Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка по теме

Иванова Юлия Ивановна

Методическая разработка духовно-нравственного содержания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnoy_zhazhdoyu_tomim.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Название конкурса: «Возрождение через просвещение».

Название номинации: «Внеклассное мероприятие».

Название работы: «Духовной жаждою томим…». Игра-путешествие для учащихся 8 класса.

-Автор работы:

-Иванова Юлия Ивановна,

-место работы: МОУ «Раменская средняя общеобразовательная школа»,

-должность: воспитатель ГПД,

-дата рождения: 29.07.1970г.,

-стаж работы в данной должности: 3 года,

-контактная информация: (телефон: 89163765374,  e-mail: Yliya 1283 @mail.ru).

г. Егорьевск

2012

Пояснительная записка к занятию.

В России на современном этапе происходит целый ряд отрицательных явлений, среди которых следует выделить главные:

-демократическое общество в РФ формируется стихийно, мало учитывая ценностные приоритеты;

-ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания;

-система образования и воспитания сосуществуют не вполне согласованно;

-в молодежной среде все больше усиливается кризис коллективизма.

Естественно все это негативным образом сказывается на российской молодежи – она переживает «духовный кризис», обусловленный вышеперечисленными негативными явлениями.

В этой связи, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Ну а как же возродить нашу молодежь, нежели как не через просвещение?

Пожалуй, просвещение умов нынешнего поколения должно формироваться в связке со средой, педагогическими факторами, выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром. Тем самым, как нам кажется, молодежь начнет приобретать необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения. Поэтому стоит четче заострить внимание на темах связанных с патриотизмом, исконными русскими традициями, пословицами, праздниками, верой, милосердием и нравственностью. В представленном внеклассном мероприятии мы попытались объединить все вышеперечисленные темы воедино и обозначить занятие как игру-путешествие для учащихся 8 класса. Тема занятия: «Духовной жаждою томим…».

Тема занятия: «Духовной жаждою томим…».

Цель занятия: Повышение уровня мотивации учащихся в духовно-нравственной сфере.

Задачи занятия: 1) помочь учащимся в самоопределении, кто такой Иисус Христос для одного человека, а кто для другого; 2) способствовать формированию представления о милосердии как о нравственном убеждении; 3) через изучение пословиц и поговорок помочь в осознании тесной взаимосвязи народной мудрости с сюжетами из Библии; 4) способствовать формированию трепетного и уважительного отношения к православным праздникам; 5) способствовать формированию собственных суждений и собственной жизненной позиции.

Место занятия в системе воспитательной работы школы: в нашей школе существуют и успешно действуют воскресные занятия для ребят, в этой связи, по-моему, мнению у учащихся уже имеется некий фундамент знаний по данной теме. Именно по этому наше внеклассное мероприятие должно продолжить формировать умения и навыки работы в духовно-нравственной сфере.

Вид занятия: игра-путешествие для учащихся 8 класса.

Используемое оборудование: конверт с билетами, ордена для награждения, призы, проектор, экран, компьютер.

Содержательная часть

Учитель: ребята, посмотрите друг на друга, вы стали уже совсем взрослыми, уже многие решения принимаете самостоятельно. Еще, каких то год, два, три и «прощай» школа, «здравствуй» институт, техникум и другие заведения. Но что же получается? У вас совсем мало времени, а потом его станет еще меньше. Времени, чтобы вспомнить себя в начальных классах и на самом старте средних классов. Предлагаю  перенестись в те не совсем далекие времена и отправиться в путешествие по удивительным городам и селам.  

Итак, мысленно переносимся в 5-й, либо 6-й класс и отправляемся в путешествие на поезде. Но за проезд, как известно нужно платить. Платой будут ваши ответы. Всем кто ответит на вопросы, я вручу проездные билеты, а также ордена с буквой «У», которые вы наверняка видели в телевикторине «Умники и умницы». В конце занятия мы обменяем ордена на призы. А на билетах будет указан пункт следования. Все приготовились?

Давайте начнем наше путешествие.

Учитель: посмотрите на свои билеты. Первая остановка – 

Город Вифлеем

Учитель: Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Город упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата. Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа. Волхвы увидели звезду над городом, и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте. Ребята, обратите внимание на экран. (Слайд №3).

Основная достопримечательность города это Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос. Как вы уже помните из предыдущих занятий, Христос является центральной и самой трагической фигурой христианства. Его личность породила множество споров в 4-5 веках н.э., когда Новый завет прочно вошел в жизнь верующих, и на протяжении всей последующей истории священнослужители и еретики, богословы и атеисты, историки и философы дискутировали об историчности Христа, его проповедях, притчах и чудесах, смерти и воскресении.

Сейчас будут соревноваться те «пассажиры», кто едет до этой станции. Я буду задавать вопросы. Первый поднявший руку будет отвечать на вопрос.

Вопросы

  1. Назовите примерную дату основания города Вифлеем. Какие народы были первоначальными жителями города? (Вифлеем основан примерно в XVII—XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи.)
  2. Вифлеем был переполнен тысячами людей, собравшихся на перепись, мест не было ни в гостиницах, ни в частных домах. Не найдя нигде пристанища, Иосиф и Мария укрылись в одной из пещер, куда пастухи загоняли скот. В глубине пещеры обнаружились ясли, туда и переложила родившегося ребенка Мария. Какой евангелист так описывает эти события. Назовите чем  отмечено место рождения Христа? (Данные события описаны евангелистом Матфеем. Место рождения Иисуса отмечено Серебряной звездой в пещере Рождества). Посмотрите на экран. (Слайд №4)
  3. Сколько братьев и сестер Христа мы знаем по имени. Какой из младших братьев в течение 18 лет стоял во главе иерусалимской общины? (Из всех братьев и сестер известны лишь 3 младших брата. Во главе иерусалимской общины стоял Иаков.)
  4. Самыми трагическими моментами жизни Иисуса считаются суд и распятие на кресте. Христос осознает себя человеком, посланным в мир, чтобы искупить в глазах Бога грехи людей. Один молится Иисус, но Бог не откликается и Иисус без сопротивления отдается стражникам. Привели его в дом первосвященника Каиафы где собрались все члены синедриона. Что такое синедрион. В чем, по-вашему, мнению был обвинен Христос? (Синедрион -  в Древней Иудее — высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган в каждом городе, состоявший из 23 человек. Скорее всего, Иисуса обвиняют в том, что он открыто называл себя сыном человеческим, который сядет по правую руку от Бога на небесах).
  5. Апогеем повествования евангелистов о страданиях, да и всей жизни Иисуса является эпизод с распятием на кресте. Они же толкуют смерть его как искупление грехов всего человечества. Действительно, распятие – один из самых жестоких видов казни; мучительная смерть казненных вызывала в народе ужас и отвращение. На каком именно месте был распят Иисус Христос? По преданию богословов кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Чей это череп? (Иисус Христос был распят на голгофе, т.е., на невысоком холме за границей городских стен Иерусалима Кровь Христа омыла череп Адама.) Ребята, обратите внимание на слайд. (Слайд №5)
  6. Наконец мы подходим к самому важному с идеологической точки зрения эпизоду жизни Христа – воскресению. Мы видим, что Иисус – символ, основа веры христианства, отныне он – искупитель, который обеспечит верующим спасение. Какой предмет христиане относят к вещественным свидетельствам воскресения?  (К вещественным свидетельствам воскресения христиане относят плащаницу, в которую Иосиф Аримафейский пеленал тело Иисуса). Обратите внимание на слайд. (Слайд №6).

Для каждого из людей Иисус разный, для одного – историческая личность, основатель христианства, для другого – миф, для третьих – Бог и Сын Бога. Его образ вдохновлял художников и поэтов, скульпторов и музыкантов. Ему посвящено много книг и фильмов.

Село Милосердие

Учитель:

Каждый в этом мире ищет пониманья,

Нежности, тепла и  состраданья.

Но, как редко   кто-то ощущает,

Что Господь бездушья не прощает.

Мы хотим, чтоб нас всегда любили.

С нежностью, чтоб на руках носили.

Почему же сами  не   даем

То, что от других всегда так ждем?

Прав лишь тот, кто ясно понимает:

Без усилья счастья  не бывает.

Поделись душевной  теплотой

Ею мир -  поделится с тобой. (Слайд №7)

Можно по-разному относиться к нищим в переходах, на улицах и вокзалах. Можно подозревать их в том, что они – ловко приспособившиеся дельцы, кощунственно извлекающие прибыль нечестным способом. Но почему неспокойно чувствуют себя люди, ходящие мимо них? Ведь в их душе всегда остается сомнение: а вдруг я – его последняя надежда? Я не сомневаюсь, что Вы можете раскрыть, дать словесное определение понятию «милосердие». Но нельзя с помощью слов «заставить» человека быть  милосердным. У человека или есть милосердие, или его нет, и словами тут не поможешь. Милосердие  должно быть его нравственным убеждением.

Вашему вниманию будут представлены крылатые мысли известных личностей о милосердии. Ваша задача: внимательно прочитать эти выражения, затем я спрошу устно некоторых ребят и они назовут те афоризмы и цитаты, которые как вам кажется наиболее приближены к современности. Да, и попытайтесь аргументировать свою точку зрения.

(Слайд №8)

  1. Кость, брошенная собаке, не есть милосердие; милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. Джек Лондон.
  2. Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам. Генри Бичер.
  3. Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым. Виктор Гюго.
  4. Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие… Франсуа Шатобриан.
  5. Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем. Бернард Мандевиль. (Слайд №9).
  6. Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас. Иоанн Златоуст.
  7. Хотя все считают милосердие добродетелью, оно порождено иногда тщеславием, нередко ленью, часто страхом, а почти всегда — и тем, и другим, и третьим. Франсуа Ларошфуко.
  8. Милосердие в буквальном смысле слова означает любовь, любовь, которая способна на понимание, которая не просто делится имуществом, но с истинной симпатией и мудростью помогает людям помочь себе самостоятельно. Франклин Рузвельт.

Учитель: молодцы, ребята! Вы действительно доказали, что очень неплохо разбираетесь в понятии «милосердие». И самое главное, вы поняли, что милосердие является нравственным убеждением человека. (Слайд №10)

Деревня Пословицы

Учитель: Вначале было слово... Эта библейская мудрость утверждает не только приоритет «языкового» выражения мысли, но и содержательную сторону человеческого общения, бытия. На Руси издавна бытовало огромное количество изустных преданий. Россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, чудесных былин изучаются фольклористами по сию пору и, как сверкающие вкрапления, украшают нашу сегодняшнюю речь. В большинстве случаях это выражается в пословицах и поговорках. Ребята, а кто из вас знает, что такое «пословица»?

Ребята отвечают: В словаре В.Даля слово «пословица» имеет следующее значение: «Краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора: пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа, она переходит в поговорку или в простой оборот речи и сама о себе говорит».

Учитель:  Источником многих пословиц и поговорок, которые мы так часто употребляем в речи, является Библия. Сейчас я буду зачитывать вам изречения из Библии. Ваша задача: назвать бытующую в народе поговорку или пословицу. (Слайд №11).

  1. «Господь дал, Господь и взял» (Иов. 1, 21). (Бог дал, Бог взял).
  2. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19, 21). (Человек предполагает, а Бог располагает).
  3. «Кто скоро доверяет, тот легкомыслен» (Сир. 19, 4). (Доверяй, но проверяй).
  4. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (Притч. 28, 1).  (На воре шапка горит). 
  5. «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22, 4).  (Доброе имя деньгами не купишь. Добрая слава лучше богатства). (Слайд №11)
  6. «Нет богатства лучше телесного здоровья» (Сир. 30, 16).  (Здоровье лучше богатства).
  7. «Кто роет яму, тот упадет в нее» (Притч. 26, 27).   (Не рой другому яму – сам в нее попадешь).
  8. «Не всякому слову верь» (Сир. 19, 16).   (Не верь чужим речам, верь своим очам).
  9. «Не меняй друга на сокровище» (Сир. 7, 20). (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
  10. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). (Что посеешь, то и пожнешь).
  11. «Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Матф. 10, 26). (Шила в мешке не утаишь. Все тайное становится явным).

Многие пословицы и поговорки русского народа, с их пронзительно-мудрым словом, сходны по смыслу с изречениями Священного Писания. Трудно сказать, какие из них непосредственно заимствованы из Библии, а какие зародились в народных недрах самостоятельно. Ясно одно: тесное переплетение народной мудрости с библейскими истинами свидетельствует о том, что христианство неотделимо от русского народа.

Пословицы и поговорки – это богатство языка, наше наследие, которое нужно беречь; следует внимательно, вдумчиво относиться к русскому слову, «к родному языку, который является частью нашей национальной культуры и основным средством ее постижения, приобщения к ее неисчерпаемым богатствам». (Слайд №12).

        

Город Праздничный

Учитель: на этой остановке мы с вами поговорим о православных праздниках. Ведь для каждого христианина долг и обязанность чтить и соблюдать свои духовные традиции. Как вы знаете, по важности воспоминаемых церковью событий праздники разделяются на великие праздники (в числе которых Пасха, или Воскресение Христово), а также средние и малые. Они различаются между собой торжественностью богослужения, причем Пасха имеет в ряду праздников совершенно особый статус и ее служба значительно торжественнее служб всех прочих праздников.

Ребята, я предлагаю вам посоревноваться  в знании особенностей православных праздников. Я охарактеризую тот или иной праздник одним, двумя предложениями, а вы должны определить, что это за праздник. Всем понятно? Тогда начинаем:

  1. В Православии праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 (19 января). Данным праздником завершаются святки. (Крещение Господне). (Слайд №13).
  2. Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября н.ст. в XX-XXI веках) в церквах, придерживающихся этого календаря, включая большинство православных. Другие названия праздника: Осенины, Богородицкая, Праздник урожая и т.д. (Рождество Пресвятой Богородицы). (Слайд №14).
  3. Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом. (Введение во храм Пресвятой Богородицы). (Слайд №15).
  4. Один из главных христианских праздников. В иерархии праздников Русской православной церкви занимает второе место после Пасхи. Данному празднику посвящена новелла О. Генри «Дары волхвов». (Рождество Христово). (Слайд №16).
  5. Православная церковь отмечает этот праздник в 50-й день по Пасхе, в воскресенье. По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями. На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа. (День Святой Троицы). (Слайд №17).
  6. Относительно данного праздника отмечаются все переходящие праздники в последовательности евангельских событий. Непосредственно перед праздником православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. (Пасха).

Учитель: Очень хорошо, ребята! Вы продемонстрировали достаточно хорошее знание православных праздников. (Слайд №18).

Город Силамысльск

Учитель: вот мы добрались до конечной станции – г. Силамысльск. На этой остановке вам предстоит проявить всю широту и разносторонность своего кругозора. Ведь недаром говорится -  «Умную голову почитают смолоду». Я буду задавать вопросы, которые, так или иначе, касаются темы нашего сегодняшнего мероприятия.

Соберите всю силу своей мысли и хорошенько подумайте, прежде чем ответить  на тот или иной вопрос.

  1. Давайте попытаемся ответить на вопрос, так что же такое нравственность? (Нравственность — принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести).
  2. Кто из великих русских писателей является автором строк: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности […] Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»? (А.С. Пушкин)
  3. Кого Иисус назвал блаженным? («А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Лук. 11, 28.) (Слайд №19).
  4. Кто является автором стихотворения:

«Образ твой, мучительный и зыбкий,

 Я не мог в тумане осязать.

 “Господи!” – сказал я по ошибке,

 Сам того не думая сказать.

 Божье имя, как большая птица,

 Вылетело из моей груди!

 Впереди густой туман клубится,

 И пустая клетка позади…»? (Осип Мандельштам). (Слайд №20).

    5. Этот человек, изображение которого вы видите на экране оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Среди его достижений наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики; выделение специфических фаз психосексуального развития личности; создание теории эдипова комплекса и т.п.  (Зигмунд Фрейд). (Слайд №21).

    6. Известный русский философ Владимир Сергеевич Соловьев усматривает данное человеческое чувство как корень нравственности. Кроме того, именно это чувство отличает человека от животных. На этой основе формируется совесть. Что это за чувство? (Чувство стыда).

Молодцы, ребята! Мы очень хорошо сегодня побеседовали, а вы посоревновались в применении своих знаний. Надеюсь, что вы закрепили свои знания, а некоторые из вас узнали много нового. А сейчас, пришло время подвести итоги. Те, кто за правильный ответ получал орден, посчитайте, сколько их у вас набралось. Обладатель большего числа орденов ждет главный приз.

Но прежде, чем мы подведем итоги, давайте в заключительный раз посмотрим на экран и прочтем замечательное стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя…». И пусть каждый постарается вынести из этого небольшого стихотворения, то, что ближе ему самому, выбрать свой жизненный путь. Ведь недаром - «Каждый выбирает для себя…».

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Юрий Левитанский

Подводятся итоги. Вручаются призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Разработка внеклассного мероприятия "Подвигу народа жить в веках"

Расширение исторических знания детей, воспитание чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа,    ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...