Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через применение различных видов творческой деятельности
статья по теме
В данной статье представлен опыт работы по формированию УУД у младших школьников через систему различных видов творческой деятельности. Показаны различные приёмы и формы ,
применяемые при организации учебно- воспитательного процесса..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Ванчугова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
муниципального
общеобразовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа с углублённым
изучением отдельных предметов №1
г. Советска Советского район
Кировской области
Формирование универсальных учебных действий младших школьников через систему различных видов творческой деятельности
Актуальность. Стандарты второго поколения ставят перед учителем начальных классов высокую планку: от качества знаний перейти к качеству действий, от индивидуально действия школьника - к учебному сотрудничеству, от развития внутреннего мира ребенка - к духовно-нравственному воспитанию.
Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, это обусловлено ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. В "Концепции модернизации Российского образования» делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встает вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе образования.
Желанием развить в детях творческое воображение как основу собственного видения мира, способа конструктивного взаимодействия с окружающими объясняется выбор темы экспериментальной работы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников через развитие творческого воображения».
Объектом исследования становится изменения личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе художественно-речевой деятельности.
Предметом – система упражнений и заданий по развитию творческого воображения младших школьников.
Цель исследования: изучение процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников через систему индивидуальных и групповых творческих заданий открытого типа по развитию воображения.
Задачи:
- Изучить известные методики и технологии развития воображения младших школьников.
- Сконструировать и апробировать модель педагогической деятельности, направленную на развитие воображения младших школьников через систему урочной и внеклассной деятельности.
- Подобрать психолого-педагогический инструментарий для диагностики универсальных учебных действий младших школьников.
Теоретическая база опыта.
Теоретической основой моей работы стали труды известного психолога Л.С.Выготского, в которых он последовательно раскрывает значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, доктора философских наук, профессора Е.А.Юниной, которая изучает систему и единство эффективных способов и приёмов для развития личностных качеств ребёнка. Ценные рекомендации по развитию воображения ребенка дает известный детский итальянский писатель Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии». Много полезных советов по развитию воображения детей дает Е.Е.Кравцова в книге «Разбуди в ребенке волшебника».
Система упражнений по развитию творческого воображения включает четыре группы упражнений:
- Ритуальные упражнения – упражнения, способствующие объединению группы и мотивации на работу в ней.
- «Приветствие». Ученики здороваются друг с другом разными способами на каждом занятии: за руку, мизинцами, глазами, улыбками.
- «Мое настроение» Ученики сравнивают свое настроение с явлениями природы, героями сказок, растениями…
- «Радуга настроения» Ученики называют, в какой цвет окрашено их настроение
- «Настроение в жестах» Ученикам предлагается выразить свое отношение только при помощи жестов
- Разминочные упражнения – упражнения, направленные на снятие напряжения, переключение с одного вида деятельности на другой.
- «Волшебная минута молчания». Ученики молчат в течение одной минуты, любуясь объектом природы, картиной, слушая музыку.
- «Минута удивления». Ученики проговаривают по кругу «Меня удивило…»
- «Послушайте!» Ученики высказывают мысль, связанную с темой занятия, а остальные выражают аплодисментами свою солидарность с мнением говорящего.
- Основные упражнения – упражнения на раскрытие темы, отработку навыков взаимодействия в процессе творчества.
- «Эстафета чувств». Передать по кругу невербальными средствами чувство: дружба, отвращение, пренебрежение, злость, страх, радость, восхищение, уважение, равнодушие. Затем ученики сообщают, какое чувство они получили и обсуждают причины возможных искажений.
- «Волшебная страна чувств». Раскрасить домики волшебной страны чувств и поселить в них человечков.
- «Этюды». Упражнение-импровизация, превращение средствами танца, жеста в предмет, животное, растение, другого человека
- «Диалоги». Диалоги реальных лиц, телефонные диалоги (беседуют мама и дочка, дедушка и внук – спрашивают о здоровье, поздравляют с праздником, приглашают в гости; разговаривают сверстники – как делать уроки, что будут делать на прогулке, как поздравят друзей с Новым годом, как пригласят на день рожденья и др.).
2. Диалоги животных и растений:
а – «Лесное собрание осенью». Данный диалог является частью ролевой игры при изучении темы «Сезонные изменения осенью» б – «О подготовке к зиме птиц и зверей»
в – «Пошел кот на рыбалку, а по дороге встретил…»
г – «Осеннее настроение» (о чем рассказали цветы в цветнике)
- Диалоги неодушевленных предметов («оживших»)
«В чулане разговорились старые вещи – самовар с мятым боком, чашки без ручки, сахарница без крышки, обгорелая свечка. Стали вспоминать прошлое…»
«В ночь под Новый год елочные игрушки рассказали, из чего их сделали и как они сюда попали».
«В один удивительный день в городе ожили все предметы – скамейки, ворота, фонари и калитки, деревья и цветы. Они наперебой стали рассказывать о себе…»
«Ночью в цветочном магазине цветы рассказывают, где прошло их детство».
- Словесное рисование. Что мы видим, слышим, прочитав описание или стихотворные строчки? Разгадайте тайну метафоры. Придумайте продолжение рассказа. Представьте себя на месте героя рассказа. Подберите эпитеты к данному слову.
- Групповой рисунок. Большой лист бумаги делится на сектора по количеству участников. Каждый заполняет рисунками свой сектор. Когда все будет выполнено, сектора сдвигаются по кругу и соседи рисуют подарок в чужом секторе. Игра заканчивается, когда сектора вернутся к своим хозяевам.
- Рефлексивные упражнения – упражнения для осознания полученного опыта.
- «Волшебный микрофон» Скажите в «микрофон», что вам понравилось и не понравилось в процессе занятия.
- «Смайлик» На какого человечка ты был похож во время занятия?
- «Анкета участника». Какие игры тебе запомнились, понравились? В какую игру ты бы поиграл с друзьями, родителями?
- «Интервью» .Задай вопрос участникам занятия.
- «Подарок» Кого из ребят ты бы одарил за совместную работу?
Педагогическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в МОУ СОШ с УИОП №1 г.Советска с 2009 по 2013 год.
Считаю необходимым соблюдать следующую этапность в формировании УУД учащихся через развитие творческого воображения:
1 этап. Этап включения в деятельность
На данном этапе проведена диагностика личностных универсальных учебных действий с целью качественного анализа мотивационной составляющей учебной деятельности. Результаты качественного анализа показали, что:
Учащиеся относятся к школе положительно - 76%;
Показали положительное отношение к урокам – 84%;
Положительное отношение к учителям – 98%;
Положительное отношение к одноклассникам – 75%.
Показатели диагностики свидетельствуют о том, что ведущим мотивом младших школьников является познавательный. Но это еще не означает, что каждый из них способен овладеть большим объемом учебного содержания и преодолеть все трудности учебного труда.
Для сохранения ведущего мотива познания с первого класса, провожу экскурсии реальные и виртуальные. На экскурсиях в природу использую приёмы созерцания и любования. Мы с ребятами наблюдаем смену настроений в природе. Слушаем песню ветра, шум дождя, прислушиваемся: о чём шепчут листья? Настраиваю детей на восприятие красоты природы, предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на капельки росы, используя метод сравнений. Задаю вопросы: «На что похож мох? С чем его можно сравнить? («Он как махровое полотенце, как зелёный пушистый ковёр» - ответы детей).
Осенью мы любуемся багряной и золотой листвой, зимой-белизной снега, плавным падением снежинок.
Моя задача - усилить эмоциональное воздействие природы, учить видеть многообразие красок, обогащать словарь учащихся за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Важно научить детей не просто смотреть, видеть, любоваться, восхищаться, владеть навыками и способами работы, главное - вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
На улице запорхали первые снежинки. Обращаю внимание, что украдкой дети начинают посматривать в окно. Им сейчас не до решения задачи, они мысленно уже на улице, подставляют ладошки снежинкам, рассматривают их. И нет смысла продолжать урок. Мы одеваемся и идём на улицу. Дети любуются красотой и неповторимостью каждой снежинки, сравнивают их со звёздочками, драгоценными искринками, кружевами. Тут же рождаются истории снежинок, первые робкие стихи
Выпал беленький снежок,
Он воздушный, как пушок.
Вот летит краса- снежинка.
Она словно балеринка.
В воздухе кружилась,
На землю опустилась.
Изучив структуру загадки, её разновидности, дети пытаются сами составить загадки на заданную тему. Так, рассматривая узоры на окне, у детей появились загадки
Невидимкой осторожно
Он является ко мне.
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Развитию воображения и творческих способностей способствуют и виртуальные экскурсии. Мы путешествуем в страну Мыльных Пузырей, мчимся в заоблачную даль, опускаемся в подводное царство…
Эти приемы способствует созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе и дают возможность детям проявить себя в творчестве и сотворчестве, формируют умение слушать и слышать друг друга, учат способам само- и взаимооценки. Результатом данного этапа являются качественные показатели развития личностных УУД при формировании зрелых форм учебно-познавательных мотивов в классе стали:
самостоятельные формы учебной деятельности – 85%;
развёртывание форм самоконтроля и самооценки школьников – 67%;
различные виды взаимоконтроля и взаимооценки – 45%.
2 этап. Наполнения содержания образования разнообразной творческой деятельностью.
На данном этапе считаю применять технологию имитационного моделирования жизненных ситуаций. Автор: М.И. Ерёменко, В.В. Сериков «От школы учёбы к школе жизни».
Данная технология способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся. Методология заключается в том, что перед учебным занятием учитель проводит серию классных часов.
При обобщении знаний по теме «Весна в природе» провожу интегрированный урок, включающий окружающий мир, литературное чтение, предметы ХЭЦ. Подготовка к этому уроку идёт заранее и включает в себя экскурсию в природу, наблюдения, конкурс рисунков, изучение авторских стихов и написание собственных, оформляемых в рукописный сборник, рассматривание картин знаменитых художников.
Перед проведением праздника «Мы идём на день рождения» провожу беседу «Традиции дня рождения в моей семье», ролевые игры «Сервируем стол», « Как дарить подарки», «Именинные игры и конкурсы», урок-мастерская «Открытка своими руками» , конкурс «Искусство поздравления».
Данная технология позволяет провести межпредметную интеграцию, направленную на выработку самостоятельных, зрелых, способов деятельности.
Большое значение для развития воображения и творчества играет метод проектов, который подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта и обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, так как одним из психолого-педагогических компонентов является формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности.
В ходе реализации проекта группа разрабатывает тему, планирует трудовую и организационную деятельность, оформляет и защищает работу.
В 1 классе организую проекты «Эти необычные овощи»
(подбор загадок, стихов, подготовка инсценировки, изготовление поделок из овощей), «Отправляемся в путешествие по временам года» (группа выбирает время года, конструирует средство передвижения, окружающий пейзаж, составляет рассказ о путешествии).
Во 2 классе работаем над проектами «Кухня моей мечты», «В гостях у сказки». Работая над сказкой братьев Гримм « Бременские музыканты» дети представляли сказку в разной интерпретации: инсценировка, кукольный театр, раскадровка.
3 класс – «Отправляемся в путешествие по природным зонам», «Неопознанный летающий объект» (Объект, пилоты, рассказы о пришельцах).
4 класс – «Наш парк юрского периода» (создание неизвестных животных, окружающего пейзажа, составление сказки или рассказа о своих изделиях), «На улицах города будущего» (создание строений, транспорта, сферы услуг и развлечений, жителей, элементов окружающей природы).
Источником проекта являются и творческие работы учащихся.
Рассматриваем на уроке анютины глазки. Каждый ученик получает рисунок цветка анютины глазки и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое описание цветка. У каждого получается свой этюд.
«Мой цветок синий. Как будто кругом ночь и все спят. Только в середине цветка горит желтый огонек – горит одно окошко. Кому-то не спится».
«Мой цветок самый веселый, потому что, когда раздавали лепестки, он взял себе самые веселые – желтые и оранжевые».
«Мой цветок я назвал голубым облачком. Он такого нежного голубого цвета, что, кажется, что он может даже растаять».
- А что если вырастить цветок в подарок маме на 8 марта!
И это детское восклицание становится экспериментом, в котором участвует весь класс. Как произвести выгонку луковиц тюльпанов? Где и при какой температуре хранить их осенью? С какой радостью мои второклассники превращают обычный подоконник в оранжерею, как внимательно наблюдают зарождением ростка, как ждут чуда.
Проектная деятельность
- дает возможность включить каждого в деятельность, отвечающую его способностям и запросам,
- учитывает личностные особенности каждого ученика,
- позволяет формировать внутреннюю мотивацию учения,
- обеспечивает усвоение знаний и способов действий на достаточно высоком уровне,
- изменяет роль учителя: из руководителя он становится участником общей творческой работы, фасилитатором,
- формирует способность к рефлексии и самооценке.
В результате проектной деятельности формируются самостоятельные формы творческой активности детей через процесс познания и получения личностного опыта, что способствует выработке коллективных способов деятельности.
3 этап. Реализация творческого потенциала детей в духовной и предметной продуктивной деятельности.
На данном этапе происходит интеграция основного и дополнительного образования. Развитие творческого воображения учащихся продолжается через организацию занятий в кружках «Школа фантазёров» и « Философия для детей».
Что такое богатства человеческого сердца?
Где живёт в человеке доброта?
Как научиться прощать?
Ответы на эти и другие вопросы дети получают в ходе философских бесед.
Основное дидактическое содержание бесед я почерпнула в книге М.А.Андрианова « Философия для детей в сказках и рассказах; Пособие по воспитанию детей в семье и школе».
Философские беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия.
(Темы бесед: Что такое красота и для чего она нужна?
Умение чувствовать красоту.
Счастье чувствовать красоту.
Красивое начало в человеке.
Любовь к красоте творит чудеса.
Мечты о прекрасном.
Красота мечтаний о будущем и новом.)
Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви как основ человеческой жизни, из которых берёт начало всё созидательное и благое.
( Сердце и ум человека.
Совесть – учитель человека.
Богатства человеческого сердца.
Сила материнской любви.)
Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребёнку разобраться в проявлениях добра и зла.
( Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Стараться видеть хорошее в других.
Доброжелательность и дружелюбие.
Вред от зломыслия, злословия , ругани.
Милосердие и сострадание.)
Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и в окружающем мире.
(Воля- особая внутренняя сила человека.
Вера в себя усиливает волю.
Уравновешенность, спокойствие, сдержанность.
Собранность и терпение, развивающие волю)
Беседы о мышлении предлагают ребёнку научиться правильно, пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности.
(О значении мысли и о качестве мышления.
Умение думать наперед, принятие необдуманных, поспешных решений.
Воображение- важное творчество ума и его движущая сила.)
Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который пригодиться на долгом жизненном пути каждому ребёнку.
( Ученье – свет, а неученье- тьма.
Преодолевая трудности, человек растёт.
Творчество в работе, умение полюбить работу.
О вреде уныния, обиды, волнений.
Уважение к свободе мнения и выбору других.)
Каждое занятие начинается с чтения и обсуждения философской сказки, притчи, которую дети слушают, затаив дыхание. Затем приступаем к обсуждению, где каждый может выразить свои чувства, отношение к услышанному в виде этюда, диалога, телефонного разговора, высказать своё мнение в дискуссии. Ребёнок пытается соотнести содержание сказки с событиями из реальной жизни, привести свои примеры. Передача философского смысла сказки проходит через рисунок, эмоции, личное отношение самого ребёнка.
Эти беседы помогают ребенку осмыслить свое место в мире, обогащают внутренний мир, развивают эмоциональную сферу. На данном этапе для диагностики личностных УУД учащихся использована анкета «Оцени поступок»
Результаты качественной диагностики показали, что у детей сформированы конвенциональные и моральные нормы. Контент - анализ позволил нам проранжировать конвенциональные и моральные нормы. В нашем классе на первое место вышли конвенциональные нормы, что является показателем успешной социализации детей в начальной школе.
Конвенциональные:
Ритуально – этикетные: культура внешнего вида – 45%, поведение за столом – 82%, правила и формы обращения в семье – 66%;
Организационно – административные: правила поведения в школе – 92%,правила поведения на улице – 85%, правила поведения в общественных местах – 85%.
Нормы альтруизма: норма помощи – 75%, норма щедрости – 92%.
Моральные: норма ответственности за нанесение материального ущерба – 86%.
На основании полученных психодиагностических данных нами были разработаны практические рекомендации для родителей с целью просвещения по вопросу формирования метапредметных результатов образования у младших школьников.
рекомендации по формированию
регулятивных универсальных действий школьников
Памятка для родителей.
1.Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
2. Если у Вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога-это совместное общение, ненавязчивые советы.
3.Научитесь встречать детей после уроков.
4. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент временных неудач.
5. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим.
6. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Рекомендации для родителей.
1.Уважайте и считайтесь с мнением, мыслями и взглядами ребёнка, причём не только на словах, но и на деле.
2.Отношение к ребёнку старших, как к «маленькому», глубоко обижает его.
3. Ребенок «борется» не против родителей, а против своей зависимости от них. Он должен понять позицию своих родителей.
4.Важно, чтобы родители проявляли уверенность в своих детях, проявляли в общении с ними тактичность и находчивость.
5.Ребенка нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства, того, что было оправдано по отношению к младшему школьнику.
6. С ребенком лучше разговаривать тоном убеждения, совета, просьбы.
Рекомендации по формированию регулятивных УУД
1.Стремитесь создавать ситуацию, которая не толкает ребенка на изоляцию от взрослых: оказывайте ненавязчивую помощь; признавайте самостоятельность; уважайте мнение ребёнка.
2.Жизнь ребенка в семье должна наполняться положительными переживаниями.
3.Будьте другом своему ребёнку!
4.Когда ребенок станет активным членом семьи, тогда у него будет ощущаться потребность в общении с родителями.
4 этап. Партнёрские отношения между родителями и школой.
Коренным образом меняется позиция родителей. Из созерцателя каждый родитель становится полноправным участником учебно- воспитательного процесса. Родители принимают активное участие в проектной деятельности, являются инициаторами всех совместных праздников.
Перед введением курса «Философия» родители были ознакомлены с содержанием, темами занятий, предложили свои вопросы, которые необходимо рассмотреть. После каждого занятия по философии дети делились своими впечатлениями и мыслями с родителями, такая заинтересованность ребенка вызвала желание родителей продолжить философский разговор в кругу семьи, некоторые обращались за помощью к учителю как значимому взрослому за советом и консультацией.
В конце первого года апробации программы с родителями был проведён опрос.
В результате опроса родителей были получены следующие данные:
Считают нужным продолжение курса_________ 100% родителей
Считают полезными занятия ________________ 100% родителей
Заметили изменения в ребёнке_______________ 91% родителей
Анализируют своё поведение_________________91% детей
Изменили поведение, поступки________________88% детей
Обсуждают темы занятий дома_______________ 83% детей
Интересуются книгами данного направления___ 66% детей
Таким образом, мы видим, что родители - равноправные участники учебно-воспитательного процесса. Данный этап необходим с позиции ФГОС – 2, так как семья обеспечивает не только социальную успешность ребенка, но и эмоциональную. В том случае если успешность ребенка поддерживают в семье, следовательно, он будет успешен в учебной и творческой деятельности, эмоционально активен.
Получив поддержку и одобрение в семье, в классе ученик стремится к дальнейшей самореализации в различных творческих конкурсах.
Результатом взаимодействия семьи и школы является процесс формирования ценностных взглядов и установок.
Таким образом, считаю, что организованная мною работа по развитию воображения учащихся через организацию творческой деятельности была эффективной и дала положительный результат для формирования метапредметных результатов образования.
Перспектива
Проведенная мною работа дала положительный толчок в дальнейшем развитии учащихся, перешедших в среднее звено. В 5 классе свои знания подтвердили все учащиеся. Учителя истории, естествознания, литературы отмечают, что работы учащихся отличаются творчеством, яркостью, оригинальностью. Всё это объясняется тем, что в основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л.С. Выготский) и теория задач развития (Р.Хевигхерст), что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться. При этом во внимание принимается кризис перехода из начальной школы в основную, требующий высокой степени проявления самостоятельности учебной деятельности учащихся 5-6 классов и необходимости решения ими реальных жизненных задач.
Список литературы:
- М.А.Андрианова « Философия для детей в сказках и рассказах; Пособие по воспитанию детей в семье и школе».
- Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2004. -142 стр.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991.- 265 с.
- Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е.Кравцова. – М.: Просвещение, 1996.- 148 с., ил.
- Кравцова, Е.Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении / Е.Е.Кравцова //Школьный психолог :приложение к газете «Первое сентября». – 2004. - № 38,39.
- Кузнецова, А.Г. Ситуация успеха на уроке / А.Г.Кузнецов // Начальная школа. – 2003. -№ 4. – с. 40-41.
- Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. – М.: Просвещение, 1998 – 164 с.
- Маняш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Н.В. Маняш. – М.: Вентана-Граф, 2002- 126 с., ил.
- Общая психология: учебное пособие / под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1997- 248 с., ил.
- Родари, Д. Искусство придумывания историй / Джанни Родари . – М.: Прогресс, 1978- 152 с., ил.
- Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997- 128 с., ил.
- Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001- 185 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...
Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».
В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-364927-1386679092.jpg)
презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»
В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-27102-1540224941.jpg)
Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников
Проектно – исследовательская деятельность - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/27/picture-67541-1356620354.jpg)
Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые включают освоенные об...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/19/picture-34716.jpg)
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать проф...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/10/picture-206198-1468137977.jpg)
Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
Выступление на педсовете. Из опыта работы...