Проект: «Семейный уклад и обрядовые праздники. Традиции и современность»
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Школьные учебники Г. М. Грехнёва «Родное слово» и Н. М. Конышева «Технология» – это тот комплект учебников, который ориентирован на общие принципы развивающего обучения и педагогику сотрудничества. Среди целевых установок курса «Родное слово» есть задачи духовного развития учащихся, в том числе развития их творческих способностей. Фольклорный материал позволяет организовать такую работу достаточно широко и сделать её доступной не только для одарённых учеников, но и практически для каждого.
Установка на развивающее обучение, отказ от репродуктивного типа учебной деятельности реализуется в учебниках и способе расположения, организации учебного материала. Принцип обучения от наблюдений к обобщению. Учебная деятельность организована так, чтобы ученики постоянно были включены в процесс познания.
Мой исследовательский проект направлен на приобщение детей к истокам и основам родной культуры, а культура невозможна без сохранения традиций, а фольклор, уходя корнями в далёкое прошлое народа, естественно знакомит со старинным русским бытом: обрядами и обычаями, предметами национальной культуры
(одежда, пища, утварь и т. п.) Детям нужно знать русский семейный уклад и обрядовые праздники.
Работая над этой темой, изучила литературу по данному вопросу. Осталось мало информаторов (пожилых людей) в посёлке, которые могли бы дать нам необходимые сведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_semeynyy_uklad_i_obryadovye_prazdniki.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Рассветская СОШ имени В. В. Лапина»
Проект:
«Семейный уклад и обрядовые праздники.
Традиции и современность»
Автор учитель начальных классов:
Ларина Светлана Георгиевна
Учебный предмет: литература, технология, изобразительное искусство,
внеурочная деятельность.
Цель проекта:
«Расширять знания и представления о прошлом русского народа»
Участники: учащиеся начальных классов,
их родители,
бабушки и дедушки.
Выходы (результаты) детской деятельности: выставка творческих работ, защита проектов, книжка-раскладушка.
Используемые средства: справочники, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер.
Срок проведения: с 2002 по2006г.
Вступление.
Культура – идеальная форма среды, сознания и деятельности, которая выработана человечеством.
Л. С. Выготский
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работа по осмыслению народных традиций способствует пониманию специфики менталитета россиян.
Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти ценности, помогает духовно-нравственному становлению личности, обладающей целостным знанием, развитым интеллектуальным потенциалом и национальным самосознанием.
Детям нужно знать русский семейный уклад и обрядовые праздники.
Мой исследовательский проект направлен на приобщение детей к истокам и основам родной культуры, а культура невозможна без сохранения традиций, а фольклор, уходя корнями в далёкое прошлое народа, естественно знакомит со старинным русским бытом: обрядами и обычаями, предметами национальной культуры (одежда, пища, утварь и т. п.)
Школьные учебники Г. М. Грехнёва «Родное слово» и Н. М. Конышева «Технология» – это тот комплект учебников, который ориентирован на общие принципы развивающего обучения и педагогику сотрудничества. Установка на развивающее обучение, отказ от репродуктивного типа учебной деятельности реализуется в учебниках и способе расположения, организации учебного материала.
Среди целевых установок курса «Родное слово» есть задачи духовного развития учащихся, в том числе развития их творческих способностей. Фольклорный материал позволяет организовать такую работу достаточно широко и сделать её доступной не только для одарённых учеников, но и практически для каждого.
Учебная деятельность организована так, чтобы ученики постоянно были включены в процесс познания.
И особенность проекта в том, что живая народная традиция не предусматривает наличия зрителей, в ней присутствуют только участники. Только непосредственное прохождение обряда позволяет ребёнку понять его нравственный смысл.
Элементы обрядового действия включены не только во внеклассные мероприятия, но и в структуру урока.
Принцип обучения от наблюдений к обобщению.
Работая над этой темой, изучила литературу по данному вопросу, потому что осталось мало информаторов (пожилых людей) в посёлке, которые могли бы дать нам необходимые сведения.
Цель работы: расширять знания и представления о
прошлом русского народа: его обычаях и обрядах через изучение русского семейного уклада и народных праздников; воспитывать интерес и уважительное отношение к национальным, культурным традициям, народному слову и народным обычаям.
Достижение данных целей возможно при выполнении следующих задач.
- Изучить литературу по данной теме.
- Посетить уроки-экскурсии в музее «Тульские древности»
- Провести опрос в семьях о соблюдении народных праздников.
- Систематизировать и описать собранный материал.
- Сделать выводы.
Методы исследования.
- Поисковая работа.
- Посещение уроков-экскурсий в музее «Тульские древности»
- Опрос семей.
- Наблюдение, как в течение четырёх лет обучения, изменяется отношение к обрядовым праздникам у детей и в их семьях.
Новизна.
Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли своё выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество.
Никто ещё не интересовался тем, насколько сохраняются в нашем посёлке традиции в современных семьях.
На современном этапе обучения обратилась к народной культуре, потому что человек, оторванный от национальных духовных корней, теряет многие духовные и нравственные качества личности.
Важной особенностью проекта является его интегрированный характер.
I. Изучила интересы детей и родителей.
Провела опрос среди родителей на родительском собрании и детей на классном собрании.
Отмечают ли народные праздники в ваших семьях?
Хотелось бы, чтобы они отмечались?
Выяснила, что и детей, и родителей интересует данная тема.
II. Изучив дополнительную литературу, узнала самые значимые обрядовые праздники.
Зимушка-зима: Рождество (Сочельник, Святки), Крещение, Сретение.
Встречаем весну: Масленица, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха - воскресение Христово.
Лето красное: Троица, Праздник Ивана Купалы, Спас.
Осень золотая: Воздвижение, Покров.
Любая работа достигает цели, если она проводится в системе, поэтому разработанный мною проект по духовно-нравственному воспитанию, рассчитан на все четыре года обучения.
Распределила знакомство с этими праздниками по календарному принципу.
К некоторым праздникам мы возвращались в течение 4 лет, расширяя и углубляя знания.
III. Тематическое планирование.
Изучение самых значимых обрядовых праздников.
Предмет | Тема |
1 класс | |
1 четверть. | |
окружающ мир | Воздвижение (27 сентября) – в честь поднятия, или воздвижения, креста Спасителя, чтобы все его могли видеть. На этот праздник животные и птицы начинают готовиться к зиме, улетают в неведомые страны, а люди собираются, чтобы скоротать вместе длинные вечера. Исследование: почему животные и птицы готовятся к зиме? |
2 четверть | |
технолог. | Зимние забавы детей. Аппликация снеговика. |
3 четверть. | |
технолог. | Благовещение (7 апреля - благая весть о рождении Иисуса). Весна идёт. Прилёт птиц. Сказочная птица. (Аппликация – 2ч.) Пасха. Пасхальная открытка. |
технолог. | Вербное воскресенье – светлый день. Верба – священна в России. Она считалась целебным средством от всех болезней. Веточка вербы (аппликация). |
технолог. | Как учились в старину. Изготовление закладки. |
4 четверть | |
литература | Как учились в старину. Л. Н. Толстой «Филиппок» |
2 класс | |
2 четверть. | |
литература | Знакомство со старинными русскими обычаями: родины, крестины, кумовство. Русская народная сказка «Лиса и журавль». |
литература | Медвежья потеха на Руси. К. Д. Ушинский «Учёный медведь». Отражение старинного народного обычая водить дрессированного медведя; русский быт. |
литература | Хороводная песня «Я посею, я посею»; пословицы. Знакомство со старинным русским бытом – хороводы. |
технолог. | Готовимся к встрече Рождества. Упаковка для подарка. (Работа с бумагой) |
литература | «Празднование Нового года» - учебная статья. («Родное слово» Грехнёва Г. М.) |
3 четверть. | |
литература | Русская Масленица” - учебная статья. («Родное слово» Грехнёва Г. М.) |
технолог. | Куклы из соломки «стригушки». |
технолог. | Что может дом рассказать о своём хозяине. Бревёнчатая изба. (Работа с бумагой) |
технолог. | 22 марта. Жаворонок. (работа с тестом) |
4 четверть. | |
литература | «Весенний праздник Благовещения» – учебная статья. (“Родное слово” Грехнёва Г. М.) Знакомство со старинными народными весенними обычаями и обрядами – заклинание весны, Благовещение. А. С. Пушкин «Птичка», Ф. А. Туманский «Птичка». |
литература | «Семик – старинный летний праздник цветущей земли» – учебная статья. («Родное слово» Грехнёва Г. М.) Наряжали берёзку и водили девушки в нарядных сарафанах хороводы. Старинные летние обряды. «Берёзонька» – русская народная песня. «Люблю берёзу русскую»– А. А. Прокофьева. |
литература | Обобщающий урок «Лето красное» Праздник-ярмарка на зелёных святках (Троица) |
технолог. | Аппликация (берёзка). |
технолог. | Матрёшка – русский сувенир. Календарь дней рождения. (Работа с бумагой) |
3 класс | |
1 четверть. | |
технолог. | Игрушки из соломки, мочала, ниток. Золотой петушок. |
2 четверть. | |
технолог. | Рождество. Упаковка для подарков – домик. (Работа с бумагой) |
3 четверть | |
литература | “Ленок”, “Калинка” русская народная плясовая песня. |
технолог. | Масленица. Маски для Масленицы – весёлая забава. (Работа с бумагой) |
литература | 7 апреля Благовещение. В. А. Жуковский “Жаворонок”. (“Родное слово” Грехнёва Г. М.) |
технолог. | На Благовещение хозяйки из теста выпекали жаворонков, куликов и угощали ими детей. (Работа с тестом) |
технолог. | Пасха. Пасхальные сувениры. Расписное яйцо. (папье-маше) |
4 четверть. | |
литература | Богата земля русскими талантами. В. Д. Берестов «Матрёшкины потешки», В. Н. Крупин «Дымка», «Хохлома» – учебная статья. |
4 класс | |
1 четверть. | |
технолог. | Плетение из полос бересты, щепы, лыка. Изготовление коробочки (прямое плетение из бумаги) |
2 четверть. | |
технолог. | Святки. Святочное обрядовое печенье. (Работа с тестом) |
3 четверть. | |
технолог. | Мастера и подмастерья. Приёмы вязания крючком. |
литература | «Вербное воскресенье» учебная статья; А. А. Фет «Весна» |
литература | «Пасха» учебная статья; К. М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных…» |
4 четверть. | |
технолог. | Традиции и современность. Глиняные игрушки: каргопольская, дымковская, филимоновская, абашевская. Лепка дымковской игрушки. |
технолог. | Соломенных дел мастера. Аппликация из соломки. |
технолог. | Лошадка – игрушка из волокнистых материалов. |
технолог. | Металл в руках мастера. (Тиснение на фольге) |
С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времён года русским народом-землепашцем представляет главную идею моего проекта на втором году обучения.
Народный календарь.
№ | Народная культура | Предмет |
I четверть | ||
1 | Народный календарь - месяцеслов. | Изо. «И снова осень к нам пришла» - рисование с натуры осенних листьев деревьев и кустарников (вишни, рябины, сирени). Беседа о красоте осенней природы по картинам художников. Знакомство с красками. Смешивание красок. Лист календаря. |
2 | Ноябрь – ворота зимы. Синичкин праздник. | Технология. Формы и краски осени. Композиция из засушенных листьев и цветов. Литература. Обобщающий урок. Народные названия осенних месяцев, скороговорки. Народная наблюдательность. |
3 | Осень – время охоты и рыбалки. | Оригами: другие складки. Композиция. Бабочки, рыбки. Коллективное панно «Аквариум» или другое |
II четверть | ||
4 | Детский фольклор. Пестушки, потешки. | Литература. Весёлый мир потешек. Потешка – как жанр фольклора. Сходство и различие потешек и сказок о животных. Роль созвучий в потешках. Роль потешки. |
III четверть | ||
5 | Святки – главный зимний праздник. | Изо. «Зимние развлечения с друзьями» - рисование на тему. |
6 | Зимние посиделки. | Технология. Работа с тканью. Полотняное переплетение; разметка продёргиванием нити. Шов «вперёд иголку». Салфетка с бахромой. |
7 | Живём по народному календарю зимы. | Литература. Зимние картины. А. А. Фет «Чудная картина…», народные названия зимних месяцев. |
8 | Февраль – время посиделок. | Февраль – снежень, бокогрей. Загадки о зиме. В. В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль» |
9 | Музыкальный фольклор. Колыбельные. | Литература. Колыбельные песни. Знакомство с жанром колыбельной песни. |
10 | Словесные забавы. | Литература. Устное народное творчество. (Игра-путешествие) |
IV четверть | ||
11 | Живём по народному календарю весны. | Литература. Птицы весну на крыльях приносят. Народные приметы, народные названия весенних месяцев. В. В. Бианки «Синичкин календарь. Март». |
12 | Март – время возвращения птиц. | Литература. М. М. Пришвин «Грачи прилетели». |
13 | Апрель – время подготовки к полевым работам. | Литература. В. А. Солоухин «О скворцах». |
14 | Весна – начало посевов. | Литература. Весенние заботы крестьянина. В. И. Белов «Весна». |
15 | Весна – время выгона скота. | Технология. Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей Печенье по мотивам народных образцов |
16 | Живём по народному календарю. | Литература. Пришёл июнь. С. Я. Маршак «Июнь…»; В. Д. Берестов «Лёгкий вздох иль ветерок…»; народные названия летних месяцев; пословица. |
17 | Куклы-берегини. | Литература. В. Ю. Драгунский «Друг детства». |
IV. Внеурочная деятельность.
Экскурсия позволяет изучать объекты в их реальном окружении, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.
В ходе своей работы активно использовала эту форму работы. Узнала, что в музее «Тульские древности» есть целый цикл занятий по данной теме, встали на абонемент с 1 класса.
1 класс. Тема: «Русская изба: предметы и традиции, гончарное ремесло в средневековой Руси, грамота в средневековой школе».
- «Один день в русской избе».
Изба – это не просто дом. В избе жили и работали. С избой связано много историй, сказок, легенд. В избе масса знакомых и незнакомых предметов. С неё-то и начали раскрываться для нас секреты тульских мастеров.
- «В гончарной мастерской».
На занятии познакомились с основными процессами гончарного производства: освоили работу гончарного круга, узнали о различных свойствах глины, попробовали самостоятельно слепить простейший предмет домашней утвари.
- «Глиняная игрушка тульского края»
Под руководством мастера учились изготавливать тульскую городскую и сельскую (филимоновскую) игрушки и расписывать их так, как это делали мастера 17-19 века.
- «На уроке в средневековой школе».
За один только урок ребят научили писать и гусиным пёрышком, металлическим писалом. Дети узнали о мерах наказания в школах того далёкого времени.
Расписание уроков:
- Арифметика (буквенный счёт)
- Чистописание (типы письма)
- Чтение (особенности русского алфавита)
2 класс. Тема: «Традиционные календарные праздники русского народа»
Праздник – это не только угощения и подарки, но и забавы, игры, шутихи.
1. «Кузьминки».
2. «Путешествие к Рождественской ёлке».
Время стирает не только города, но многие традиции. Некоторые исчезают навсегда, некоторые сильно видоизменяются.
Праздник Рождества. Какой он был раньше, что изменилось за сотни лет – ответ на этот вопрос ребята нашли на этом празднике.
3. «Широкая Масленица».
Широкая, раздольная, сырная, разудальная. Это всё она – Масленица. На Руси её отмечали в марте.
4. «Троица».
3 класс. Тема: «Интересные рассказы из истории кукол, о часах и способах измерения времени, русский обряд чаепития.»
- «Обрядовые и игровые куклы России».
Крестец, закрутка пасхальная, коляда - это куклы. Дети узнали, почему они так назывались, как и из чего их делали, почему одними играли, а другими нет.
- «Как на Руси чаи гоняли».
На Руси были свои традиции, связанные с чаепитием. Дети услышали много интересных историй.
- «Путешествие секундной стрелки».
Как узнавали время встарь? Почему в 14 веке вставали в четыре часа утра, сколько это – три пополудни? Многие секреты времени раскрываются на этом занятии
4. «В гости к боярыне».
Ребята побывали в гостях у боярыни Настасьи, которой скучно в светлице сидеть, в окошко глядеть. Богатства много и решила она их показать ребятам.
4 класс. «Всё о поле Куликовом»
- «Эта священная дата – 1380…»
Серьёзный разговор об истории битвы и исторических портретах того времени
- «Игрушки - небалушки»
Дети познакомились с различными куклами, в которые играли куликовские детишки много лет назад, и сами делали из лыка некоторые из них.
- «Обряды и праздники Куликова поля»
Занятие прошло в форме весёлого действа: хороводы, песни, обряд кумления и т. д.
- «Кухня Куликова поля»
Самое «вкусное» занятие, где дети познакомились с повседневными и праздничными блюдами. Сами «накрывали» на стол и трапезничали: пробовали настоящий курник и бабышки.
Проведение бесед и праздников, в ходе которых можно познакомиться с народными традициями.
1 класс.
Инсценирование сказки «Теремок»
Праздник «Святки».
Беседа: «Что такое Вербное Воскресенье? Традиции и вера русского народа».
Беседа: «Празднование Пасхи на Руси»
2 класс.
Родительское собрание праздник совместно с детьми «Как на Руси чаи гоняли».
3 класс.
Фольклорный праздник: «Зимние посиделки».
Беседа: «Прощеное воскресенье. Прости и попроси прощения»
4 класс.
Беседа: «Мудрые заповеди предков»
V. Сбор и систематизация информации о проделанной работе.
Выполнение творческих работ.
В ходе реализации своего проекта я организовывала детей на выполнение различных творческих проектов, на решение реальных, вставших перед ними проблем.
Так при изучении данной темы возникла необходимость в составлении словарика устаревших слов, потому что из жизни ушли многие явления, предметы, а из языка их названия. Работа со словарём – неотъемлемая часть любого урока. Детям представилась возможность организовать небольшую научно-исследовательскую деятельность: с литературой, словарями.
Они собирали материал, основа для которого была в рабочих тетрадях по чистописанию авторов Тикуновой Л. И., Игнатьевой Т. Г.. Дети дополнили этот материал, пользуясь справочной литературой, предложенной учителем и составили свой словарик устаревших слов, которым мы пользуемся на уроках.
Мариновой Полине была предложена исследовательская работа по теме «Святки. Святочное печенье». Она работала по памятке и плану исследования, которые ей дал учитель.
Полина с помощью дополнительной литературы и под руководством учителя оформила работу.
Ребёнок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал другим. Поэтому этап «защиты» выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Презентация этого исследовательского проекта – завершающий этап, прошла на уроке технологии, где Полина рассказала о проделанной работе. Подготовила выступление, угостила готовым изделием, научила изготавливать ребят святочное печенье, раздала рецепты.
2007 учебный год Маринова Полина на районной научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Ленинского района «Роль молодёжи в становлении России» представила проект «Святки. Обрядовое печенье», руководитель Ларина С. Г.
В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.
Большакова Анастасия взялась за изучение праздника: «Русская Масленица», готовый проект она представила на неделе начальных классов.
Для оценки результатов работы было сформировано жюри.
Планируется создание книжки-раскладушки о летних обрядовых праздниках как коллективная работа.
Решили собирать фотоматериал в классный альбом.
Выводы.
В результате своих исследований пришла к таким выводам.
- Народные традиции и праздники – это неоценимое народное богатство.
- Необходимо восстановление исторической памяти и культурных традиций.
- Знание традиций своего народа приобщает детей к высокой моральной культуре своего народа.
- В наши дни некоторые народные праздники сохранились в семьях, но смысл их действий утрачен. Ребятам хотелось бы знать смысл этих праздников.
- Изучение народной культуры должно стать частью всего образовательного процесса.
- Следует продолжить изучение этой темы.
Литература.
1. Начальная школа №9 2005 г.
2. Исследовательские работы учащихся №1 2002 г.
3. Практика административной работы в школе №6 2003 г.
4. Практика административной работы в школе №8 2003 г.
5. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников», изд. «Учебная литература» 2005 г.
6. Е. Ястребцева « Пять вечеров», 2001 г.
- В. В. Ищук, М. И. Нагибина «Народные праздники», Академия развития, 2000г
- «Круглый год», сост.А. Ф. Некрылова, М., 1989г.
- «Конспекты уроков по народной культуре. 1 класс» О. В. Фликова, М. В. Макарова, Е. н. Чайковская, Э. А. Гогейзель, С. Е. Иванцов, ВЛАДОС, 2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме «Праздники , традиции и обычаи российских народов», 4 класс.
1.План проведения проекта2.Занятия3.Презентация "Подготовка к проекту"4.Презентация "Сезонные праздники русского народа"5.Презентация " Обычаи(традиции)русского народа"...
Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"
При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...
Проект "Русские народные праздники, традиции, ремёсла"
При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интег...
Занятие "Семейный уклад наших предков"
Занятие знакомит с основными устоями уклада жизни наших предков, с предметами быта и их назначением. Воспитывает интерес к истории русского народа....
Мониторинг достижения детьми предметных результатов в ходе реализации проекта по курсу «Праздники, традиции и ремесла народов России»,
По результатам мониторинга можно увидеть уровень сформированности предметных результатов по курсу "Праздники, традиции и ремесла народов России"...
Брошюра "Основы семейного уклада"
Брошюра для родителей "Основы семейного уклада"...
Консультация для родителей «Место традиций в современном семейном укладе»
В данной работе рассматривается вопросы "Что такое семейные традиции?", и насколько они важны для каждой семьи. Приводятся практические рекомендации по сохранению уже имеющихся семейны...