Обобщение опыта работы
материал по теме

Шульженко Наталья Исааковна

 

Обобщение опыта работы

по теме: «Методы и формы обучения,

мотивирующие познавательную активность».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvor._otchet.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

2010г.

пос. Новоизобильный

Содержание.

1.Характеристика -  представление.

2. Информационная карта.

3. Копия аттестационного листа предыдущей аттестации.

4. Копия наградных документов.

5. Копии удостоверений о повышении квалификации.

6. Портфолио достижений учителя.

7.Творческий отчет учителя начальных классов

 МОУ «СОШ № 20» Н.И.Шульженко.

8. Описание опыта работы по теме: «Методы и формы обучения,

мотивирующие познавательную активность».

9. Выступления на педсоветах, ШМО.

10. Методические разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний.

Обобщение опыта работы

по теме: «Методы и формы обучения,

мотивирующие познавательную активность».

учителя начальных классов МОУ «СОШ № 20»

пос. Новоизобильного

Изобильненского района Ставропольского края

Шульженко Натальи Исааковны.

                 Шульженко Наталья Исааковна – 1964 года рождения, образование высшее, в 1988 году окончила Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт, факультет начальных классов по специальности «учитель начальных классов». Стаж педагогической работы 27 лет,

 1 квалификационная категория (приказ о подтверждении от 27.09.2007г.).

 В 2009 году очередной раз повышала свою квалификацию в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования по программе повышения квалификации в объеме 108 часов по теме:

 « Проектирование современного урока в начальной школе».

 В  2003 году прошла обучение в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования по программе «Интернет -  технологии в деятельности учителя» в объеме 76часов.

В 2006 году за многолетний плодотворный труд, высокое педагогическое мастерство, творческое отношение к делу образования и воспитания подрастающего поколения награждена грамотой отдела образования Изобильненского района Ставропольского края.

                 Работаю над методической темой: «Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность».

  Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти  свое место в жизни.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность.  Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся  глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Умение учиться - это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять свое время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, развивать мышление, уметь воспринимать полученную информацию. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала.

Одной из важнейших задач своей профессиональной деятельности считаю развитие интереса  учащихся к предметам, изучаемым в начальной школе. Познавательный интерес- основа обучения. Он вызывает эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность. У младших школьников уровень познавательного интереса, как правило, достаточно высокий. Вопросы: « Как? Когда? Почему?»- можно слышать постоянно. Для поддержания познавательного интереса у учащихся и его развития  использую на своих уроках элементы проблемного обучения, групповую работу, исследовательскую и проектную деятельность. Я работаю в классах- комплектах, где необходимо включить в работу детей разного возраста. Поэтому очень часто  провожу интегрированные уроки, которые формируют у учащихся нравственные аспекты мышления: это обучение грамоте(1класс) и литературное чтение(3 класс), чтение и ИЗО, музыка и ИЗО.  Для развития интереса к русскому языку и литературному чтению включаю в урок исторические, этимологические справки, использую игровые технологии и  занимательные моменты: кроссворды, ребусы, загадки, викторины. Провожу нестандартные уроки, такие, как: урок-игра, урок-соревнование, урок- сказка, урок- путешествие, олимпиада, деловая игра, урок- исследование, конкурсы. Применение дискуссионных заданий помогает пробудить ситуативный интерес пассивной части учащихся к изучаемой теме. Решению этой задачи способствует так же активное привлечение учащихся к подготовке и проведению внеклассных мероприятий по предметам.  Использую разнообразные формы работы с мотивированными учащимися: индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам, к проведению предметной недели

Очень важно с первых дней обучения в школе сформировать у учащихся интерес к познавательной деятельности, сделать малышей активными участниками учебного процесса, что является залогом успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у ряда учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла. Привлечение современных педагогических технологий и их приемов вырабатывает у учащихся интерес к учению, повышает мотивацию успешной деятельности, формирует личную ответственность за результат своей деятельности, учитывает индивидуально- возрастные особенности учащихся, т.е. делает обучение личностно- ориентированным. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. Динамика качества знаний по предметам соответствует требованиям программы. На завершении первой ступени обучения получила следующие результаты: начальную школу закончили на «5» два человека, на «5» и «4» - 4 человека, что составляет 100%. Средний бал по итогам освоения обучающимися преподаваемого предмета составил 4,3.

Результаты успеваемости учащихся классов - комплектов

за последние пять лет.

Годы обучения

Класс

Количество учащихся

Отличники

Обучающиеся на «4» и «5»

Качество

 знаний

Успеваемость

2005-2006

1

6

2006-2007

2

6

2

4

100%

100%

2007-2008

3

6

2

4

100%

100%

2008-2009

4

6

2

4

100%

100%

2009-2010

5

6

2

4

100%

100%

Годы обучения

Класс

Количество учащихся

Отличники

Обучающиеся на «4» и «5»

Качество

 знаний

Успеваемость

2007-2008

1

6

2008-2009

2

6

3

3

100%

100%

2009-2010

3

7

3

3

86%

100%

2010-2011

1 чет.

4

7

2

5

100%

100%

   Также мои ученики показывают хорошую подготовку переходя на среднюю ступень обучения. За 2009-2010 учебный год в 5 классе мои выпускники подтвердили свои учебные знания и умения, качество знаний осталось на том же уровне – 100 %.

В своей  работе я  руководствуюсь Законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Ставропольского краевого управления образованием, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Владею вопросами модернизации образования на современном этапе, целями, содержанием, формами и методами обучения и воспитания.

 Преподаю предметы в начальных классах – комплектах методически грамотно, в соответствии с программами МО РФ. Мои уроки отличаются четкой постановкой задач перед учащимися, целенаправленностью, тщательной продуманностью каждого этапа урока. Созданием условий для проявления познавательной активности учеников. Ученик – главное действующее лицо моего образовательного процесса.

     Являюсь классным руководителем 2, 4 классов. Каждый учитель, наверное, хотел бы, чтобы в его коллективе, классе была благоприятная психологическая атмосфера. Для создания такой атмосферы в своей работе я стараюсь соблюдать следующие условия: каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности, у каждого должно быть сформировано положительной отношение к себе, каждый должен уметь дружить, члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, уметь разрешать конфликтные ситуации.

Помогаю детям в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах. Вся воспитательная работа проходит под девизом: «Ты в этом мире не один».

Младший школьный возраст благоприятен для систематического и последовательного воспитания детей. Для создания благоприятной обстановке в коллективе использую различные формы воспитательной работы: классные часы, утренники, игры- путешествия, викторины, конкурсы, беседы с элементами игры и т.д. Во время проведения и подготовки внеклассных мероприятий стараюсь раскрыть индивидуальные особенности детей, их коммуникативные качества, интеллект. Дети с удовольствием выступают в концертных программах, участвуют в конкурсах, спортивных соревнованиях. Отношения в классе доброжелательные. За любую работу и поступок стараюсь поощрить, поддержать, тактично указать на ошибку. В коллективе у каждого ученика есть свое дело, свои обязанности. Психологическая атмосфера на уроке эмоционально устойчивая и поддерживается за счет уважения личности ученика, уважения его мнения ( пусть даже ошибочного), взаимном доверии ученика и учителя, чувством такта учителя ( не оттолкнуть, подбодрить).

Вместе с  детьми и их родителями проводим КВНы,  игры: «ЧТО? Где? Когда?», семейные праздники, концерты. Эту работу организую с целью привития интереса учащихся к учебе, повышению образовательного уровня, эрудиции, обучения детей самостоятельности и творчеству, выявления способных  детей для включения   в конкурсы «Кенгуру», «Медвежонок».

Большое значение придаю работе с родителями. Ведь все начинается с семьи. Связь ученик- учитель- родители помогают осуществлять различные формы работы, направленные на сближение семьи и школы. Это и родительские собрания, индивидуальные беседы, посещения на дому, уроки для родителей, анкетирования, совместная организация и проведение мероприятий, соревнования, конкурсы. Большое внимание уделяю целенаправленной работе родительской общественностью класса. Сбор информации о семье воспитанника провожу еще до приема ребенка в школу через анкетирование, беседы с родителями будущих первоклассников. Интересуюсь семейными увлечениями, проблемами в воспитании ребенка, талантами взрослых и детей. Полученную информацию в соответствии с анализом и прогнозированием использую для составления плана работы с детьми, включая в него пожелания сотрудничества с родителями. Большую помощь в оформлении кабинета, классных газет, поздравительных открыток оказывают именно родители класса. Охотно участвуют в мероприятиях, конкурсах- экспромтах, подготовке проектов. С помощью родителей были организованы экскурсии в рамках классного часа « Профессии», где родители представляли свою профессию и объект работы: библиотека,  Дом культуры, милиция, МЧС. Проведение КТД « Мастерская Деда Мороза» позволило родителям провести мастер- класс по изготовлению новогодних игрушек, которыми украшали классную комнату к празднику и пообщаться не только со своим, но и со всеми детьми в классе. По окончании учебного года родителям вручаю письма- благодарности за воспитание детей, за активное участие в жизни класса. На родительских собраниям использую листы- опросники, на которых родители пишут интересующие их вопросы и пожелания анонимно, если задать вопрос открыто им по какой- то причине трудно. К следующему собранию анализирую вопросы, пожелания и отвечаю на них. Темы собраний носят актуальный характер для жизни детского коллектива в данный период. Например, с целью выявления близкого им круга людей было проведено собрание « Учимся строить отношения», собрание « Роль самооценки в формировании личности» для выявления уровня самооценки каждого ребенка и что делать, если самооценка ребенка занижена или завышена. Диагностика « Мой счастливый день- это когда…» выявила эмоциональную неустойчивость среди учащихся, поэтому родителям были предложены памятки по установлению эмоционального благополучия детей. На собрании « Для сегодняшних и будущих успехов. Режим дня» родителям  были даны рекомендации, как построить режим дня так, чтобы ребенок все успевал и при этом у него вырабатывались правильные привычки. Родительское собрание « Трудности адаптации в 5 классе» позволило провести  работу по адаптации в пятом классе, познакомиться с будущим классным руководителем. Используемые мною формы работы помогают вовлечь большинство родителей в жизнь класса, школы, наладить межличностные контакты, а значить повысить результативность педагогической деятельности. Для более успешного взаимодействия с родителями планируется использование современных форм и методов с использованием ИКТ по информированию об учебных достижениях, проведению родительских собраний.

       Хочу отметить, что мною достигнуты определенные результаты в сближении и сплоченности вверенных мне классов. Учащиеся моих классов с большим удовольствием участвуют в школьных мероприятиях культурного и спортивного характера. В 2009-2010 учебном году сборная команда начальных классов заняла 3 место в районных соревнованиях «Веселые старты», посвященные 65-летней годовщине Победы в Великой  Отечественной  войне.

       На протяжении трех лет руковожу работой школьного методического объединения начальных классов. Работу Мо строю в соответствии с планом работы на каждый учебный год. В течение года провожу 5 заседаний, где предлагаю к рассмотрению актуальные вопросы образования. На заседаниях считаю обязательным изучение рекомендаций и материалов РМО, работу с нормативными документами. Члены МО начальных классов с большим интересом разрабатывают планы предметных недель, обсуждают и анализируют результаты контрольных работ, делятся методическими идеями.

      Принимаю участие в работе педсоветов, в проведении методических недель, даю открытые уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....