"Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!"
материал на тему
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника. Как должен быть организован образовательный процесс, чтобы всесторонне содействовать сохранению здоровья обучающихся, т. к. основным условием хорошей успеваемости, в первую очередь, является здоровье школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_vnimatelen_k_zdorovyu_teh.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Будь внимателен к здоровью тех
кого обучаешь! Не навреди!!!
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника. Как должен быть организован образовательный процесс, чтобы всесторонне содействовать сохранению здоровья обучающихся, т. к. основным условием хорошей успеваемости, в первую очередь, является здоровье школьника.
Учитывая особенности наших детей, я в своей работе стараюсь применять разные здоровьесберегающие технологии. Хочу обратить Ваше внимание на то, что очень большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом первого урока.
Проблемы современной системы образования требуют нового трактования понятия “образование”. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности. Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести ребенка в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом. Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции в школе, хорошая успеваемость - это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал - главное условие в обеспечении благоприятных условий.
Какой же должен быть современный здоровьесберегающий урок?
«Здоровьесберегающий урок должен:
-воспитывать,
-стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми,
- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
-показывать им, что жизнь - это прекрасно,
-вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
-отсутствие назидательности и авторитарности,
-воспитание, а не изучение культуры здоровья,
-элементы индивидуализации обучения,
-наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,
-интерес к учебе, желание идти в школу,
-наличие физкультминуток.
Принципы:
-учет возрастно-половых особенностей;
-учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
-структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);
- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Здоровьесберегающие действия:
-оптимальная плотность урока,
-количество видов учебной деятельности,
-их смена, длительность и чередование,
-отвлечения от учебной работы,
-чередование видов учебной деятельности.
Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Цель оздоровительных моментов:
- отдых центральной нервной системы,
- профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
******* Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
Для укрепления мышц глаз и улучшения зрения применяю тренажер для глаз. Разного рода траектории по которым дети «бегают» глазами рекомендовано размещать по периметру класса. На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см. Плакат, показывающий траекторию движения глаз, может быть укреплен над доской. Каждая траектория отличается цветом: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке. Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развивается зрительно – моторная реакция и различительно – цветовая функция. Рекомендуются цвета: красный, голубой, желтый, зеленый.
Смена статических поз во время урока:
Слушание протекает в следующей позе: расслабились, откинулись на спинку стула, руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок
Правильная поза ученика во время занятий за столом:
-длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка,
-высота ножек стула должна равняться длине голени,
-голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол,
-между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка,
-расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.,
-тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
На уроках ознакомления с окружающим миром, классных часах мы говорим о правильном питании, о режиме дня школьника, воспитании здорового образа жизни, формировании навыков ответственного поведения.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Оздоровительные моменты на уроке
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- массаж активных точек
Цветотерапия.
Игра – цветные сны.
В положении сидя после напряженной работы . учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.
Желтый – стимулирует умственную деятельность;
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёр "БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН"
Тренажер по развитию внимания для учащихся начальной школы. Интерактивный тренажер обеспечивает возможность тренировки внимания, памяти....
Игровая программа: "Будь внимателен на дороге".
Цель: закрепить правила дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира;повторить правила поведения в личном и общественном транспорте, довести до сознания детей, где нужно играть, кататьс...
"Будь внимателен, заводя комнатное растение", занятие кружка по цветоводству
Представлен конспект занятия кружка по цветоводству в соответсвии с ФГОС. http://festival.1september.ru/articles/648464/...
Классный час «Будь внимателен на дороге»
формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения...
Будь внимателен
Будь внимателен...
Классный час на тему ПДД: «Будь внимателен на дороге».
Классный час помогает закрепить актуальную тему - безопасность детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма....
Внеурочное мероприятие на тему: "Будь внимателен, пешеход!"
Внеурочное мероприятие...