшебные узоры» (Г.А. Цукерман)
- «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова)
- Определение уровня волевой готовности
- Выкладывание узора из кубиков
Познавательные УУД
- Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)
- Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»
- «Логические задачи» (А.З. Зак)
- «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина)
- «Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия» (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)
- «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка)
- Диагностика особенностей развития поискового планирования» (Зак)
- Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)
Коммуникативные УУД
- «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
- «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)
- «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
- «Дорога к дому» (вариант методики «Архитектор-строитель»)
- «Решение ситуаций» (Р. Жиль)
- «Ковёр»
- «Сотрудничество в группе»
Пимкина Т.М., учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24
с углубленным изучением отдельных предметов»
г.о. Саранск, 2013 год.
Литература
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пос. для учителя./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
- Артемьева, Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.//Управление качеством образования. – 2011, №5.
- Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников. // Сибирский педагогический журнал, 2009, №3.
- Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных учебных действий в начальной школе. // Начальная школа, 2009, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика сформированности и развития коллектива класса
Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов ...
Диагностика сформированности УУД у обучающихся первых классов по новым стандартам ФГОС
1. общеучебные универсальные действия– самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели;– поиск и выделение необходимой информации;–применение методов информационного поиска, в то...
Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...
Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...
Мастер-класс: «Типовые задачи как средство диагностики сформированности универсальных учебных действий»
ФГОС ставит перед нами задачу формирования у обучающихся универсальных учебных длействий, обуспечивающих "умение учиться", развитие способности личности к самосовершенствованию путем сознате...
Стартовая диагностика сформированности УУД (1 класс) Диагностика сформированности коммуникативного компонента УУД
Этой дагностикой пользуюсь при наборе детей в 1 класс...
Статья "Формирование УУД. Диагностика сформированности"
Мы живем в эпоху, которая ярко характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, качественным образом преобразующих нашу жизнь...