Использование ИКТ на уроках в начальной школе.
статья на тему

Казанцева Ирина Викторовна

Использование ИКТ позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению, усиливать познавательную активность учащихся, разнообразить формы и средства обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках в начальной школе.

Работаю в школе много лет и ежедневно задаю себе один  вопрос: «Как сделать урок более продуктивным?»

Думаю,  для этого  необходимо сначала заинтересовать ученика. Здесь на помощь приходит  компьютер.

В начальной школе невозможно провести урок без применения различного наглядного материала. При этом часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?  И снова огромную помощь оказывает компьютер и интернет.  

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, которую диктует современный уровень развития образования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, активизация творческих способностей ребёнка. Интерес в учебном процессе является мощным двигателем, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развитию способностей. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы. Возможности использования  ИКТ на уроках в начальной школе очень разнообразны:

  1. создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы);
  2. создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения (проверочных тестов, контрольных заданий, карточек, анкет);
  3. создание разнообразных и разноуровневых текстовых работ, тренажёров, игровых упражнений по разным предметам;
  4. применение разнообразного наглядного материала (рисунков, картинок, фильмов, презентаций)

Использование ИКТ позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению, усиливать познавательную активность учащихся, разнообразить формы и средства обучения.

Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс, но и повышает мотивацию в обучении.

Урок, включающий слайды презентации или  данные электронной энциклопедии вызывают даже  у самых пассивных или расторможенных детей особый интерес. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  1. усиление интенсивности урока;
  2. повышение мотивации учащихся;
  3. мониторинг их достижений;
  4. активизация познавательной деятельности учащихся;
  5. повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
  6. повышение  качественной успеваемости школьников,
  7. развитие наглядно-образного, информационного мышления;
  8. развитие  навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  9. повышение активности и инициативности младших школьников на уроке;
  10. повышение  уровня комфортности обучения.


Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока.
  2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
  3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты)
  4. Для контроля  знаний учащихся.
  5. На этапе закрепления знаний учащихся.
  6. При подведении итога и обобщении знаний.

Урок с  использованием ИКТ требует еще более тщательной подготовки, чем в обычные уроки. Необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до целого урока. Возможности использования ИКТ в образовательном процессе достаточно большие, но, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны выбирать оптимальное количество времени, затраченное на использование ИКТ. Есть уроки, на которых достаточно показа одной таблицы или картины. При этом нет необходимости готовить презентацию на целый урок. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны и не нужны.


В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря оборудованию нашего  класса.

На уроках обучения грамоте использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом, помогает учитывать уровень овладения чтением  учащихся на уроке (пока слабые ученики читают текст в учебнике, более сильные читают продолжение или более сложный вариант на экране).

На уроках русского языка очень удобно проводить словарную работу, орфографическую минутку, проверочные работы, тесты с использованием ИКТ. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки  и оценить свою работу.

Очень интересно и разнообразно проходит и устный счёт на уроках математики. Можно более наглядно провести объяснение нового материала, сформулировать алгоритм, по которому будут работать дети.

Ни один урок окружающего мира невозможно провести без использования ИКТ. Использование видеофрагментов, картинок, схем, таблиц, которые возникают в процессе изучения темы.
При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. «Путешествие по Москве», «Путешествие в космос», «Путешествие в прошлое».

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы,  а для учителей становятся необходимым условием эффективной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...