«Различные подходы к организации предметного обучения младших школьников»
статья по теме
Эссе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти изменения, означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями. Как писал К. Бейли: «Парадигма – это ментальное окно, через которое исследователь рассматривает мир». В такой трактовке правомерно говорить не только о парадигме образования как целостного явления, но и парадигмах его составляющих, таких как цели, содержание, результат.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Однако, в современном информационном обществе обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Человек должен уметь ориентироваться в быстро меняющихся потоках информации, осваивать новые технологии. Я считаю, что предмет нашей гордости: существующая долгие годы «ЗУН – парадигма результата» – в изменившемся мире потеряла свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Назрела необходимость в новой парадигме результата современного образования – Ключевые компетенции.
В 2001 году в тексте «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого – компетентность. Считалось, что это «понятие шире понятия ЗУНов. Компетентность включает в себя не только когнитивную и операциональную технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
В 2001–2004 учебном году 10 школ Орехово-Зуевского района участвовали в Российском широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Я работала по УМК Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Передо мной стояла задача не просто дать знания ученику, а научить его учиться, т.е. учебной деятельности. Цель: «Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)». Учебные предметы и их содержание выступали как средство достижения этой цели. Планировались результаты основных учебных умений: умения принимать и решать учебную задачу; умения анализировать, классифицировать, сравнивать; умения работать с моделями; умения контролировать и оценивать правильность выполнения чужой и собственной работы. В процессе формирования основных компонентов учебной деятельности ученики отвечали на вопросы: Зачем я это изучаю? Каковы мои успехи и что у меня не получается? Что я должен делать, чтобы решить эту задачу? Правильно ли я решаю эту задачу? Справился ли я с поставленной учебной задачей? и.т.д.
Не могу сказать, что эксперимент с треском провалился. Не смотря на то, что он закончился в начальной школе в 2004 году, для нас, педагогов, это был опыт, хотя и горький. Оказалось, что мы были просто не готовы работать по-новому. Не хватило знаний. Курсовая подготовка учителей началась в конце сентября 2001года, новые программы, УМК пришли, чуть ли не в октябре. Все понимали, что учить так, как мы учили много лет подряд, нельзя, а как надо, представляли плохо. Пока стали вникать, время было упущено. Неподготовленность педагогических кадров считаю одним из условий забуксовавшего эксперимента.
С 2005 года в России началась разработка стандартов нового поколения, призванных осуществить модернизацию образования с тем, чтобы она готовила людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.
ФГОС выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Я считаю, что важно дать детям знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. А это всё результаты деятельности. Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Задачу по формированию учебной деятельности я начинаю решать буквально с первых уроков 1 класса. Тему урока предлагаю в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить её и задачу урока. Могу сформулировать тему урока в виде вопроса. Учащиеся строят план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество идей, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее проходит работа. Руковожу процессом отбора либо я сама, либо выбранный ученик, а я в этом случае лишь высказываю свое мнение и направляю деятельность учащихся. В конце урока детям предлагаю задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточности времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке.
На этапе актуализации учебного материала веду беседу, направленную на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
Деятельностный метод обучения позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания. Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся, направленных на формирование ключевых компетентностей. Например, таблица, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный. Я сообщаю, что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После этого ставлю вопрос перед классом: «Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Так, они должны сравнить мысленно введенные учителем термины «четырёхугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол». Такой анализ уже может направить их мысль в определённое русло. Проверить правильность возникших предположений дети смогут, внимательно рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова придётся провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно, все красные фигуры содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив её с особенностями терминов – названий данных фигур, дети должны придти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос.
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.
Я уверена, что реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Мониторинг успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
У учащихся формируются учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.
В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход ...
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Метапредметный подход...
Курсовая работа на тему: "Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников"
Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников....
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В тезисе говорится об организации досуга младших школьников на перемене и о рациональном использовании их свободного времени в школе. Ключевые слова: младший школьный возраст, свободное время мла...