Методические приемы для работы на уроке
материал по теме
в презентации собраны часто употребляемые приемы для работы учителя на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_priemy_dlya_raboty_na_uroke.pptx | 77.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для мотивации урока Картинная галерея Дайте ученикам задание предварительно подготовить рисунки по теме, которая планируется для изучения. Учитель вывешивает на доске 4-5 картин, содержащих признаки основного понятия или явления. Объединив учеников в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки, которые изображены на картинах. После завершения работы в группах ученики называют один признак, связанный с темой урока. Учитель записывает его на доске.
Кроссворды. Можно предложить следующие варианты работы с кроссвордом: Разгадать кроссворд, заполнив пустые клеточки. Сформулировать вопросы к словам в заполненном кроссворде. Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение. Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены ранее.
Ассоциации на доске. Этот метод приобщает собственный опыт учащихся, имеет высокий уровень заинтересованности, проводится фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии. В зависимости от содержания имеет три формы проведения: Понятия . Учитель вертикально на доске записывает основное понятие, которое должны проработать ученики. Далее он просит учеников назвать признаки этого понятия или ассоциации, которое оно у них вызывает. Обязательным условием является то, чтобы слова имели общие с основными понятиями буквы. Цветок . Учитель рисует на доске цветок (серединка и четыре лепестка). В серединке записывает основное понятие. После этого он просит учеников назвать проявления и характеристики понятия и записывает их на лепестках. Прямоугольник . Учитель рисует на доске прямоугольник и записывает на нем основное понятие. Затем он просит учеников назвать его синонимы, антонимы, прилагательные, глаголы, что, по их мнению, связаны с этим понятием. Все они записываются на соответствующих сторонах прямоугольника. Когда ассоциации заканчиваются, учитель предлагает учащимся из каждой группы отобрать по три самых характерных. С отобранными ассоциациями происходит дальнейшая работа.
Альтернатива. Если основным содержанием, что изучается на уроке, являются моральные ориентации и ценности, целесообразно использовать названные методические приемы. Суть метода «Классификация» заключается в том, что учащиеся получают рабочие карточки, на которых записаны различные признаки определенных понятий или явлений. Опираясь на собственный опыт и предпочтения, учащиеся должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям. В методическом приеме «Альтернатива» учащиеся получают рабочую карточку, на которой записана определенная моральная проблема и ряд альтернативных предложений по ее решению. Каждый ученик должен самостоятельно выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор. После заслушивания ответов 3-4 учеников учитель организовывает фронтальную беседу, чтобы выйти на основной вопрос урока и перейти к этапу учебно-познавательной деятельности учащихся. Контрольные вопросы для учащихся на этапе мотивации Что будет изучаться? Почему именно этот материал необходимо изучать? В чем важность этого материала для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы ?
Для проверки домашнего задания Блиц- опрос по цепочке Первый ученик задает короткий вопрос второму . Второй – третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ –несколько секунд, учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме. Каждый ученик вправе отказаться от опроса заранее, нужно заранее выяснить, кто из учеников хотел бы принимать участие в этом действии. Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время.
Игровой прием «Древо мудрости» Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к одежде учителя, не повредив ее. Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст . (Учащимся дается время на чтение текста.) Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор. (Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.) Ученики заворачивают записку, прикрепляют ее скрепкой к «дереву». Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Дети подходят к «дереву», срывают записки, отвечают на вопросы. В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.
Как привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры? - «Радуга внимания» Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методическое оборудование: семь белых альбомных листков с цветным кругом в центре, его диаметр 7 см. Цвета кругов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой , фиолетовый. Согласно астрологическим данным, каждый цвет соответствует определенному дню недели. На конкретном занятии вы работаете с таким листком, цвет которого соответствует дню недели занятия. Лист укрепляется на доске. Включается приятная, спокойная классическая музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа в течение 30-40 секунд. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и в течение 30 секунд удерживать перед собой образ листа с кругом . - «Охотники племени сиу» Учитель предлагает детям представить, что они индейцы племени сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг. Учитель. Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение. Чтобы было интереснее, учитель может специально «организовать» некоторые шумы и звуки. Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение.
Для работы с текстом учебника Почта. Каждому ученику предлагается определить свой «адрес» в классной комнате. Ряды парт играют роль улиц, сами парты – домов. Учащиеся на листах записывают вопросы к тексту домашнего параграфа, пишут адрес одноклассника (ул. Знаний, дом 3, Кате), свой обратный адрес и с помощью почтальона отправляют записку адресату. Адресаты должны письменно ответить на вопросы. По команде учителя игра останавливается, и оценивается несколько «писем».
Шпаргалки Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и выбирают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики.
Лото На листе плотной бумаги большими буквами записывают формулу (словарные слова, условные знаки), которые были изучены на прошлых уроках. Затем лист бумаги разрезают так, чтоб на каждой части бумаги остались отдельные цифры или буквы. Выбранные учителем ученики должны собрать из этих частей формулу или слово. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и правильнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...
Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную....
Методические приемы для использования на уроках в начальной школе (WS)
Методические приемы, которые можно использовать на уроках...
Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются учени...
Методические приемы продуктивного мышления на уроках русского языка
Активизация продуктивной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем в педагогике. Все большее значение приобретают коммуникативные умения, способность к моделиров...
Методически приемы по работе со словарными словами на уроках в начальной школе
Данные рекомендации являются образцом работы со словарными словами. На основе этого материала, можно так же работать с другими словами....