«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
«Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
МБОУ СШ №85 г.Ульяновск
Учитель начальных классов
Макаренко Е.Н.
Введение.
2010 год президент России Д.А. Медведев объявил годом Учителя. Поздравляя учителей с Международным днём Учителя, он сказал: «Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектно – исследовательской работы?
Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала во 2 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей (см. Приложение 1), которая теперь размещена на моём сайте http://www.meloc.ucoz.ru/, по оказанию помощи детям в работе над проектом. Я не навязывала детям темы исследования. Сначала мы выполняли коллективные проекты: «Водный голод планеты», « Путешествие Ботаника вокруг школы», «Тайна школьного портфеля», а в 3 классе попробовали делать индивидуальные «Свойства магнитов», «Как сохранить зрение», «История деревянной ложки». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны темы космоса, декоративно – прикладного искусства, природные явления, многие хотят знать про динозавров. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели!
Целью своей работы я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Проекты моих учеников показались мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями.
Основная часть.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [1]
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
В методе проектов на первое место становится деятельность.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе.
В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:
Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы (см. Приложение 2). Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Поэтому первая моя задача – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.
На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета.
Вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
- Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [3]
Теперь можно искать темы для проекта. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке: купила новые магниты для доски, а они плохо или совсем не держат географическую карту. Возник вопрос «Почему? От чего это зависит?», который и перерос в проект «Свойства магнитов». Эта работа помогла экспериментально выяснить какими свойствами обладают магниты, где и как они используются, были предложены свои направления использования магнитов, путём изготовления игрушек.
Тему для другого проекта подсказал случай в столовой. Перед обедом все дружно отправились мыть руки, но кран за собой закрывали не все – торопились. Решив, что беседа о бережном отношении к воде не западёт в душу детей, я предложила провести исследования и наблюдения об использовании воды. Наши исследования переросли в большой проект «Водный голод планеты». Дети наблюдали и подсчитывали, сколько тратит воды их семья, сколько воды вытекает из неисправного крана, сколько учеников начальной школы закрывают за собой кран. Узнавали, где на Земле воды в достатке, а где не хватает. Результатом проекта было оформление плакатами о бережном отношении к воде школьной столовой.
Следующая тема возникла после вопроса дедушки нашего ученика: «Почему у тебя такой тяжёлый портфель? Что ты там носишь?» Всем классом мы разгадывали «Тайну школьного портфеля». Благодаря этому проекту дети узнали, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит, провели исследования и наблюдения, ежедневно взвешивая ранцы, выявили учебники-«нарушители» чей вес не соответствует нормам СанПин, предложили свои способы решения проблемы.
Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.
- Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»
- Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
- Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».[4]
На этапе решения проблемы предлагаю детям различные игры.
- Представить проблему в виде какого-то предмета и решить её.
- Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший.
- Проблема, похожая на мозаику (паззл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно.
- Проблема, похожая на многослойное желе, – совершать последовательно все действия в правильном порядке.
- Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.
- Шесть «думательных» шляп. Загляни в шляпу и ответь на её вопросы.
Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Чёрная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.
Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями выпилить ложку из дерева, сплести колье из бисера, попробовать получить облако в банке? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.
Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен.
Приложение 1. Роль родителей на этапах выполнения проекта [6]
Этапы проектной деятельности | Возможные действия родителей |
Выдвигаются первоначальные идеи. | Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор. |
Выбирается и формулируется тема проектной работы. | Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор. |
Формулируется задача проекта. | Может потребоваться помощь в правильной формулировке. |
Разрабатывается план выполнения проекта. | Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка. |
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. | Обдумайте с ребенком возможные результаты. |
Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. | Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой. |
Распределяются обязанности между участниками проектной группы. | Может потребоваться разъяснение обязанностей. |
Изучаются источники и литература по теме проекта. | Посодействуйте в посещении библиотеки. |
Собирается и обрабатывается информация по проблеме. | Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации. |
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности. | Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль. |
Оформляются результаты работы, и готовится отчет. | Подскажите основные правила оформления документов. |
Проект готовится к презентации. | Помогите прорепетировать выступление. |
Публичная презентация проектной работы. | Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им. |
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. | Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому. |
Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!
Приложение 2.
Список использованной литературы:
- Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М.:2006 г. 160с].
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — С. 41-45.
- Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» – Самара: Издательство Учебная литература, 2005
- Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы. / «Одаренный ребенок», № 1, 2003.
- http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-4109-1397153802.jpg)
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Материал "Проектная деятельность в начальной школе" ( из опыта работы) предназначен для учителей. В статье рассмотрены этапы работы над проектом....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/02/picture-89579.jpg)
Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работа) .Этот материал представляет собой курсовую работу , выполненную в рамках прохождения курсов повышения квалификации в 2010-2011 учебном году....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/19/picture-148048-1353352429.jpg)
"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"
"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми" Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-170313-1357480686.jpg)
Проектная деятельность в начальной школе ( из опыта работы)
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования....
Проектная деятельность в начальной школе. Из опыта работы.
В данной статье даётся краткая справка о проектной деятельности в начальной школе. Показана работа учителя начальных класов МОУ "СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области" ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-699805-1450011739.jpg)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...