Мультимедийная презентация "Буква мягкий знак"
презентация к уроку по теме
Данная мультимедийная презентация создана в ходе реализации группового проекта (деятельностный метод обучения) на уроках русского языка по теме "Буква мягкий знак".
В презентации рассматриваются темы:
Мягкий знак в глаголах начальной формы.
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа.
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Мягкий знак в глаголах 3-го лица единственного числа.
Мягкий знак в конце и в середине слова.
Мягкий знак в существительных женского рода.
Мягкий знак в существительных мужского рода.
Мягкий знак в существительных множественного числа.
Мягкий знак в краткой форме прилагательных.
Мягкий знак в наречиях.
Правописание ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН.
Мягкий знак перед И, Е, Ё, Ю, Я.
Мягкий знак при переносе слов.
Презентация создана с целью формирования умения использования мягкого знака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_myagkiy_znak.pptx | 516.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История первая В Алфавитной семье жила буква, которая потеряла свой звук. Звали эту букву Мягкий Знак. Мягкий знак дружил с трудолюбивыми словами, которые обозначали действия. Такие слова называются глаголами.
Запомни! В глаголах Мягкий знак пишется даже после ВСЕГДА мягкого согласного [ ч ’] и ВСЕГДА твёрдого [ ш ] . Мягкому Знаку очень нравилось спрашивать и отвечать: что делат ь ? ч то сделат ь ? И получалось, что Мягкий Знак смягчал все окончания в глаголах неопределённой формы. Что делать? – бере [ ч ’] ь что сделать? – сбере [ ч ’] ь Что делать? – игра [ т ‘] ь что сделать? – узна [ т ’] ь
Проверь себя Спиши загадку. Она не может леч ь , Пока не ляжеш ь ты. Она не может сест ь , Пока не сядеш ь ты. Подчеркни глаголы (начальной) неопределённой формы, в которых Ь стоит после ВСЕГДА мягкого согласного [ ч ’] и ВСЕГДА твёрдого [ ш ] .
История вторая Непоседливый Мягкий Знак очень любил д окучать кому-нибудь одному. Например тебе. Он всё время пристаёт к тебе с вопросами: Что ты делаеш ь ? Что ты сделаеш ь ?
ЗАПОМНИ Если перед глаголом можно поставить местоимение ТЫ , значит это глагол 2-го лица единственного числа . Мягкий Знак ты не глотаеш ь , Когда слово повторяеш ь . Просто ты его не слышиш ь , Но всегда-всегда ты пишеш ь Мягкий Знак в глаголах 2-го лица Только единственного числа. В глаголах 2-го лица перед суффиксом –СЯ Мягкий знак пишем всегда!
Проверь себя Спиши текст, вставляя Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Если ТЫ на уроке крутиш ся , Если ТЫ на уроке балуеш ся , Если ТЫ на уроке мечтаеш , Если ТЫ на уроке зеваеш , Ничего интересного ТЫ Никогда-никогда не узнаеш .
История третья У Мягкого Знака очень добрый и мягкий характер. Он даже смягчает не очень приятные повелительные глаголы, которые вечно что-то просят, требуют, даже приказывают и повелевают. 2-ое лицо ед.ч 2-ое лицо мн.ч. ТЫ ВЫ Сяд Ь ! Сяд Ь те ! Не плач Ь ! Не плач Ь те ! Отреж Ь ! Отреж Ь те !
Запомни Добрый малый Мягкий Знак Все глаголы привечает. Не грубит, не огорчает, Перед – ТЕ на пропадает И приказы уважает – В них согласные смягчает.
История четвёртая Однажды глаголы услышали как беззвучный Мягкий Знак очень громко хвастался: «Я непроизносимый, но всем необходимый! Захочу – буду стоять во всех глаголах!» Не понравилось такое нескромное поведение глаголам 3-го лица, они не захотели дружить с зазнайкой и прогнали его с такими словами: «В вопросе Мягкий Знак услышим – В ответе Мягкий Знак напишем!»
ЗАПОМНИ В вопросе Мягкий Знак НЕ слышим – В ответе Мягкий Знак НЕ пишем!
Проверь себя При помощи вопроса определи в каких глаголах нужно писать Мягкий Знак. Чтоб в лесу (________) не заблудит __ся , Ты возьми его с собой. Он в кармане (________) уместит__ ся , Очень может (________) пригодит__ся Поскорее (________) возвратит__ся Поздним вечером домой. (Компас) Что сделат Ь ? Ь Что сделае т ? Что сделат ь ? Ь Что сделат ь ? Ь
История пятая Огорчился Мягкий Знак, что глаголы 3-го лица настоящего времени не хотят с ним дружить. Но грустил недолго, потому что решил занять место в других словах. Он вставал в конце и в середине слова, и при этом всегда смягчал согласные, стоящие перед ним. Но в словах, в которые вставал Мягкий Знак букв в сегда становилось больше, чем звуков. Начинался первый кон [ кон ] (3 б., 3 зв .) – К нам примчался чудный конь [ кон ’] (4 б., 3 зв .)
Запомни В конце и в середине слова Мягкий Знак указывает на мягкость предшествующего согласного , но звука не обозначает. Мягкий Знак мы буквой пишем, Только звука мы не слышим!
Проверь себя Спиши, вставляя вместо звуков нужные буквы. Подчеркни Ь. Прыгнул с полки Мягкий Знак, Пляшет по [ л ’] ку и гопак. Лебе [ д ’] с ним ва [ л ’] сирует , Голу [ п ’] аплодирует. Л Ь д ь л ь б ь
История шестая В глаголах с шипящим звуком на конце Мягкий Знак твёрдо закрепился и решил, что теперь может занять место после шипящих и в других частях речи. Подошёл он к существительным женского рода и вежливо сказал: Моя ноч Ь , вещ Ь и рож Ь Моя доч Ь , печ Ь и брош Ь , Мои дорогие, красивые, Вам нужна моя помощ Ь , Любимые! Растрогались существительные ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч , Ш , Ж , Ш и согласились дружить с Мягким Знаком.
ЗАПОМНИ К существительным женского рода в единственном числе всегда можно подставить местоимение МОЯ или з аменить существительное женского рода местоимением ОНА. Существительные ЖЕНСКОГО рода с основой на шипящий звук пишутся с Мягким Знаком на конце. Существительные женского рода с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению.
История седьмая Обрадовался Мягкий Знак, побежал к существительным МУЖСКОГО рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал: Мой товари щ , вра ч , скрипа ч , Клю ч , гара ж , кума ч и гра ч ! Хочу я вами поиграть, Хочу в конце у вас стоять! Но сильные существительные МУЖСКОГО рода не захотели терять свою твёрдость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста, никогда не приставай к нам!» С тех пор в существительных МУЖСКОГО рода (он, мой) с шипящим на конце М ягкий Знак никогда не ставится .
ЗАПОМНИ Так запомним – род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род - наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт.
Проверь себя Посчитай, сколько здесь существительных женского рода, в которых после шипящих всегда пишется Мягкий Знак, и сколько существительных мужского рода, оканчивающихся только на шипящие. Найди два слова, которые не относятся к существительным, но оканчиваются на Мягкий знак. К какой части речи они относятся? Стояла глубокая ночь, Но вдруг королевская дочь Проснулась: какая-то мышь Писком нарушила тишь! «На помощь!» – воскликнула дочь. Примчались принцессе помочь Царевич, и мать, и отец. Весь, весь королевский дворец Сбежался, столпился и ждёт, Когда ж сюда кот подойдёт? Явился усатенький врач, Мяукнул принцессе: «Не плачь!» Прогнал он пугливую мышь – И снова глубокая тишь.
История восьмая Рассердился мягкий Знак на существительные мужского рода и стал проситься к существительным множественного числа. Но все эти существительные, а их очень много, остались непреклонными и не пустили к себе в окончания после шипящих Мягкий Знак. ЗАПОМНИ Всегда-всегда в существительных множественного числа в родительном падеже п ишем в конце только Ч, Щ, Ш, Ж!
Проверь себя Измени форму слова. Ед. ч. Р.п., мн. ч . Туча из-за Роща нет Лыжа нет Училище нет Пастбище нет Крыша из-под ту ч ро щ лы ж учили щ пастби щ кры ш
История девятая Очень грустно стало Мягкому Знаку. И пошёл он к прилагательным. «Разрешите мне смягчать шипящий звук, - попросил Мягкий Знак, - хотя бы на конце вашей краткой формы». Но краткие прилагательные , отвечающие на вопрос КАКОВ? тоже не захотели брать к себе Мягкий Знак.
Запомни Краткая форма прилагательных с основой на шипящий пишется без Мягкого Знака! Проверь себя Допиши краткую форму прилагательных. Какой? Каков? Хороший день – и вечер Пригожая дочь – и сын Дремучая лень – и лес Могучий олень – и слон хоро ш приго ж дрему ч могу ч
История десятая Не взяли Мягкий Знак к себе ни глаголы 3-го лица, ни существительные мужского рода, ни существительные в родительном падеже множественного числа, ни краткие прилагательные. Но эта странная буква всё равно не успокоилась. Стал проситься Мягкий Знак в наречия, которые отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? КОГДА? ОТКУДА? Наречия подумали, посоветовались, и решили пожалеть Мягкий Знак. Разрешили наречия встать Мягкому Знаку к ним после шипящих в конце слова.
Запомни Наречие ГДЕ? КУДА? КОГДА? и КАК? Учило правило кое-как. Всегда спешило И взять позабыло С собою в три слова Мягкий Знак. С тех пор три наречия – Как исключение УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ Пишем как существительные – (кто?) уж, (кто?) муж, (кто?) ёж. Все остальные наречия с шипящим на конце Пиши с Мягким Знаком!
Проверь себя Определи, какой частью речи выражены слова с шипящим на конце. Вставь, где надо, Мягкий Знак. Напроч__ забыв, Что звёздный плащ__ Полцарства уже накрыл, Мчится Иван-царевич__ Вскач__ , Летит из последних сил. Остановиться ему невмоч__ , Должен спасти он Царскую доч__ ! Ь Ь Ь Ь
История одиннадцатая Мягкий Знак поблагодарил наречия, но не успокоился и снова стал проситься во все слова подряд. Особенно он надоедал словам, в которых всегда мягкие согласные Ч да Щ и всегда твёрдые согласные Ж да Ш дружили с согласными К, Н, Р. Но эти согласные строго сказали: «Тем, кто не учит правила про нас, и мягкий Знак не нужен». ЗАПОМНИ Сочетания ЧК, ЧТ, ШК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, РЩ, РЧ, ЧШ – пиши БЕЗ Мягкого Знака!
Проверь себя Спиши. Подчеркни сочетания дружных согласных, правописание которых нужно запомнить . Кроше чк а-Хавроше чк а, наша невели чк а, Встала тёмной но чк ой, чиркнула спи чк ой. Зажигала све чк у, затопила пе чк у. Налила води чк и из высокой бо чк и, Бо рщ сварить решила для хозяйской до чк и. Из горшо чк а моло чк а налила немно жк о. Мы шк и спрятались пока, но проснулась ко шк а. Кро шк а из мешо чк а насыпала муки, Тесто замесила, слепила пиро жк и.
История двенадцатая Решил Мягкий знак подружиться с гласными. Но А, О, У, Ы, Э уже знали про похождения этой буквы и слышать не захотели о дружбе с мягким Знаком. И только добрая буква И предложила Мягкому Знаку отделить её от согласных, так как в некоторых корнях и окончаниях слов буква И сливалась с ними. Мягкий Знак встал ПОСЛЕ согласных ПЕРЕД гласным И. Вороб Ь и зачирикали по-вороб Ь иному , солов Ь и заливались по солов Ь иному . И смягчённые согласные, и гласный И были счастливы:»Нас теперь хорошо слышно! Спасибо тебе Мягкий Знак!» Тогда обратили внимание на мягкий Знак и «двойные» гласные Е, Ё, Ю, Я. С тех пор Мягкий Знак разделяет мягкие согласные звуки от гласных И, Е, Ё, Ю, Я.
Запомни После согласных п еред гласной И и «двойными» Е, Ё, Ю, Я Мягкий Знак ПИШИ ВСЕГДА!
Согласную от гласной Отделит Мягкий Знак, И знает он прекрасно, Проделать это как. И ноч_ю в зимней в_юге , И в заяч_их следах, И в пен_е солов_ином , В петун_ях и в_юнах . И в белич_ей шубке, И пер_ях у птицы Найдёт Мягкий Знак, Где ему приземлиться.
История тринадцатая (заключительная) Нашёл себе удобное местечко Мягкий Знак и в середине слов, и в окончаниях, спрятался между согласными и гласными. Всё бы хорошо, но встал любопытный вопрос: «Как же переносить слова с Мягким Знаком?» Думал-думал строгий Знак Переноса и решил так: От согласной перед ним Мягкий знак неотделим. И об этом очень просим Не забыть при переносе!
Информационные ресурсы Литература Сергеева М.В. Пособие «Весёлые подсказки. Русский язык»: «Белый город», 2004 Интернет ресурсы Изображение буквы Мягкий Знак с сайта Readik.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.
Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...
Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
урок 1 класс по теме "мягкий знак"...
Карточки на правописание орфоргамм: 1.Правописание жи-щи в существительных; 2. Правописание мягкого знака в конце слов; 3. Правописание мягкого знака в разных частях речи; 4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака
Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака проводился во 2 классе в форме ситуативной игры как один из уроков, показывающих диф...
Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."
Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией. 1 класс...
Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».
Конспект урока обучения грамоте по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...