Статья. Педагогическая мастерская как инновационная технология
методическая разработка (4 класс) по теме

В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostrubova_e.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     Кострубова Е.В.,

                                                                        учитель ГБОУ СОШ № 119 Калининского района

                                                                         г. Санкт-Петербурга

                 Педагогическая мастерская как инновационная технология

   В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого, к самостоятельной исследовательской работе.

   При всём разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.

   Сначала – «индуктор», начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

   Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личное.

   Второй этап – работа с материалом: с текстом, красками, звуками, природными материалами, моделями, спичками, схемами. Это – «деконструкция», превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, тот хаос, из которого когда то родились свет и тьма. А затем последует «реконструкция» - создание своего мира, текста, рисунка, закона.

   Следующий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, а потом и окончательного результата своего труда. Французские коллеги называют это «социализацией». Задача её не столько оценить работу другого , сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

   И вот тут начинается то, что является кульнинацией процесса – «разрыв». Разрыв как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер.

   Последний обязательный этап –рефлексия . Самоанализ. Анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения…

   А результат? Видимо , он зависит от типа мастерской. Каждая несёт свой секрет, свою тайну познания и творчества. Рождается радость открытий, дарующая нам восторг собственного творчества и ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Это принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заметен другим, контрастирует с ним и дополняет его. А истина, как белый цвет, даётся лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.

   И это, наверное, главное отличие мастерской от традиционного урока, лекции, семинара. Ибо даже самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня». Закон мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».

     Какие же принципы проблемного обучения реализует мастерская? Вот некоторые из них:

- равенство всех участников, включая мастера; все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично;

- ненасильственное привлечение к процессу деятельности; отсутствие оценки, соревнования, соперничества;

- чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, даёт понятие о диалогическом способе восхождения к истине;

- работа основывается на результатах духовной деятельности человека, т.е. язык – важнейший материал для работы;

- главный принцип мастерских – принцип выбора материала, вида деятельности и т.д.; без выбора нет свободы;

- главная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности, ибо без ответственности рождается своеволие.

   Не произвол, а диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой – необходимая основа педагогических мастерских.

   Педагогические мастерские возникли не сами по себе. Сотрудничество с Французской группой Нового образования (ЖФЭН), с коллегами из Международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание».

Литература

Белова Н.И. «Я знания построю в мастерской». СПб.: СПГУПМ, 1994.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...

Статья. Педагогические мастерские в начальной школе

В статье рассказывается о повышение эффективности урока через использование инновационных технологий в начальной школе. Раскрывается задача и цель педагогических мастерских....

Выступление на педагогическом совете " Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе".

Выступление на педагогическом совете " Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе"....

Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»

laquo;Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он будет только подражать, копировать»(Л.Н. Толстой)...

Презентация !Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»

Презентация к педагогической мастерской "Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ"...

«Педагогическая мастерская: современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные в...

Статья на тему: «Применение инновационных технологий в обучении учащихся начальной школы»

В современном мире, где информационные технологии развиваются со скоростью света, применение инновационных методов обучения становится все более актуальным и необходимым. Особенно важно обращать внима...