Статья. Педагогическая мастерская как инновационная технология
методическая разработка (4 класс) по теме
В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostrubova_e.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Кострубова Е.В.,
учитель ГБОУ СОШ № 119 Калининского района
г. Санкт-Петербурга
Педагогическая мастерская как инновационная технология
В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого, к самостоятельной исследовательской работе.
При всём разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.
Сначала – «индуктор», начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению, это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личное.
Второй этап – работа с материалом: с текстом, красками, звуками, природными материалами, моделями, спичками, схемами. Это – «деконструкция», превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, тот хаос, из которого когда то родились свет и тьма. А затем последует «реконструкция» - создание своего мира, текста, рисунка, закона.
Следующий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, а потом и окончательного результата своего труда. Французские коллеги называют это «социализацией». Задача её не столько оценить работу другого , сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
И вот тут начинается то, что является кульнинацией процесса – «разрыв». Разрыв как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер.
Последний обязательный этап –рефлексия . Самоанализ. Анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения…
А результат? Видимо , он зависит от типа мастерской. Каждая несёт свой секрет, свою тайну познания и творчества. Рождается радость открытий, дарующая нам восторг собственного творчества и ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Это принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заметен другим, контрастирует с ним и дополняет его. А истина, как белый цвет, даётся лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.
И это, наверное, главное отличие мастерской от традиционного урока, лекции, семинара. Ибо даже самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня». Закон мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».
Какие же принципы проблемного обучения реализует мастерская? Вот некоторые из них:
- равенство всех участников, включая мастера; все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично;
- ненасильственное привлечение к процессу деятельности; отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
- чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, даёт понятие о диалогическом способе восхождения к истине;
- работа основывается на результатах духовной деятельности человека, т.е. язык – важнейший материал для работы;
- главный принцип мастерских – принцип выбора материала, вида деятельности и т.д.; без выбора нет свободы;
- главная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности, ибо без ответственности рождается своеволие.
Не произвол, а диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой – необходимая основа педагогических мастерских.
Педагогические мастерские возникли не сами по себе. Сотрудничество с Французской группой Нового образования (ЖФЭН), с коллегами из Международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание».
Литература
Белова Н.И. «Я знания построю в мастерской». СПб.: СПГУПМ, 1994.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"
Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...
Статья. Педагогические мастерские в начальной школе
В статье рассказывается о повышение эффективности урока через использование инновационных технологий в начальной школе. Раскрывается задача и цель педагогических мастерских....
Выступление на педагогическом совете " Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе".
Выступление на педагогическом совете " Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе"....
Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»
laquo;Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он будет только подражать, копировать»(Л.Н. Толстой)...
Презентация !Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»
Презентация к педагогической мастерской "Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ"...
«Педагогическая мастерская: современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные в...
Статья на тему: «Применение инновационных технологий в обучении учащихся начальной школы»
В современном мире, где информационные технологии развиваются со скоростью света, применение инновационных методов обучения становится все более актуальным и необходимым. Особенно важно обращать внима...