Общекультурные компетенции
презентация к уроку по теме

Ливанова Татьяна Геннадьевна

Доклад и презентация на педагогическом совете по внедрению ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon семинар, доклад и презентация244.22 КБ

Предварительный просмотр:

Общекультурные компетенции: определение, формирование, развитие

Семинар по внедрению ФГОС второго поколения

 в МБОУ СОШ №48 г.Чита Забайкальский край

     Итак, перейдем к определению понятия «общекультурные компетенции» и трактовке содержания данного понятия.

Слайд №2

   Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Слайд №3

Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Слайд №4

ОКК  направлены  на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным   является самовыражение личности.

Слайд №5

   Компетентность включает следующие аспекты:

  1. смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
  2. проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
  3. коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

        Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

      Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

Слайд №6

Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Слайд №7

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

    социально-экономической;

    политико-правовой;

    в сфере науки, религии;

    экологической;

    эстетической;

    коммуникативной;

    бытовой;

    досуговой и др.

Слайд № 8

    Существует множество способов формирования ОКК. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на некоторых из них.

   Приоритет в формировании ОКК отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

     Прежде, чем обозначить следующее направление формирования ОКК, представьте следующую ситуацию: вас пригласили в какую-то школу на практикум по внедрению новых технологий, каких-либо инноваций, или, скажем, по обобщению опыта формирования ОКК.

    Подходя к школе, мы бросаем первый взгляд на ее строительно-архитектурный вид, а, войдя в школу, обратим внимание на школьную форму детей, ее сотрудников, интерьер классов, столовой, дизайн штор, холлов, чистоту туалетов. Мы непроизвольно констатируем вполне определенный уровень культуры. И как бы интенсивно не внедряли в этой школе новые учебные курсы, технологии, но, если цивилизация школьной жизни не соответствует общечеловеческим достижениям, вряд ли правомерно говорить о высокой культуре школы. То - есть, культура школы начинается с культуры школьного быта.

      Речь здесь идет о таком направлении формирования ОКК как преобразование сферы обитания – или, как принято сейчас говорить, - эстетизация окружающей среды. Ее характеристики: гигиена, удобство, порядок, красота, дизайн. Окружающее человека пространство напрямую воздействует на психическое состояние и общее самочувствие, поэтому его преобразованию уделяется так много сил, энергии, средств. Не случайно здание и интерьер “храма культуры”- театра имеет особый стиль (бархатные кресла, паркет, хрустальные люстры, зеркальные стены фойе). Отражая лик людей, преобразованная среда влияет в свою очередь на этот лик: люди иначе ведут себя среди красоты и мусора, по-разному работают в духоте и на свежем воздухе, изменяют взаимоотношения при изменении окружения.

     Каждый педагог в меру своих возможностей (материальных и физических) заботится об эстетике своего рабочего места: класса, спальни, оборудовании и оформлении урока, воспитательного мероприятия. В школе, по мере возможности, процесс эстетизации на лицо. Думается, что при разрешении некоторых проблем, переход в обновленную школу сыграет позитивную роль в формировании ОКК обучающихся.

   Слайд № 9

     Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. В Госстандартах по каждому предмету прописан не только набор учебных компетенций, которыми должен овладеть ребенок в ходе изучения того или иного предмета, но и составляющие общекультурной компетентности, которая должна быть сформирована в курсе изучения данного предмета.

    Каким бы не был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.

Слайд №10

   Рассмотрим на примерах: математика.

   На первый взгляд трудно реализовать данную компетенцию на уроках математики. Однако, возможно использование задач со скрытой информативной частью.

    Например: «Известно, что ученик 2–го класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.

     Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

Задача использования уроков математики для формирования общекультурной компетентности имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредоточивается на ее абстрактной сущности; абстрактные схемы математики непрестанно, почти на каждом уроке дополняются и иллюстрируются весьма различным конкретным содержанием.

Формировать общекультурную компетентность обучающихся на уроках математики можно с помощью введения исторических фактов из жизни ученых-математиков, высказываний выдающихся людей: математиков, писателей, философов.

Например, в 5 классе по теме «Простые и составные числа» дополнить учебный материал информацией и иллюстрациями об интересном способе составления списка простых чисел древнегреческим математиком Эратосфеном, об использовании им восковых табличек и специальной палочки. Обратить внимание, как сегодня составляются таблицы простых чисел.

В 8 классе по теме «Теорема Пифагора» можно сравнить формулировку теоремы во времена Пифагора «Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах» или «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах» с современной «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». А также их доказательство алгебраического и геометрического характера.

Красота и гармония математических форм полезна и благотворна. Хорошо бы научить детей это видеть.

Например, в 8 классе на геометрии по теме «Осевая и центральная симметрии» нужно начать не с чертежей и теорем, а с рассмотрения предметов окружающего мира, например, живого листочка дерева и лепестков цветов, содержащих симметрию относительного среднего стебля, рассмотрения узоров на коврах, тканях, рассмотрения фасадов архитектурных зданий.

Например, говоря о числах (это могут быть уроки по темам «Натуральные числа», «Делимость, кратность» и т. д.) можно указать, что некоторые числа имеют и духовный смысл: «Тройка. У многих народов весьма продолжительное время пределом счета было число 3. Его считали символом полноты, совершенства. Так, у древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Еще его магия заключалась в том, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=1+2), символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее».

В формировании грамотной, логически верной речи хорошо помогает составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. При решении текстовых задач учу детей использовать в своей речи слова:

ПО СРАВНЕНИЮ С…,

В ОТЛИЧИЕ ОТ…,

ПРЕДПОЛОЖИМ,

ВЕРОЯТНО,

ПО-МОЕМУ…,

ЭТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К…,

Я ДЕЛАЮ ВЫВОД…,

Я НЕ СОГЛАСЕН С…,

Я ПРЕДПОЧИТАЮ…,

МОЯ ЗАДАЧА СОСТОИТ В…

Слайд №11

Русский язык

   Здесь формирование ОКК  заложено и программой и содержанием УМК. В ходе учебной деятельности детям предоставляется возможность наблюдать и применять в ежедневной практической деятельности значение изучаемого языка:

  1. Язык как средство общения: ведение диалога, монологические высказывания, умение задавать вопросы, составление письменных текстов, правила речевого этикета.
  2. Язык как явление национальной культуры (воспитание толерантности), осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения
  3. Сознательное отношение к языку как к духовной ценности.

Слайд № 12

На уроках технологии в рамках формирования ОКК происходит:

  1. Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов, уход за растениями.
  2. Поисковая деятельность, выполнение эскизов костюмов, применение  основ конструирования и элементов пошива, рукоделие, ремонтные работы в быту, уход за домом.
  3. Навыки при приготовлении пищи, приготовление различных национальных блюд и т. п.
  4. Умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту, определять потребности.
  5. Профориентационная работа.

      В заключение хотелось бы процитировать педагога Н.Е. Щуркову: “ Роль педагога при восхождении ребенка по ступеням культуры не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего за отклонения от нормы, она очерчивается широко: он - соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в нелегком движении вперед и выше”.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности ребенка посредством формирования общекультурных компетенций в учебно-воспитательном процессе

Материал опубликованный в данной статье отработан на практике и имеет стабильные положительные результаты....

Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства

В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....

Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.

В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....

Информационная компетенция. Учебно-познавательная компетенция.

В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше информацию ребенок получал в школе, на уроках, то сегодня Интернет и телевидение оказываются существенным фактором формирован...

Формирование ценностно-смысловой, общекультурной компетенций посредством экскурсионной работы

Начальная школа должна не только готовить учащихся к успешному обучению в средних и старших классах, но и воспитывать в них личность, приспособленную к современным условиям. Данный вопрос поднимается ...

Формирование коммуникативной и общекультурной компетенций младшего школьника на основе краеведения

В работе представлен опыт учителя по формированию коммуникативной и общекультурной компетенций младшего школьника на основе авторских рабочих тетрадей - "Ты и Имя твоё", "Ты в мире имён...

Развитие общекультурной компетенции младших школьников на уроках изобразительного искусства

Под общекультурной компетентностью личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружени...