Проектно-исследовательская деятельность экологической направленности.
рабочая программа по теме
Программа проектно-исследовательской деятельности экологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pid_ekologich.doc | 467.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их обитания, законы развития и существования биогеоценозов как комплексов взаимодействующих живых и неживых компонентов в различных участках биосферы.
Слово «экология» (от греческого oiyhos – жилище и logos – наука) впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году, обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой. Действительно, экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. В настоящее время понятие «экология» стало привычным и обыденным во всём мире, породило «экологизацию» современных научных дисциплин и стало неотъемлемой частью нашей жизни. Экология стала для всего человечества не только наукой, но и способом мышления, поведения. Будущее мира зависит от образованности и культуры его граждан, от экологической культуры каждого жителя планеты. Ежедневно мы наблюдаем безответственное отношение к окружающей среде как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Это говорит о низком уровне экологической культуры. Работа по данной программе предполагает вовлечение всех обучающихся в начальной школе, что, надеемся, поможет повысить уровень экологической культуры.
Основы экологической культуры, как и многие другие основы жизни человека, экологическое самосознание формируются у человека в детстве. Отечественный и зарубежный опыт экологического образования убеждает: только в деятельности, причём деятельности коллективной, эффективно достигается воспитательный результат.
Сегодня очевидно многим, что основу педагогических технологий в экологическом образовании должны составлять методики не «заучивания учебного материала» (хотя это тоже необходимо), а «образцы социальных действий» - опыт ценностного самоопределения, принятия решений для практических действий.
Экология, как наука, в частности, формирует у детей представление о том, что нежелательные последствия в окружающей среде являются результатом деятельности человека, учит тому, что необходимо прогнозировать такие результаты, понимать причины их возникновения и находить пути решения – это подчёркивает воспитательную значимость экологического образования. В данной программе рассматриваются вопросы сохранения природы и экологические катастрофы, также рассматриваются вопросы экологии человека.
Программа «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Экология» эколого-биологической направленности для детей 7 – 10 лет, с 1 по 4 класс (по 33 часа в год). Программа составлена таким образом, что при прохождении тем, учащиеся получают знания от более простых – об элементарных экологических понятий, до более глубоких и значимых.. Так же в программе сочетаются теоретические, практические, экскурсионные занятия с элементами творчества и игры, что помогает в работе с учащимися начальной школы, вызывает у них интерес к предмету. Программа соответствует уровню детей, полученные знания хорошо воспринимаются, усваиваются.
Формой реализации Программы являются краткосрочные проекты, рассчитанные в среднем на 3 месяца, по 11 часов каждый.
Необходимость введения данной формы была обусловлена, прежде всего, изменившейся социальной ситуацией развития детей 21 века. При возросшей информированности детей, современные учащиеся мало читают. Также наши дети ограничены в общении со сверстниками, они не умеют организовать общение в группе.
Компетентностный подход к образованию предполагает овладение учащимся определенным набором способов деятельности.
Наиболее эффективной технологией, способствующей формированию компетентностей, является метод проектов. Метод проектов с использованием новых информационных технологий предоставляет такие возможности, реализуя на практике связь школы с жизнью, позволяя учащемуся совершенствовать свои знания, умения и навыки.
Учебный проект - это такая организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которая обуславливает подготовку к жизни в современных условиях, обучая ориентированию в информационном потоке сегодняшнего дня. В этом случае познавательная деятельность учащегося, а не преподавание становится ведущей.
Краткосрочный характер проектов обусловлен психологическими и возрастными особенностями младших школьников, т.к. обычно дети этого возраста утрачивают интерес к длительным исследованиям.
В каждом классе работа по данной программе ведётся в виде краткосрочных проектов. Изучаются следующие темы:
1 класс: Растительный мир;
Лекарственные растения;
Сохраним зелёный наряд Земли.
2 класс: Животный мир Земли;
Животный мир Подводного царства;
Охрана животных.
3 класс: Здоровое питание;
Соблюдение режима дня;
Физическая культура и спорт.
4 класс: Берегите лес;
Экология воздуха и воды;
Экологические катастрофы.
Работа над каждым проектом включает в себя следующие этапы:
- Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом.
- Планирование деятельности в процессе выполнения проекта.
- Сбор информации. Экскурсии.
- Обработка собранного материала.
- Презентация проекта (выпуск стенгазеты, портфолио, праздники).
- Подведение итогов работы. Рефлексия.
Данная программа содержит разделы разных предметных областей: основы биологии и экологии животных и растений, основы географии, основы безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды.
В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний экологии и знаний о природе;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой природы с человеком, т.е. с самим школьников, как частью природы;
- воспитание экологической культуры, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережёт их от разрушительных для экосистем действий.
Цели программы:
- воспитание у обучающихся любви к окружающему миру, формирование интереса к окружающему миру;
- формирование у обучающихся экологического сознания посредством знакомства с животным и растительным миром;
- создание условий для формирования эколого-природоохранного мышления у детей;
- формирование у школьников осознания себя частью системы «Человек-природа»;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся;
- воспитание умений и навыков работы с книгой.
Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. Всего на учебный год – 33 часа. Теоретические занятия – это: беседы с использованием иллюстративного материала, плакатов, в том числе, нарисованных самими учащимися; рассказы, в том числе, написанные по тематике учащимися. Практические занятия – наблюдения, игры, подготовка и проведение экологических праздников; составление учащимися рассказов, сообщений, рисование плакатов, рисунков. Экскурсионная деятельность.
Проведение занятий предполагается в форме бесед, подготовок к проведению экологических праздников и т.д. Данные методы проведения занятий помогут учащимся легко воспринимать материал, дадут им возможность размышлять и делать свои собственные выводы. Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности учащихся, выявляют их интересы. Подготовка к праздникам, выпуск стенгазет включают в себя такой момент, как изготовление костюмов, декораций, рисование, написание текстов, но, т.к. учащиеся – дети младшего школьного возраста, для них данные виды деятельности достаточно сложные, в данном случае предполагается вовлечение старшеклассников и родителей, так же необходима помощь родителей при создании слайд-шоу и компьютерных презентаций. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно доклады, сообщения, готовят экологические праздники, что способствует развитию творческих способностей детей и общему их развитию.
В программе сочетаются теоретические, практические, экскурсионные занятия с элементами творчества и игры, что помогает в работе с учащимися начальной школы, вызывает у них интерес к предмету. Программа соответствует уровню детей, полученные знания хорошо воспринимаются, усваиваются.
В программе рассматриваются темы, которые очень актуальны и важны. Это: и полезная информация о здоровом питании, пользе спорта, необходимости соблюдения режима дня, информация об исчезающих видах растений и животных, информация об экологических катастрофах и их последствиях.
Формы подведения итогов: выступления учащихся с докладами, презентациями, подготовленные и проведённые учащимися экологические праздники.
Программы экологической направленности, в настоящее время, в основном, разработаны для прохождения в основной и старшей школе. При составлении данной программы мы ставили целью максимально адаптировать имеющиеся программы экологической направленности для изучения экологии детьми, обучающимися в начальной школе – в этом заключается новизна программы. Кроме того, в целях повышения эффективности образовательного процесса была проделана работа по адаптации проектной технологии в работе с учениками младшего школьного возраста в ГОУ СОШ № 433.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Растительный мир | |||
1 | Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Планирование выполнения проекта. | Беседа. Обсуждение. | 1 |
3 | Экскурсия в Измайловский парк. «Осень». | Экскурсия. Рассказ учителя. | 2 |
4 | Подбор материала для работы над проектом. | Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами о растениях. | 3 |
5 | Создание и выпуск стенгазеты. | Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. | 3 |
6 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | Беседа, обсуждение. | 1 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о многообразии растений, о разновидностях растений, о том где и какие растения растут и т.д.
- Планирование выполнения проекта. Обсуждение этапов выполнения проекта. Постановка конкретных целей и задач перед обучающимися. Разъяснительная работа (что делать, на что обратить внимание во время экскурсии). Следует обучающимся рассказать о том, где они могут найти информацию о растениях, какие книги и журналы прочитать (с помощью родителей), посмотреть.
- Экскурсия в Измайловский парк. «Осень». Сбор информации (фотографии, гербарии и др.) обучающимися для выпуска газеты. Рассказ учителя о природе, явлениях природы, о растениях.
- Подбор материала для работы над проектом. Представление обучающимися отчётов о проделанной работе (в виде рассказов, фотографий) по результатам экскурсии в Измайловский парк. Первоклассники могут представить отчёт о проделанной работе в виде рассказа о том или ином растении, воспользовавшись материалами из книг и журналов. Работа с книгами и журналами о растениях для ребят первого класса затруднительна, в данном вопросе им могут помочь старшеклассники, родители.
- Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей обучающихся 1-го класса (для написания статей, рисования и др.).
- Заключительное занятие. Подведение итогов работы. На данном занятии учителю следует поинтересоваться у обучающихся, что понравилось/не понравилось на занятиях. Оценка ребятами своей деятельности.
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Лекарственные растения | |||
1 | Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Сбор информации для выполнения проекта. | Беседа. Работа с книгами и журналами. | 2 |
3 | Утверждение сценария праздника «Лекарственные растения». Распределение ролей. | Рассказ, беседа. | 1 |
4 | Подготовка к проведению праздника «Лекарственные растения». | Заучивание ролей. Репетиции. | 3 |
5 | Подготовка к проведению праздника «Лекарственные растения». | Изготовление костюмов. | 3 |
6 | Праздник «Лекарственные растения». | Выступление перед обучающимися в начальных классах школы. | 1 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о лекарственных растениях. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выступлении перед обучающимися в начальных классах.
- Сбор информации для выполнения проекта. Следует вместе с ребятами при помощи библиотекаря школы подобрать необходимую литературу по лекарственным травам. Провести с ребятами разъяснительную работу по сбору ими необходимой информации.
- Утверждение сценария праздника «Лекарственные растения». Распределение ролей. Можно представить ребятам готовый сценарий праздника, или написать совместно с ними новый – но на это уйдёт много времени, поэтому за основу праздника целесообразно взять готовый сценарий. При необходимости дополнить сценарий, подкорректировать. На этом же занятии распределить роли между ребятами, стараясь учитывать их пожелания и возможности.
- Подготовка к проведению праздника «Лекарственные растения». Заучивание ролей, репетиции.
- Подготовка к проведению праздника «Лекарственные растения». Изготовление костюмов. Так как ребята ещё маленькие и не всё смогут сделать сами, можно привлечь к данной работе родителей и старшеклассников.
- Праздник «Лекарственные растения». Выступление перед обучающимися в начальных классах школы.
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Сохраним зелёный наряд Земли | |||
1 | Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. | Беседа. Рассказ учителя. Показ видеофильмов. | 2 |
3 | Сбор информации для выполнения проекта. | Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами. | 2 |
4 | Подбор материала для работы над проектом. | Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами об исчезающих растениях. | 2 |
5 | Создание и выпуск стенгазеты. | Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. | 3 |
6 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | Беседа, обсуждение. | 1 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Объяснить ребятам, что побудило учителя выбрать данную тему. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выпуске стенгазеты.
- Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать об исчезающих растениях, о том, что приводит к исчезновению и истреблению растений. Если это возможно – показать ребятам видеофильмы об исчезнувших или исчезающих растениях. Рассказать о Красной книге.
- Сбор информации для выполнения проекта. Работа с литературой по теме проекта.
- Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами об исчезающих растениях.
- Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей.
- Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа о проделанной работе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Животный мир Земли | |||
1 | Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Планирование выполнения проекта. | Беседа. Обсуждение. | 1 |
3 | Экскурсия в зоопарк. | Экскурсия. Рассказ учителя. | 3 |
4 | Подбор материала для работы над проектом. | Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами о животных. | 3 |
5 | Создание и выпуск стенгазеты. | Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. | 3 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о многообразии и разновидностях животных.
- Планирование выполнения проекта. Обсуждение этапов выполнения проекта. Постановка конкретных целей и задач перед обучающимися. Разъяснительная работа (что делать, на что обратить внимание во время экскурсии). Следует обучающимся рассказать о том, где они могут найти информацию о животных, какие книги и журналы прочитать (самостоятельно или с помощью родителей), посмотреть.
- Экскурсия в Зоопарк. Сбор информации (фотографии и др.) обучающимися для выпуска газеты. Рассказ учителя о животных, местах их обитания.
- Подбор материала для работы над проектом. Представление обучающимися отчётов о проделанной работе (в виде рассказов, фотографий) по результатам экскурсии в Зоопарк. Ребята могут представить отчёт о проделанной работе в виде рассказа о том или ином животном, воспользовавшись материалами из книг и журналов.
- Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей обучающихся (для написания статей, рисования и др.).
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Животный мир Подводного царства | |||
1 | Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Планирование выполнения проекта. | Беседа. Обсуждение. | 1 |
3 | Экскурсия в Дарвиновский музей. | Экскурсия. Рассказ экскурсовода, учителя. | 2 |
4 | Подбор материала для работы над проектом. | Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами о подводном мире и животных. | 3 |
5 | Создание и выпуск стенгазеты. | Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. | 3 |
Беседа, обсуждение. | 1 | ||
6 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. |
Содержание программы
- Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о многообразии и разновидностях животных подводного мира.
- Планирование выполнения проекта. Обсуждение этапов выполнения проекта. Постановка конкретных целей и задач перед обучающимися. Разъяснительная работа (что делать, на что обратить внимание во время экскурсии). Следует обучающимся рассказать о том, где они могут найти информацию о животных подводного мира, какие книги и журналы прочитать (самостоятельно или с помощью родителей), посмотреть.
- Экскурсия в Дарвиновский музей. Сбор информации (фотографии и др.) обучающимися для выпуска газеты. Рассказ учителя о подводных животных.
- Подбор материала для работы над проектом. Представление обучающимися отчётов о проделанной работе (в виде рассказов, фотографий) по результатам экскурсии в Дарвиновский музей. Ребята могут представить отчёт о проделанной работе в виде рассказа о том или ином животном, воспользовавшись материалами из книг и журналов.
- Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей обучающихся (для написания статей, рисования и др.).
- Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа о проделанной работе.
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Охрана животных | |||
1 | Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. | Беседа. Рассказ учителя. Показ видеофильмов. | 2 |
3 | Сбор информации для выполнения проекта. | Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами. | 2 |
4 | Подбор материала для работы над проектом. | Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами об исчезающих и исчезнувших животных. | 2 |
5 | Создание и выпуск стенгазеты. | Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. | 3 |
6 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | Беседа, обсуждение. | 1 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Объяснить ребятам, что побудило учителя выбрать данную тему. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выпуске стенгазеты.
- Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать об исчезающих и исчезнувших животных, о том, что приводит к исчезновению и истреблению животных. Если это возможно – показать ребятам видеофильмы об исчезнувших или исчезающих животных. Рассказать о Красной книге.
- Сбор информации для выполнения проекта. Работа с литературой по теме проекта.
- Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами об исчезающих животных.
- Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей.
- Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа о проделанной работе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Здоровое питание | |||
1 | Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Сбор информации для выполнения проекта. | Беседа. Работа с книгами и журналами. | 2 |
3 | Утверждение сценария праздника «Здоровое питание». Распределение ролей. | Рассказ, беседа. | 1 |
4 | Подготовка к проведению праздника «Здоровое питание». | Заучивание ролей. Репетиции. | 3 |
5 | Подготовка к проведению праздника «Здоровое питание». | Изготовление костюмов. | 3 |
6 | Праздник «Здоровое питание». | Выступление перед обучающимися в начальных классах школы. | 1 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о полезных продуктах и здоровом питании. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выступлении перед обучающимися в начальных классах.
- Сбор информации для выполнения проекта. Следует вместе с ребятами при помощи библиотекаря школы подобрать необходимую литературу по полезным продуктам. Провести с ребятами разъяснительную работу по сбору ими необходимой информации.
- Утверждение сценария праздника «Здоровое питание». Распределение ролей. Можно представить ребятам готовый сценарий праздника, или написать совместно с ними новый – но на это уйдёт много времени, поэтому за основу праздника целесообразно взять готовый сценарий. При необходимости дополнить сценарий, подкорректировать. На этом же занятии распределить роли между ребятами, стараясь учитывать их пожелания и возможности.
- Подготовка к проведению праздника «Здоровое питание». Заучивание ролей, репетиции.
- Подготовка к проведению праздника «Здоровое питание». Изготовление костюмов. Можно привлечь к данной работе родителей и старшеклассников.
- Праздник «Здоровое питание». Выступление перед обучающимися в начальных классах школы.
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Соблюдение режима дня | |||
1 | Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. | Беседа. Рассказ учителя. | 1 |
3 | Сбор информации для выполнения проекта. | Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами. Проведение анкетирования учащихся. Обработка полученной информации. | 4 |
4 | Подбор материала для работы над проектом. | Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами. | 2 |
5 | Создание и выпуск стенгазеты. | Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор рисунков и фотографий. | 3 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выпуске стенгазеты.
- Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о необходимости соблюдения режима дня.
- Сбор информации для выполнения проекта. Работа с литературой по теме проекта. Проведение анкетирования обучающихся начальной школы с целью получения информации о соблюдении ими режима дня. Обработка полученной информации для дальнейшего помещения материала в газете.
- Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами.
- Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей.
- Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа о проделанной работе.
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Физическая культура и спорт | |||
1 | Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Сбор информации для выполнения проекта. | Беседа. Работа с книгами и журналами. | 2 |
3 | Составление сценария Спортивного праздника. Распределение ролей. | Рассказ, беседа. | 2 |
4 | Подготовка к проведению Спортивного праздника | Заучивание ролей. Репетиции. | 2 |
5 | Подготовка к проведению Спортивного праздника | Подготовка зала, инвентаря. | 1 |
6 | Спортивный праздник | Проведение праздника. | 2 |
7 | Заключительное занятие. | Выступление обучающихся с докладами. | 1 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о пользе занятий спортом. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – проведении Спортивного праздника с участием обучающихся в начальных классах.
- Сбор информации для выполнения проекта. Следует вместе с ребятами при помощи библиотекаря школы подобрать необходимую литературу. Провести с ребятами разъяснительную работу по сбору ими необходимой информации.
- Составление сценария Спортивного праздника. Распределение ролей. Совместно с учителем физкультуры составить сценарий. На этом же занятии распределить роли между ребятами, стараясь учитывать их пожелания и возможности.
- Подготовка к проведению Спортивного праздника. Заучивание ролей, репетиции.
- Подготовка к проведению Спортивного праздника. Подготовка зала, необходимого инвентаря. Можно в помощь привлечь к данной работе родителей и старшеклассников.
- Спортивный праздник. Проведение спортивного праздника с участием обучающихся в начальной школе. Соревнование команд, классов и др.
- Заключительное занятие. Выступление ребят третьего класса с подготовленными докладами о пользе занятий спортом перед обучающимися в первом классе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Берегите лес! Экология леса | |||
1 | Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Сбор информации для выполнения проекта. | Беседа. Работа с книгами и журналами. Просмотр видеофильмов. | 2 |
3 | Утверждение сценария праздника «Береги лес!». Распределение ролей. | Рассказ, беседа. | 1 |
4 | Подготовка к проведению праздника «Береги лес!». | Заучивание ролей. Репетиции. | 3 |
5 | Подготовка к проведению праздника «Береги лес!». | Изготовление костюмов. | 3 |
6 | Праздник «Береги лес!». | Выступление перед обучающимися в начальных классах школы. | 1 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о проблемах леса. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выступлении перед обучающимися в начальных классах.
- Сбор информации для выполнения проекта. Следует вместе с ребятами при помощи библиотекаря школы подобрать необходимую литературу по экологии леса. Провести с ребятами разъяснительную работу по сбору ими необходимой информации. Показ видеофильмов.
- Утверждение сценария праздника «Береги лес!». Распределение ролей. Можно представить ребятам готовый сценарий праздника, или написать совместно с ними новый – но на это уйдёт много времени, поэтому за основу праздника целесообразно взять готовый сценарий. При необходимости дополнить сценарий, подкорректировать. На этом же занятии распределить роли между ребятами, стараясь учитывать их пожелания и возможности.
- Подготовка к проведению праздника «Береги лес!». Заучивание ролей, репетиции.
- Подготовка к проведению праздника «Береги лес!». Изготовление костюмов. Можно привлечь к данной работе родителей и старшеклассников.
- Праздник «Береги лес!». Выступление перед обучающимися в начальных классах школы.
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Экология воздуха и воды | |||
1 | Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. | Беседа. Рассказ учителя. Показ видеофильмов. | 2 |
3 | Сбор информации для выполнения проекта. | Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами. | 2 |
4 | Подбор материала для работы над проектом. | Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами. | 2 |
5 | Создание и выпуск стенгазеты. | Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. | 3 |
6 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | Беседа, обсуждение. | 1 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Объяснить ребятам, что побудило учителя выбрать данную тему. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выпуске стенгазеты.
- Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать об экологии. Если это возможно – показать ребятам видеофильмы.
- Сбор информации для выполнения проекта. Работа с литературой по теме проекта.
- Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами. Подбор статей, фотографий и др.
- Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей.
- Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа о проделанной работе.
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов |
Экологические катастрофы | |||
1 | Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. | Рассказ учителя. Беседа. | 1 |
2 | Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. | Беседа. Рассказ учителя. Показ видеофильмов. | 2 |
3 | Сбор информации для выполнения проекта. | Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами. | 2 |
4 | Подбор материала для работы над проектом. | Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами. | 2 |
5 | Написание докладов по теме. | Работа с материалом проекта. Подбор фотографий. | 2 |
6 | Выступление с докладами. | Выступление с докладами перед обучающимися в начальной школе. | 2 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Объяснить ребятам, что побудило учителя выбрать данную тему. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выступлении с докладами перед обучающимися в начальной школе.
- Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать об экологических катастрофах, их последствиях. Если это возможно – показать ребятам видеофильмы.
- Сбор информации для выполнения проекта. Подбор с помощью библиотекаря литературы по теме. Работа с литературой по теме проекта.
- Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами. Подбор статей, фотографий и др.
- Написание докладов. Работа с материалами, представленными обучающимися, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей для создания слайд-шоу или компьютерных презентаций.
- Выступление с докладами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
- Гурье Д. Мир живой природы. Лес. – М.: Планета детства, издательство Астрель, АСТ, 2000.
- Курс лекций по экологическому образованию младших школьников. Преподаватель МПГУ кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, к.б.н., доцент Е.Н. Степанян.
- Митчелл П. 101 ключевая идея: ЭКОЛОГИЯ. – М.: ГРАНД, 2001.
- Научно-методический журнал «Экологическое образование».
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2002.
- Плешаков А.А. От земли до неба. – М.: Просвещение, 2008.
- Прядко К.А. Понятия и определения. Экология. – С.-П.: ЛИТЕРА, 2006.
- Хван Т.А., Хван П.А. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Энциклопедия для детей ЭКОЛОГИЯ. Под ред. В. Володина. – М.: Аванта +, 2004.
- Ягодин Г.А,. Аргунова М.В, Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Методическое пособие для учителя по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: Центр «Школьная книга, 2008.
Авторская работа
учителя начальных классов
ГОУ СОШ № 433 ВОУО ДО
Р.Ф. Гимодиевой
Сценарий праздника – презентации
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
К программе
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(для начальных классов общеобразовательных школ)
Москва 2010 г.
Здоровое питание
Сценарий праздника
Оформление: на стенах плакаты о здоровом питании, витаминах, правилах поведения за столом. На сцене – стол, на столе кастрюля, тарелки. Банка с водой, луковица.
Действующие лица:
Мама
Дочка
Сын
Микробы
Морковь
Помидор
Молоко
Зелёный лук
Репчатый лук
Яблоко
Действие 1
На сцене МАМА, стоит у стола. Вбегают СЫН и ДОЧЬ.
МАМА Ой, какие вы румяные с мороза! А руки вы помыли?
СЫН и ДОЧЬ А зачем? Мы ничего грязного в руки не брали.
МАМА Обязательно, придя домой, надо мыть руки, вы не видите, но на ваших руках такое количество микробов!!!
На сцену выбегают «микробы» (музыка к песне разбойников из «Бременских музыкантов»)
МИКРОБЫ Говорят, мы – бяки, буки,
И мешаем людям жить,
Что же делать нам от скуки,
Ах, кого бы заразить?
Ой, ля-ля, ой, ля-ля, ах, кого бы заразить?!
Ой, ля-ля, ой, ля-ля, у-ха!
Поджидаем свои жертвы
Мы повсюду и всегда,
И советуем ребятам:
Рук не мойте никогда!!!
Ой, ля-ля, ой, ля-ля, рук не мойте никогда!
Ой, ля-ля, ой, ля-ля, у-ха!
Через ваши руки, ногти
В организм, к вам попадём,
Разболится ваш животик,
Мы со смеху упадём!
Ой, ля-ля, ой, ля-ля, мы со смеху упадём!
Ой, ля-ля, ой, ля-ля, у-ха!
СЫН И ДОЧЬ с криками убегают мыть руки.
Действие 2 /там же/
СЫН и ДОЧЬ вбегают с вытянутыми «чистыми» руками.
МАМА Хорошо помыли руки? С мылом?
ДОЧЬ Хорошо. Мы такие голодные!
СЫН Мы очень хотим есть! Сейчас возьмём из холодильника колбасу, сделаем побольше бутербродов и запьём газировкой!
МАМА Нет, друзья. Лучше всего сейчас съесть горячий суп, а на второе я приготовила вкусное овощное рагу. Вы потратили много сил и должны хорошо пообедать.
СЫН Какая разница, что есть? Главное – не чувствовать голода!
МАМА А ты думаешь, мы едим, чтобы не быть голодными?
СЫН и ДОЧЬ Конечно!
МАМА Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. А еда необходима нашему организму для жизни, как и всему живому. А вам ещё нужно расти и быть здоровыми. Вот почему важно не есть всё подряд, чтобы утолить голод. Лучше есть полезные продукты.
СЫН А как узнать, какие продукты полезны?
ДОЧЬ Наверное, полезные продукты – это самые любимые и сладкие?
МАМА Полезные продукты нужны человеку каждый день. В них есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым!
На сцену выбегают «полезные продукты».
МОРКОВЬ Во мне много витаминов,
Разных бета каротинов,
Помогаю я костям, и ногтям, и волосам,
Дёсны, зубы укрепляю, так же кожу сохраняю.
ЛУК Я – дед, во сто шуб одет,
Кто меня раздевает,
Тот слёзы проливает,
Только плакать ни к чему –
Витамины я даю!
Помогаю не болеть,
Не толстеть и не бледнеть!
ЗЕЛЁНЫЙ ЛУК Чтобы кожа не старела,
Не увяла красота,
Чтоб учиться, не лениться,
Аппетита не лишиться,
Подружитесь вы со мной,
Я – зелёный лук, не злой.
МОЛОКО Знают взрослые и дети
О здоровье и диете,
Чтобы сердце не шалило,
Чтоб зрение не подводило,
Вам поможет молоко,
Очень ценное оно!
ЯБЛОКО Я – яблоко румяное,
Полезное для всех,
Если вдруг вы утомились,
Или сильно простудились,
Значит, просто, вы забылись,
Яблоко съесть не потрудились.
ПОМИДОРЫ Если хочешь быть здоровым,
Молодым, не бестолковым,
Энергичным и весёлым –
Ешь побольше помидоров.
СЫН и ДОЧЬ Ой, как здорово! Оказывается, в них так много витаминов и они так полезны! Надо нам всегда есть овощи и фрукты, пить молоко и кефир, есть творог, рыбу и хлеб!
СЫН А я люблю зелёный лук! И знаю, что его можно вырастить самому дома, но не знаю, как?
МАМА Весной мы, конечно, не можем вырастить зелёный лук на даче, а вот дома это можно сделать так: надо взять банку с водой или горшочек с землёй и посадить луковицу.
МАМА Полезных продуктов очень много, мы перечислили, далеко, не все. Обращается к залу: ребята, какие полезные продукты вы ещё знаете? Ответы детей. Хорошо, молодцы!
СЫН и ДОЧЬ поют песенку (музыка к песне «Из чего сделаны наши мальчишки….»)
Для чего же, для чего же, для чего же
Нам нужны витамины?
Для здоровья и для роста,
Чтобы взрослыми стать хоть немножко
Нам нужны витамины, нам нужны витамины.
Из чего же, из чего же, из чего же
Нам получать витамины?
Кушать чаще овощи-фрукты,
Не забывать про морепродукты,
И про морепродукты.
На сцене все действующие лица. Поют песню «Хозяйка однажды с базара пришла…..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....
Реализация проектно-исследовательской деятельности в начальном звене: ЭКО-проект " Экологическая тропа"
Предлагаемый эко-проект: "Экологическая тропа" отражаетосновные цели и задачи экологического образования.Образовательной задачей является формированиев детях начального звена осн...
Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А.
Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А....