«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»
статья по теме
В статье говорится об использовании в учебно-воспитательном процессе ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aktivizaciya_poznavatelnoy_deyatelnosti_mladshego_shkolnika_s_ispolzovaniem_ikt.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»
Л.В. Назирова, учитель начальных классов,
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Верхнеуслонского муниципального района РТ
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащихся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирование самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся. Формирование творческой личности одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. На уроках я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Подготовка таких уроков требует много времени и усилий.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал? На помощь приходит компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света и мы с учениками превращаемся в пытливых искателей.
Компьютер является одним из современных средств обучения, обладающим уникальными возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественно с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый», но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся». Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.
«Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» - Т.И.Шамова.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: мотив - познавательный интерес - познавательная активность -познавательная деятельность.
Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность – интерес - мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запомнить, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.
Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывает у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию ученик знает, что если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видео-уроки, библиотеки электронных наглядных пособий. Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах: фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов; повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений; формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажёры, средства диагностики и контроля я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися. ИКТ на уроках окружающего мира позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? С использованием ИКТ – можно. Совершив реальную экскурсию в этнографический музей «Тальцы» мы можем теперь по прошествии времени оживить свои воспоминания с помощью тематического диска, увидеть замечательные русские обычаи. Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Графические редакторы ориентированы на процесс «рисования» изображения и комбинирования готовых изображений. Ребёнок может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок задаёт собственными руками. При подготовке к уроку и учащиеся, и учитель составляют ребусы и кроссворды. В урочной и внеурочной деятельности активно используем составление презентаций, фильмов. Применение презентаций на уроке позволяет мне: более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении; эффективнее использовать время на уроке; создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Мультимедийные издания, разрабатываемые для младшего школьного звена должны учитывать психологические особенности восприятия информации этой возрастной группы. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Их мышление носит конкретно-образный характер, в связи с этим следует готовить адаптированные статьи, красочные фотографии и иллюстрации. Для мобилизации внимания ученика материал должен содержать различные мультимедийные вставки и в тоже время насыщенность такими элементами должна быть ограничена. Можно придерживаться «принципа семи», т.е. при одновременном восприятии мы можем удержать в среднем 7 объектов (7 слов, 7 фраз и т.д.).
Материал мультимедийного продукта должен преследовать не только энциклопедические цели, но также и педагогические. Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательства, аргументации, логических схем, рассуждений. Детей надо научить правильно видеть структуру излагаемой информации и логические цепочки рассуждений.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал. В букварный период в 1 классе я использовала компьютер для подготовки к урокам презентаций на каждую букву. Подбирала материал яркий красочный не только информационный, но и с запоминающимся каждому ребёнку. Такие уроки проходят очень быстро, позволяя каждому ученику быть активным его участником, не оставляя никого равнодушным, в процессе восприятия включается не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогая детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Эта работа позволила сократить букварный период. К 1 сентября из 6 учащихся читать умел один ребёнок, остальные частично знали буквы, к концу второй четверти почти все дети читали норму 1 класса, исключение составил 1 ученик, имеющий логопедические проблемы.
Компьютер можно использовать, не только для создания, но и для преобразования уже имеющегося опыта работы в традиционной системе. Не стоит забывать о приёмах, которые уже доказали свою состоятельность, их можно применять и сегодня, изменяя лишь приёмы их использования. Я имею в виду слоговые таблицы, применяемые в начальной школе для отработки навыков чтения. Такие таблицы были оформлены мной с помощью программы PowerPoint, работа по ним велась и фронтально и индивидуально. Работать у доски по этим таблицам стремились все ребята без исключения. Есть ещё множество очень продуктивных видов заданий для отработки навыков чтения, которые можно использовать на уроках также как и таблицы с большой эффективностью. К урокам математики разработаны мультимедийные пособия по темам: «Сложение и вычитание 2», «Решение текстовых задач», материал к устному счёту, к самостоятельным работам с последующей самопроверкой и др., урокам окружающего мира: «Как животные готовятся к зиме», «Пришла зима», «Снежные загадки», «Ягоды», «Грибы». Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать на уроке и осмыслить механизмы действий. Мультимедийные презентации можно использовать как на этапе объяснения нового материала, так и в процессе его закрепления и повторения, а также проводить внеклассные мероприятия.
Широкие возможности данное пособие представляет для организации конструктивного подхода в обучении (подготовка докладов, самостоятельных презентаций и т.д.). вместе с учащимися и их родителями были сделаны слайд-презентации «Вместе весело шагать» (к защите проекта), «По страницам военных лет» (к Фестивалю солдатской песни), презентация устного журнала «Матрёшки» (к защите проекта). С компьютерной презентацией «История матрёшки» мой ученик участвовал в районной научно-исследовательской конференции «Наука. Творчество. Развитие» и стал победителем в номинации «Юный исследователь».
С помощью мультимедийного материала, выведенного на экран, можно добиться максимальной активизации познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ.
Помимо создаваемых мною пособий в своей работе использую и лазерные диски и с игровыми и обучающими программами, энциклопедиями, предназначенные для детей младшего школьного возраста.
Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Для решения задачи развития познавательной деятельности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную деятельность. Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Не отрицая значимости классических принципов дидактики, следует признать, что сегодня появилась возможность представить эти принципы в новом свете при помощи такого инструмента как компьютер.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.
Список литературы
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
2. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.
3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М. Народное образование, 1998 г.
6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М. НИИ школьных технологий 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младшего школьника с использованием ИКТ
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учеб...
" Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС
Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС Выполнение творческих проектов...
Развитие исследовательской деятельности младших школьников с использованием сервисов сети Интернет
Главной целью современного образования – является формирование у ребенка способности к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно ...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ. .
Выступление на РМО...
Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....
Статья "Организация исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифровой лаборатории"
quot;Организация исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифровой лаборатории"Рынглер О.В.Студентка Шахтинского педагогического колледжаАннотация: Актуальность д...
«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».
laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...