Проект семейного клуба "Радуга"
методическая разработка по теме
В этом проекте собран материал по сохранению здоровья младших школьников.Здоровье наших детей -одна из актуальных тем на все времена.Одним из направлений в системе работы семьи и школы является совместная деятельность детей и родителей.Основной целью проекта является объединение усилий семьи,школы ,всех заинтересованных людей и организаций для сохранения здоровья подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovyu.doc | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Вахитовского района города Казани Республики Татарстан.
ПРОЕКТ
Семейный клуб
«РАДУГА»
Составила:
Брендина Ирина Николаевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Казань 2011
Содержание:
I. Актуальность проекта
II. Пояснительная записка
III. Содержание проекта
- 1класс
- 2класс
- 3класс.
- 4класс
IV.Родительский всеобуч
V. Ожидаемые результаты
VI.Приложение (презентации проекта «Радуга»)
VII. Список литературы
«Береги платье снову,
а здоровье смолоду»
(пословица) .
I. Актуальность проекта
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
ЗДОРОВЬЕ
всеобщая цель условия, средства, семейная и
обучения и воспитания способы достижения, социально-культурная
задачи формирования среда
здоровой личности
В настоящее время почти 18,5 млн. детей (или 71% от общего числа детей) посещают учреждения дошкольного и общего образования, проводя в них большую часть своего активного времени.
В 2010 году по официальным данным первую группу здоровья имели 20,7% школьников, вторую группу здоровья - 59,2%, а 18,3% - третью группу здоровья, т.е. хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имели 1,8% детей.
Отмечается рост числа детей оканчивающих школу с понижением остроты слуха на 44%, с понижением остроты зрения в 2,7 раза, с нарушением осанки на 45%, со сколиозом в 5,7 раза.
Таким образом, ряд значимых заболеваний дети и подростки приобретают в результате неблагоприятных факторов воздействия образовательной среды.
Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических заболеваний у школьников. Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья оказывают социальные проблемы и экологические факторы. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра режима жизни, формирование культа здоровья. Здоровье наших детей – одна из актуальных тем во все времена.
Привлечение родителей к участию в жизни класса, школы позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открывается жизнь ребенка в школе, а учителя стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Школьное учреждение располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребенка, поддерживать и укреплять родственные связи, приобщать к здоровому образу жизни. От того, насколько воспитательно-образовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы. Задача - увеличить помощь семье и одновременно усилить ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Одним из направлений в системе работы семьи и школы является совместная деятельность детей и родителей. Внеклассные мероприятия, в которых родители являются не вольными слушателями, а активными участниками, способствуют укреплению доброжелательных связей между детьми, родителями и учителями. А совместные проекты способствует сплочению членов семьи, помогает организованно и с пользой проводить досуг.
II. Пояснительная записка
1. Цели проекта: - объединение усилий семьи, школы, всех заинтересованных людей и организаций для сохранения здоровья подрастающего поколения, развития творческого потенциала ребят и взрослых;
- создание особой системы организации образовательного пространства школы, способной дать учащимся высокий уровень образования, сохраняя здоровье.
2. Задачи проекта:
- Привлечение учащихся к творческим конкурсам.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Поддерживать инициативы и деятельность родителей учащихся.
- Способствовать повышению медицинской, психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
- Способность формированию у детей и взрослых разумного чувства уверенности в собственных силах, личностной значимости для общества, готовности принимать перемены и активно в них участвовать, умения делать самостоятельно осознанный и ответственный выбор в соответствии с возрастом.
- Воспитание личной ответственности за порученное дело.
- Развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребенка.
- Привлечение к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей, родителей, работников внешкольных учреждений.
3. Исполнители:
- Учащиеся
- Классные руководители
- Учителя – предметники
- Медицинская сестра
- Психолог
- Родители
4.а) Принципы, положенные в основу проекта:
- Этическое отношение к личности
- Конструктивное общение
- Личностный подход
- Педагогическая целесообразность
- Культуросообразность
- Природосообразность
- Принцип событийности
- Принцип эвристической среды
б ) Основные направления реализации проекта:
- Материально-техническое обеспечение ОУ.
- Диагностика, коррекция и развитие учащихся.
- Организация рационального питания.
- Формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей.
- Соблюдение санитарных норм и правил.
- Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
- Контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся (физкультминутки, подвижные перемены).
- Разработка и проведение игр, способствующих реализации целей данной программы.
- Система творческих классных часов и внеклассных мероприятий,
- Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
5. Основные формы работы:
- беседы
- родительские собрания
- родительский лекторий
- индивидуальное консультирование
- совместные мероприятия
- конкурсы, утренники
- игры
- анкетирование
- спортивные (семейные) праздники
- игровые программы
- конкурсы
- тренинги
- устные журналы
- диспуты
- викторины
- заочные путешествия
- экскурсии
- презентации
- проекты
- исследовательские работы
6. Направления работы:
- Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация. Консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная
- Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс
-Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса
- Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания
7. Функции различных категорий работников школы
в контексте реализации проекта:
Функции медицинской службы школы:
- Проведение диспансеризации учащихся школы
- Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического развития
- Выявление учащихся специальной медицинской группы
- Всеобуч родителей
Функции директора и его заместителей:
- Общее руководство реализацией проекта: организация, координация, контроль
- Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе
- Организация контроля уроков физкультуры
- Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья и ее контроль
- Организация работы классных руководителей по проекту «Радуга» и ее контроль
- Организация работы психологической службы в школе
Функции классного руководителя:
- Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе.
- Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний
- Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения.
- Организация и проведение профилактической работы с родителями.
- Организация встреч родителей с представителями правоохранительных учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры органов, работниками ГИБДД, ОПНН, медработниками, наркологами.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках проекта «Радуга»
- Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
- Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний
Функции родителей
- Участие в проекте «Радуга»
- Занятия с детьми спортом, физкультурой, закаливанием
- помощь при организации и проведении внешкольных мероприятий
- помощь в работе по сбору материала для школьной библиотеки
- привлечение к социальным и культурным мероприятиям
- знакомить детей с семейными традициями, с традициями народов РТ
8. Совместная деятельность семьи и школы
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Спортивный клуб на Щапова, Стадион «Трудовые резервы», спортивный комплекс «Татнефть Арена» | Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей | Уроки физической культуры, посещение спортивных секций, спортивные соревнования |
Попечительский Совет школы | Повышение уровня физического здоровья детей | 1) Организация и проведение совместных шабатонов; 2) Организация в Петровском еврейского летнего лагеря; 3) Организация поездок детей в оздоровительные лагеря в Анапу, в Польшу, в Прибалтику, в Венгрию 4) Организация поездок учащихся школы в ближ. зарубежье (Белоруссия и Украина) по местам Боевой Славы |
9. Здоровьесберегающая деятельность
педагогического коллектива школы
Формы управления | Мероприятия по выполнению проекта «Радуга» |
1.Административный совет. Цель: обеспечить оперативное регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и здоровьесберегающему образу жизни. | -создание временной творческой группы по разработке программы «Мастерская Здоровья»». -анализ уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса. -влияние состояния здоровья учащихся на уровень качества знаний, на уровень обученности по предметам. -дозировка учебной нагрузки -эффективность уроков физкультуры. -анализ итогового контроля обученности, воспитанности, уровня здоровья учащихся. |
2.Педсовет. Цель: обеспечить стратегию и тактику в решении вопросов здорового образа жизни. | -использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
|
3.Методсовет Цель: обеспечить технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций и компетентности у участников образовательного процесса. | -обсуждение программы внедрения здоровьесберегающих технологий. -составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий. -освоение программ мониторинга образовательного процесса «Нормализация учебной нагрузки». -методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии». -мониторинг итогового контроля. |
4. Работа с родителями Цель: выявить уровень готовности социума (семьи) к сотрудничеству со школой по обеспечению здоровьесберегающей среды. | - создание комфортных условий для обучения и воспитания младших школьников -выявление особенностей психологического климата в семье, состояние здоровья всех членов семьи (индивидуальные беседы классных руководителей с родителями). -ознакомление родителей с КЦП по применению здоровьесберегающих технологий -круглый стол «Здоровье наших детей» - участие родителей в подготовке и проведении еврейских праздников под общим названием «Еврейский круглый год» -день семьи «Папа, мама, я – спортивная семья». -знакомство с традициями семьи по оздоровлению -знакомство родителей с различными оздоровительными системами -результаты работы по выявлению и созданию условий по обеспечению здоровьесберегающей среды - организация семейных лагерей (инструкторы – мадрихи, ученики старших классов) - родительские собрания, итоговая родительская конференция |
5. Информационное обеспечение и контроль за реализацией проекта Цель: своевременный сбор, обработка, анализ и принятие управленческих решений по оперативному регулированию и коррекции по проблемам здоровьесбережения участников образовательного процесса. | -разработка материалов для выявления уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса. -составление рационального режима дня для учащихся. -подготовка памяток по здоровому образу жизни для учащихся. -разработка материалов по выполнению санитарно-гигиенических норм. -разработка анкет для определения самочувствия учащихся в школе. -диагностические тесты для учащихся |
6 .Работа с учениками. Цель: обеспечить взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей в решении проблем здоровья, пропаганда здорового образа жизни. | -проведение медицинского осмотра, формирование групп здоровья. -работа лекторской группы -знакомство учащихся с различными системами поддержания здоровья. -анкетирование (наблюдение за состоянием самочувствия учащихся в школе»). -неделя «Даешь здоровый образ жизни!» |
10. Сроки реализации проекта
Срок реализации данного проекта – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано
на 35 минут и проводится 1 раза в неделю.
В содержание данного проекта включены мероприятия,
охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Ш. Направления работы «Школа + Семья»
РАДУГА
Ожидаемые результаты:
-Снижение уровня заболеваемости детей
-Формирование ЗОЖ в семье
-Повышение активности, ориентации на сотрудничество
-Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
Программа состоит из двух направлений:
-внеурочная деятельность по программе «Тропинки Здоровья»
- Проект «Радуга»
В программе «Тропинки Здоровья» четыре ступени:
1 ступень – 1 класс (30 часов)
2 ступень – 2 класс (34 часов)
3 ступень – 3 класс (34 часов)
4 ступень -4 класс (34 часов)
Календарное планирование
1 класс
«Тропинки Здоровья»
№ п\п | Название темы | Сроки проведения |
1. | Давайте познакомимся | Сентябрь |
2. | Солнечный город | Сентябрь |
3. | Цветок Здоровья | Сентябрь |
4. | Дом отличных знаний | Сентябрь |
5. | Замок Зоркого орла | Октябрь |
6. | Лесная полянка | октябрь |
7. | Оазис здоровья | Октябрь |
8. | Стройные березки | Октябрь |
9. | Родник радости | Ноябрь |
10. | Море чувств | Ноябрь |
11. | Копилка любимых дел | Ноябрь |
12. | Олимпийская деревня | декабрь |
13. | Шкатулка чудес | Декабрь |
14. | Озеро спокойствия | Декабрь |
15. | Праздник музыки | Декабрь |
16. | Город мастеров | Январь |
17. | Шоколадный городок | Январь |
18. | Волшебный магазин | Февраль |
19. | Река фантазий | Февраль |
20. | Остров сокровищ | Февраль |
21. | Школа чистых ладошек | Март |
22. | Город верных друзей | март |
23. | Солнечная Универсиада | Март |
24. | Улица Белоснежных улыбок | Апрель |
25. | Нескучный лес | Апрель |
26. | В гостях у Моржа | Апрель |
27. | Пиратский остров | Апрель |
28. | Выставка умных машин | Май |
29. | Мастерская здоровья | Май |
30. | Ярмарка знаний | май |
2 класс
№ п\п | Название темы | Сроки проведения |
1. | Моя красивая осанка | сентябрь |
2. | Как я одеваюсь | сентябрь |
3. | Как стать Геркулесом | сентябрь |
4. | Зачем человек ест? | октябрь |
5. | Полезная и вредная пища | октябрь |
6. | Кто охраняет мой рот | октябрь |
7. | Красивые зубы –красивая улыбка | ноябрь |
8. | Путешествие морковки по пищеварительному тракту | ноябрь |
9. | Как устроен мой глаз | ноябрь |
10. | Мои уши | ноябрь |
11. | Чистые руки, чистое тело-смело берись за любое дело | декабрь |
12. | Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы закаляться | декабрь |
13. | Что значит быть здоровым? | декабрь |
14. | Шалости и травмы | декабрь |
15. | Чем можно отравиться? | январь |
16. | Путешествие в страну здоровья | январь |
17. | Сам себе я помогу и здоровье сберегу | январь |
18. | Говорим мы вам без смеха: чистота- залог успеха | февраль |
19. | О пользе зарядки | февраль |
20. | Вредные привычки | февраль |
21. | Движение- это жизнь | март |
22. | Предупреждение заболеваний | март |
23. | В гостях у Мойдодыра | март |
24. | Спокойной ночи малыши | март |
25. | Откуда берутся грязнули | март |
26. | Для чего нужна аптечка | апрель |
27. | На вкус и цвет товарищей нет | апрель |
28. | Лекарства и лекарственные растения | апрель |
29. | Формула здоровья | апрель |
30. | Самый безопасный путь | апрель |
31. | Я дружу со светофором | май |
32. | Правила поведения в трансторте | май |
33. | Осторожность на воде | май |
34. | Опасности в лесу | май |
3 класс
№п\п | Название темы | Форма проведения |
I. Самопознание через чувство и образ. | ||
1. | Мои эмоции. | беседа. |
2. | Когда я сомневаюсь. | игра. |
3. | Когда я грущу. | игра. |
4. | Когда я злюсь. | тренинг. |
5. | Когда мне страшно. | тренинг. |
6. | Больше радости, пожалуйста. | путешествие. |
7. | Мы все похожие и разные. | беседа. |
8. | Учимся состраданию. | игра. |
9. | Семейный альбом. | игра. |
II. Здоровье и питание. | ||
10. | Где и как готовят пищу. | беседа. |
11. | Как правильно накрыть стол. | практическая игра. |
12. | Молоко и молочные продукты. | защита плакатов. |
13. | Блюда из зерна. | защита проекта. |
14. | Какую пищу можно найти в лесу. | заочное путешествие. |
15. | Что и как можно приготовить из рыбы. | конкурс. |
16. | Дары моря. | виртуальная экскурсия. |
17. | «Кулинарное путешествие» по России. | заочное путешествие. |
18. | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | конкурс рецептов. |
III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | ||
19. | Будьте внимательны на дорогах. | путешествие. |
20. | Транспорт, который мы видим в городах и поселках. | турнир. |
21. | Правила пешехода. | тренинг. |
22. | Транспортная культура поведения. | викторина. |
23. | Как не стать жертвой преступления. | просмотр фильма. |
24. | Как правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице. | беседа. |
25. | Травмы в лифтовой шахте. | беседа. |
26. | Автотравмы. Оказание первой медицинской помощи. | практическое занятие. |
27. | Заповеди школьника. | просмотр фильма. |
IV. Профилактика аддиктивного поведения. | ||
28. | Как воспитывать уверенность и бесстрашие? | ролевая игра |
29. | «Нехорошие» слова. Недобрые шутки. | дискуссия |
30. | Что делать, если не хочется в школу? | беседа |
31. | Поможет ли нам обман? | дискуссия |
32. | Осторожно, электрический ток! | беседа |
33 | Зависимость от вредных привычек | диспут |
34 | Осторожное обращение с животными | дискуссия |
4 класс
1. | Чувства и поступки | Ролевая игра |
2. | Все ли желания исполнимы | диспут |
3 | Сила воли | тренинг |
4 | Кулинарное путешествие по Израилю | конкурс |
5 | Здоровая пища для всей семьи | Практическое занятие |
6 | Зубная щетка и её использование | Встреча со стоматологом ,конкурс рисунков |
7 | В кабинете у стоматолога | Ролевая игра |
8 | Что я знаю о домашней аптечки | викторина |
9 | Витамины в моей жизни | Презентация |
10 | Велосипедный транспорт | Практическая работа |
11 | Личная безопасность | беседа |
12 | Опасности в доме | дискуссия |
13 | Если кому- то нужна помощь | Ролевая игра |
14 | Помоги себе сам | диспут |
15 | Вредные привычки | Просмотр слайдов, беседа |
16 | Почему люди курят? | дискуссия |
17 | Чем грозит алкоголь? | беседа |
18 | Режим для соблюдения здоровья | исследования |
19 | Игры народом мира | Практическое занятие |
20 | Мой веселый звонкий мяч | Практическое занятие |
21 | Банные процедуры | беседа |
22 | О вреде и пользе компьютера | диспут |
23 | Познавательные телепередачи | игра |
24 | Для чего нужна реклама? | Групповая работа |
25 | Создание положительного образа | Познавательная игра |
26 | Учимся сопереживать | игра |
27 | Добро и красота | беседа |
28 | Встреча с ядовитыми змеями и насекомыми | видеоматериалы |
29 | Спорт в жизни школьника | Практическое занятие |
30 | Наркотикам-нет | дискуссия |
31 | Будем делать хорошо и не будем плохо | беседа |
32 | Сделаем мир чище | акция |
33 | Здоровому -все здорово! | творческий проект |
34 | Реклама ЗОЖ | Конкурс |
Родительский всеобуч по ЗОЖ:
Общешкольные родительские собрания:
Как подготовить ребенка к школе
Режим дня школьника -как модель формирования здорового стиля жизни
Игра-фактор воспитания и сохранения здоровья
Учите детей быть здоровыми
Авторитет родителей. Из чего он складывается?
Классные родительские собрания:
1 класс
Школа-дом –одна семья
Новые обязанности-первые трудности
Культура поведения в семье.
2 класс
Папы мамы и школьные отметки
Домашние задания. Как научить ребенка быть самостоятельным
Особенности мыслительной деятельности мл школьников.
3 класс
Как научить ребенка выбирать, принимать решения и отвечать за свои поступки
Детская агрессия.
4 класс
Роль личного примера в воспитании детей.
Здоровый образ жизни семьи- залог полноценного физического и психического здоровья ребенка.
Список литературы:
1.Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1.
М: Просвещение, 2009. 317с. (Сер. «Стандарты второго поколения)
2.Александрова М.А., Степанов Е.Н. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.- М.,
3.Боно Э. Шесть шляп мышления / Эдвард де Боно ; пер с англ. – Минск, 2006.
4.Татьяна Степичева «Семейное чтение. Зачем?» из сборника «Школьному библиотекарю о семейном чтении» М., 2007.
5.Тренинги толерантности / под редакцией Г.У. Солдатовой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.
6.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. – 304с.
7.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480с.
8.Степаненко Н.К. Педагогика. – Мн.: изд. Скакун В.М., 2001. – 448с.
9.Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 448с.
10.Фромм. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации
11.Т. Гордон Повышение родительской эффективности
12.Гиннот Хаим Г. Между родителем и ребёнком
13.Гиннот Хаим Г. Между родителем и подростком
Приложение
РАДУГА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "Семейные традиции"
Этот проект разработан в рамках преподавания предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Хотя может быть использован и во внеклассной работе....
Методическая разработка проекта «Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности»
Сегодня из многих народных бед и страданий особую роль и беспокойство вызывает духовное состояние наших детей и молодежи. Уже давно бьют тревогу учителя, библиотекари, а теперь и родители - дети не хо...
Проект: «Семейный уклад и обрядовые праздники. Традиции и современность»
Школьные учебники Г. М. Грехнёва «Родное слово» и Н. М. Конышева «Технология» – это тот комплект учебников, который ориентирован на общие принципы развивающего обучения и педагогику сотрудничества. Ср...
Учебный проект "Семейные традиции"
Учебный проект "Семейные традиции" к уроку "Окружающий мир" 2 класс...
Проект "Семейный клуб "Мы вместе".
Актуальной задачей современной школы остаётся педагогическое просвещение и сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Школа на селе ищет пути сотрудничества с учрежде...
Презентация к проекту "Семейные реликвии Семёновых"
Семейные реликвии Семёновых(презентация)...
Проект "Учёная гусеница" 1 класс в рамках проекта "Семейное чтение"
Проект "Ученая гусеница" проводится в первом классе в рамках проекта "Семейное чтение"...