Активизация познавательной деятельности младшего школьника с использованием ИКТ
статья по теме

Гребенькова Наталья Валерьевна

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grebenkova_natalya_valerevna.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности

младшего школьника с использованием ИКТ

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.                                                                                                                                                В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.) способствует наиболее комфортному переходу на новую ступень.                                                                                                                   Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л. С. Выготского, П. Я. . Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. В. Рубцова, Д. . Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм общения, методов обучения.                                                                        Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. “Завтра” наших детей – это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Необходимо, чтобы знакомство с возможностями компьютера происходило под непосредственным руководством взрослых (родителей или учителя).

В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера мы используем по нескольким направлениям.

  • Непосредственно обучение основам работы с компьютером. Изучение информатики в классе происходит с 2002 года по учебникам А. В. Горячева “Информатика в играх и задачах” (безмашинный вариант).
  • Отслеживаем результаты учебной деятельности учащихся..
  • Применяем компьютер как источник информации. Использование Интернет каталогов и поисковых машин, образовательных сайтов и порталов.
  • Применение развивающих методов и приемов.
  • Одно из важных направлений в использовании компьютера на уроках это возможность использовать его как средство ИТСО. 

Использование компьютера как средство ИТСО.

В 2006 году мы познакомились с программой “INTEL: Обучение для будущего”. Был создан проект «Музыка моего народа», который используется на уроках. Компьютерные проекты помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение (техника “мультимедиа”), что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Слайды, выведенные на большой экран,- это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным. Рассмотрим в качестве примера три способа:

  • обычная иллюстрация
  • использование анимации в слайдах. Например, так при знакомстве в 1 классе с частями реки, на экран выводится изображение реки с истоком, устьем, притоками. Красиво, необычно. По реке движется кораблик, совершая путешествие от истока к устью.
  • Мультимедиа - панорама. Это более интересный приём наглядности.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.                                                                                                                В функции учителя компьютер представляет собой: 

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента:                                                                                        средство подготовки текстов, их хранение;                                                                          текстовый редактор;                                                                                                графический редактор;                                                                                  вычислительная машина больших возможностей.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог, что   и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. В реализации идеи развивающего обучения достаточно сложной и трудной является организация урока таким образом, чтобы все три сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения; чтобы сознание ребенка было деятельно и коммуникативно, деятельность сознательна и коммуникативна, общение - деятельно и сознательно.На основе такого понимания развития личности в течение вот уже нескольких лет разрабатываются и проводятся экспериментальные уроки в рамках обычной системы обучения. На уроке школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет интеллектуально-информационную деятельность. Поэтому весьма важно организовать эту деятельность так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значимую роль в формировании положительной мотивации на учение. Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

Библиографический список

  1. Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ПМК ”Радуга в компьютере”/ Материалы XI Международной конференции “ Применение новых технологий в образовании”. Троицк::”Байтик”,2000. .
  2. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. -2004г. -№2. -с. 96-101.
  3. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004. -368 с.
  4. Коникова В. И. Метод проекта в разработке модели урока истории. //Начальная школа. -2004г. -№11. -с. 94-97.
  5. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. //Начальная школа. - 2002г. -№12. -с. 35-39.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы»

         Предлагаемый мной опыт по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках  с использованием элементов...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»

В статье говорится об использовании в учебно-воспитательном процессе ИКТ...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».

laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...