Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных задач современной школы, т.к. наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.
Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Как построить работу учителя начальных классов так, чтобы у ученика сформировался и постоянно поддерживался устойчивый учебно-познавательный интерес?
Несомненно, младший школьник будет испытывать положительные эмоции по отношению к ситуации обучения, учиться с интересом, осознавать личностную значимость учения только тогда, когда он включен в специально организованную учебную деятельность - образовательный процесс, который при сохранении основной структуры (содержание и формы обучения), строится по принципиально другой технологии (условия, методы, критерии оценивания). Проблема формирования учебной деятельности не нова. Существует огромное количество литературы, которая раскрывает теоретические аспекты данной проблемы. Но, к сожалению, учителя, имея представление о такой форме организации учебного процесса, не используют ее в практической деятельности.
Цель данной методической разработки – определение условий, при которых учебный процесс организуется в форме учебной деятельности, что способствует формированию и поддержанию устойчивого учебно-познавательного интереса младших школьников.
Процесс обучения на деятельностной основе строится в соответствии с принципами технологии личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской. Основной формой организации учебного процесса является урок. Поэтому задача разработки – формулирование методических рекомендаций практического характера по организации урока в форме учебной деятельности.
Устойчивый учебно-познавательный интерес – результат организации урока в форме учебной деятельности
Цель личностно ориентированного урока заключается в создании условий для проявления познавательной активности учеников.
Опыт работы показал, что наиболее приемлемыми средствами достижения этой цели являются следующие:
- создание ситуаций, позволяющих ученику проявить собственные способности, возможности, интересы;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
- обеспечение дозированной помощи взрослого;
- ориентация ученика на усвоение процесса обучения, на развитие его интеллектуальных умений;
- обучение целеполаганию;
- постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
- повышение доли учебных заданий творческого характера;
- формирование стремления к достижению успеха;
- стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями («ситуации успеха», доброжелательность, благоприятный психологический климат);
- создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности и повышения степени самостоятельности в учебной деятельности.
В процессе формирования учебной деятельности учеников определяются три стадии ее развития.
На первой стадии (1 класс) происходит освоение отдельных учебных действий, на основе которых возникает ситуативный интерес к приемам учебной деятельности и формируются механизмы принятия учебных задач. На этой стадии осуществление учебной деятельности возможно лишь при непосредственном взаимодействии учителя с учеником, когда учитель ставит цель, организует деятельность, осуществляет контроль и оценку.
На второй стадии (2-3 класс) характерно объединение учебных действий в целостные акты деятельности, подчиненные реализации более отдаленных целей. По мере формирования этих актов познавательный интерес приобретает более устойчивый характер, начиная выполнять функцию смыслообразующего мотива деятельности. Происходит дальнейшее развитие процессов целеполагания, обеспечивающих принятие цели извне, самостоятельную их конкретизацию и формирование действий контроля и оценки.
На третьей стадии (4 класс) имеет место формирование из отдельных актов целостной системы учебной деятельности. Познавательный интерес характеризуется обобщенностью, устойчивостью и избирательностью, начиная выполнять функцию побудительного мотива учебной деятельности.
В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных (умственных) действий. Она протекает под руководством учителя и предполагает включение ребенка в определенные общественные отношения.
Таким образом, включение учащихся в учебную деятельность сводится к овладению ими умением учиться, т.е. умением расширять свои знания и умения, развивать свои способности по собственной инициативе.
Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий. При этом учитель воспитывает у школьников указанную потребность, формирует у них умение принимать учебную задачу и выполнять учебные действия.
Можно выделить четыре компонента деятельности (по А. Н. Леонтьеву): мотивационный (потребности и мотивы); целевой (цели); исполнительский (условия и средства достижения целей); контрольно – оценочный (действия и операции по контролю и оценке собственной деятельности). Когда эти компоненты наполнены специфическим предметным содержанием и когда учитель создает в классе условия, требующие от школьников получения знаний о предмете посредством экспериментирования с ним, можно говорить о том, что дети усваивают знания в форме учебной деятельности.
Рассмотрим, как организовать урок с точки зрения формирования учебной деятельности.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает, если у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается учителем с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на каждом уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На этом этапе можно использовать следующие приемы работы:
1. Постановка проблемного вопроса.
- Куда девается солнце ночью?
- Может ли белый медведь обитать в Африке?
- Как сравнить площади геометрических фигур?
- Корень – главная часть слова. Почему? и т. д.
2. Создание проблемной ситуации.
2.1. Предъявление противоречивых фактов.
Урок по теме «Числа и цифры. Римские цифры». 1 класс.
На доске – рисунки с изображением одного, двух, пяти, десяти предметов. Под каждым из них записано число предметов на рисунке с помощью римских цифр и арабских.
Учитель: Какое задание можно выполнить?
Ученик: Сосчитать предметы и разбить рисунки на группы по количеству предметов.
(Учащиеся считают и выполняют разбиение).
Учитель: Что вы заметили? (Что вас удивило?)
Ученик: Количество предметов одинаковое, а записи под рисунками разные.
Учитель: Что могут означать записи под рисунками?
Ученик: Записи могут означать числа, записанные разными знаками (цифрами).
Учитель: О чем будем сегодня говорить на уроке? (Какова тема урока?)
Ученик: О числах и цифрах.
Учитель: Что вы предполагаете узнать нового для себя?
Ученик: Какими знаками еще можно обозначать количество предметов.
2.2. Столкновение разных мнений учащихся вопросом или практическим заданием.
Урок по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 2 класс.
Учащимся предлагается по памяти написать загадку:
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые (________).
(Дети заучивают, орфографически проговаривая, и записывают).
Учитель: А вот как написал эту загадку один из учеников.
На доске: С неба падают земою
И кружатся над зимлёю
Лёгкие пушынки
Белые снежынки.
Учитель: Что заметили?
Учащиеся: Ошибки: пушинки, снежинки - знакомая орфограмма – жи – ши, земою, зимлёю – ошибка, т.к. в начале урока на минутке чистописания написали не так).
Учитель: А как же правильно? Почему написано по- разному?
Ученик: Не можем доказать, т.к. не хватает знаний. Надо разобраться.
2.3. Невыполнимое практическое задание, не сходное с предыдущим.
Урок по теме «Сложение двузначных чисел с переходом через разряд». 2 класс. Учащимся предлагаются выражения
26+32 62+7 45+3 34+9
Учитель: Какое задание вы бы выполнили с этими выражениями?
Ученик: Выделить «лишнее» (выражение, где второе слагаемое – двузначное), вычислить.
Учитель: Смогли ли вы найти значения всех выражений?
Ученик: Нет.
Учитель: Какое выражение вызвало затруднение и почему?
Ученик: 34+9, т.к. в разряде единиц при сложении получается больше 10, а мы такие
задания не выполняли.
Учитель: Какова тема урока?
Ученик: Сложение чисел с переходом через разряд.
2.4. Ошибочное суждение педагога.
Урок по теме «Правописание предлогов и приставок». 2 класс.
Учащимся предлагается запись Собака побежала потропинке.
(После прочтения предложения, учащиеся обращают внимание учителя на допущенную ошибку).
Учитель: Я утверждаю, что предложение записано верно и могу доказать. По – это приставка, пишется со словами слитно.
Ученик: В случае «потропинке» по – это не приставка, т.к. нет такого слова. По – это предлог, поэтому пишется со словами раздельно.
Учитель: Попробуйте доказать.
3. Подводящий диалог – система посильных ученикам вопросов и заданий, которые подводят их к осознанию темы урока.
3.1. Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори).
- Вспомните, какова была тема урока вчера, и какие учебные задачи вам не удалось решить.
- Проанализируйте слова (с пропущенной безударной гласной) и сформулируйте тему урока.
3.2. Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»).
Урок по теме «Род имен существительных». 2 класс.
Учащимся предлагается разбить на группы слова мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка.
Учащиеся выполняют разбиение:
мама папа
сестра брат
бабушка дедушка
Учитель: Что интересного заметили?
Ученик: В первом столбике говорится о лицах женского пола, а во втором о лицах мужского пола.
Учитель: Как вы думаете, можно ли сказать, что есть слова мужского пола и женского пола?
(Сомнения детей)
Учитель: Вы правы, такой категории нет. Значит, сегодня вы узнаете, как правильно называется этот грамматический признак существительных.
Урок по теме «Правописание парной согласной в середине слова». 2 класс.
Учащимся предлагается ряд слов: сугроб, лед, березка, морж.
Учитель: Возможно ли выделить лишнее слово среди данных?
(Рассматриваются все варианты, предлагаемые детьми, но внимание акцентируется на слове «березка», т.к. парная согласная стоит в середине слова).
Учитель: Сравните произношение и написание этого слова и сформулируйте тему урока.
4. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
4.1. Использование стихов, сказок, загадок, исторического материала с целью вызвать интерес учащихся к теме урока.
4.2. Прием «актуальность» (связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать знания в жизни).
Урок по теме «Умножение». 2 класс.
Учащимся предлагается решить задачу:
На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 345 рубашек?
Учитель: Какое решение вы бы предложили? Попробуйте его записать.
Ученик: 9+9+9+9+9…. (испытывает затруднения)
Учитель: Удобна ли эта запись для решения данной задачи? Почему?
Учитель: Знаете ли вы, как короче записать это выражение? Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел?
5. Анализ жизненных ситуаций.
6. Создание ситуации спора, дискуссии, выбора.
Необходимо отметить, что любой из вышеперечисленных приемов сводится к возникновению дискуссий, споров. Задача учителя заключается в том, чтобы, выслушав все мнения учащихся, найти среди них верное и умело, корректно направить процесс рассуждения детей так, чтобы выйти на предполагаемую цель и задачи урока.
7. Организация игры.
Урок по теме «Наречие – неизменяемая часть речи». 4 класс.
Учитель: Предлагаю вам в группах сыграть в знакомую игру «Лото». (Приложение №1).
По окончании игры формулируется тема урока.
Подобную игру можно использовать на любом уроке при изучении любой темы.
В ходе такой организации работы на этапе формирования мотивационного компонента учебной деятельности учащиеся обращаются к своему личному опыту или опыту одноклассников и в результате формулируют тему урока, приходя к выводу: «Мне не хватает знаний, и я хочу это знать!»
Второе условие организации учебной деятельности – это постановка перед школьниками учебной задачи, т.е. предоставление такого материала, с которым дети могут производить преобразования. В этом случае у школьника сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи (целевой компонент учебной деятельности). На этом этапе учитель создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач.
1.Побуждающий диалог:
- Какие есть предположения?
- Какие вопросы можно задать?
- Что можно узнать?
2. Фронтальный опрос с целью контроля за осмыслением учащимися учебных задач.
3. Фиксация высказываний учащихся (они помогают учащимся удерживать учебные задачи в течение всего урока).
Учащиеся, у которых сформирована положительная мотивация, способны самостоятельно ставить учебные задачи урока.
Урок по теме «Правописание парных согласных». 3 класс.
После того, как учащимися сформулирована тема урока, они самостоятельно могут поставить перед собой частные учебные задачи.
Учитель: Чему вы сегодня научитесь?
Ученик: Правильно писать слова с парными согласными.
Учитель: На какие вопросы ответите?
Ученик: Какие согласные надо проверять? В какой позиции? В какой части слова? Как проверять? Как выделять орфограмму? И т. д.
Учащиеся высказывают свои предположения, учитель фиксирует их на доске, что позволяет ребятам в течение урока обращаться к сформулированным задачам.
На этом этапе урока учащиеся, участвуя в диалоге, дискуссии, высказывая свою точку зрения, свое отношение к материалу, самостоятельно формулируют цель урока и учебные задачи, ставя перед собой вопрос: «Что мне надо узнать?»
После этого организуется процесс решения учебных задач. Исполнительский компонент учебной деятельности связан со способами и приемами решения поставленных задач. Он обращен к технике и культуре учебного труда, направлен на предметное содержание вопроса.
1. Побуждение к поиску собственного плана решения.
Необходимо отметить, что учащиеся, включенные в учебную деятельность, как правило, отказываются идти по легкому пути (выслушать объяснение учителя, прочитать в учебнике), предпочитая добывать знания самостоятельно. Использование элементов или имитация поисковой деятельности позволяет формировать у детей уверенность в своих силах, ощущение себя как ценного участника процесса познания.
2. Организация решения учебных задач фронтально, индивидуально, в парах сменного или постоянного состава, в группах сменного или постоянного состава.
3. Стимулирование учащихся к исследовательской деятельности.
4. Побуждение учащихся к высказыванию собственных затруднений и организация деятельности по выявлению их причин.
5. Ненавязчивый контроль и консультация.
6. Создание «ситуации успеха».
Практические материалы, демонстрирующие данные приемы работы, содержатся в Приложениях.
(№1 – «Открытие детьми нового знания», №2 – Работа над решением поставленных задач).
При такой организации этого этапа урока ученик самостоятельно или с помощью учителя выбирает способ решения учебных задач, отвечая на вопрос: «Как я буду узнавать?». Учащиеся участвуют в предположении и обсуждении способов деятельности, формулируют гипотезы, планируют работу, задают вопросы учителю, одноклассникам, осуществляют решение учебных задач, работая фронтально, в парах, группах, индивидуально, осуществляют процессуальный самоконтроль, обращаясь к учебнику, модели, таблице, консультируясь с учителем.
Завершающий компонент учебной деятельности – контрольно-оценочный. Контроль обеспечивает правильное выполнение учебных действий. Оценка фиксирует соответствие или несоответствие результатов учебной деятельности предъявленным требованиям. От ее характера зависит организация учебной деятельности школьника. Если она положительная, то деятельность продолжается. Если отрицательная, то, стремясь к лучшему результату, ученик учится находить ошибку и исправлять ее. До тех пор, пока не сформированы самоконтроль и самооценка в процессе учебной деятельности, их функции возложены на учителя.
На этапе контроля и оценки организуется первичное закрепление знаний, создаются условия для рефлексивной деятельности учащихся:
1. Анализ полученного результата с точки зрения требования задач (обращение к учебнику, памяткам, схемам, алгоритмам).
2. Организация выбора заданий по теме, выполнение разноуровневых заданий.
3. Помощь учащимся в организации оценивания своих действий и действий товарищей.
Практические материалы, демонстрирующие данные приемы работы, содержатся в Приложении №1 и №2 (Первичное закрепление знаний. Рефлексия).
Учащиеся применяют полученные знания в практической деятельности, отвечая на вопрос: «Что я узнал?», осуществляют само- и взаимоконтроль (по образцу, без предъявления эталона с другими, с собой в прошлом), демонстрируют результат рефлексивной деятельности, отвечая на вопрос: «На каком уровне я узнал?». Это могут быть различные обозначения цветом, на шкалах, в баллах и т. д.
Очевидно, что учитель начальных классов не может утверждать, что у его выпускников полностью сформирована способность усваивать знания в форме учебной деятельности. Но с уверенностью можно сказать, что при использовании выше перечисленных методов и приемов организации урока у школьников закладывается прочная основа для успешного формирования учебной деятельности в основной школе. Ведь у них есть внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, они умеют учиться в условиях коллектива, они верят в свои силы, им интересно, комфортно и хорошо в школе. При любых результатах усвоения предметных знаний и умений, в условиях организации урока в форме учебной деятельности каждый считает себя успешным учеником!
Заключение
С целью формирования и поддержания у учащихся устойчивого учебно-познавательного интереса, учитель может строить работу на уроке так, чтобы каждый из них был включен в активную учебную деятельность, которая характеризуется наличием стремления к знаниям, навыков самоуправления учением и применением учебных действий для получения новых знаний.
Смена стадий в процессе формирования учебной деятельности протекает медленно. Возникающие изменения качества учения школьников, как правило, малозаметны. Временные границы смены стадий очень индивидуальны. Они зависят от многих факторов: от особенностей психофизического развития ребенка, его готовности к обучению, специфики организации обучения и конкретной работы по формированию учебной деятельности школьников.
Но с уверенностью можно сказать, что у учеников, включенных в учебную деятельность, прослеживается стабильная положительная динамика качества знаний, они испытывают потребность в познании, т. е. из года в год происходит повышение познавательного интереса.
|