Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования УУД у младших школьников
статья по теме

В данной работе представлен опыт работы учителя начальных классов в работе в информационном пространстве учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

        Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования УУД у младших  школьников

        В настоящее время стремительными темпами развиваются новые

компьютерные технологии и Интернет, а в месте с ними развиваются и новые

способы обучения, одной из таких технологий является дистанционное

обучение, в частности, наибольшей популярностью пользуется обучение с

помощью Интернет технологий. Благодаря развитию Интернета и

современных методов общения и обмена данными, становится возможным

создавать и применять в обучении новые способы обучения, такие как

электронные конспекты, энциклопедии, тесты, глоссарии, анкеты,

виртуальные лаборатории и т.д. Одним из вариантов использования таких

методов и технологий является пакет Moodle – представляющий собой

систему управления содержимым сайта, специально разработанный для

создания качественных online-курсов преподавателями.

        Одна из задач современной школы - научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно-коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.

В течение 2012–2012 учебного года учителя первых классов разрабатывали курс на сайте “Началка.семинфо”, который позволил систематизировать необходимые информационные ресурсы, применяемые в урочной и внеурочной системе обучения  первоклассников. Школа имеет все необходимое для современного образовательного учреждения оснащение (каждый класс оборудован автоматизированным рабочим местом учителя, включающим в себя компьютер, принтер, мультимедиа проектор и экран), что дает широкую возможность обучать детей с использованием ИКТ-технологий.

     Личное информационное пространство учителя начальных классов используется с целью:

-ликвидации пробелов в знаниях  школьников по определенным предметам школьного цикла;

-обучения базовому курсу школьной программы учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу в течение какого-то отрезка времени (по болезни, по семейным обстоятельствам);

-углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

-подготовки школьников по отдельным учебным предметам к сдаче тестов;

  -дополнительного образования по интересам.

   

Что из себя представляет информационное пространство учителя?

Пространство расчитано на 34 учебные недели

Доступ детей и родителей осуществляется после регистрации

Содержание странички условно можно разделить на обязательную часть, содержащую общую информацию:

А это ФИО учителя, информация об учителях предметниках, ссылка на сайт школы, на сайт ФГОС, на сайт образовательной сисьемы, планирование по предметам, расписание уроков и звонков, список класса, а также ссылки на образовательные порталы

       В своем курсе я выделяю 4 основных направления: 
– демострационно – тренировочное (презентации в программе “Power Point”) здесь учебная информация поэтапно подводит учащихся к определениям и понятиям, происходит первичное закрепление изученного)_

Флеш-аннимации с сайта school.collection.ru — это цифровые образовательные ресурсы
– тренажеры - это тестовые задания, которые были созданы не посредственно на сай началка сем инфо;

Математический тренажер Матрешка - Интерактивная математическая онлайн-среда индивидуального обучения и тренировки для начальной школы, предоставляющая возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. 

Мат-Решка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными потребностями.

  1. тесты в программе “Нот Ротатоеs” как средство контроля ЗУН учащихся;

  1. проектная работа (форумы для мини-проектов).

Наиболее успешно, на мой взгляд, была реализована задача знакомства с программой “Перволого”. Именно с этой программы я начала знакомство детей с Макбуком, и с первых же занятий увидела, что дети ею успешно овладевают, а главное - им нравится работать в этой программе.

Когда первоклассники овладели первичными навыками работы, я начала создавать заготовки, которые помогали решать учебные задачи на разных уроках, открывать новые знания в аспекте именно деятельностного подхода. Кроме того, такая работа позволяет работать в текстовом редакторе и отрабатывать навыки печатания.

       Программа ПервоЛого - самая простая из семейства Лого. Лого-«это открытые среды для свободного творчества».

Универсальная учебная компьютерная среда ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.

         Работа в среде ПервоЛого позволяет осуществлять интегрированный подход к обучению, т.е  объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: развитие речи, чтение, рисование,  математику, окружающий мир.  Занятия с помощью данной творческой среды представляют собой увлекательную игру, которая, обучает работать с графикой, текстовым редактором, элементарной мультипликацией.  Занятия развивают познавательные способности учащихся, логическое и творческое мышление.

                На уроках математики при помощи компьютера и среды Лого можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью  ПервоЛого. С помощью среды ПервоЛого ученики моего класса решали задачи и учили состав чисел первого десятка.

         С помощью инструментов панели листа Лого ученики могут посадить на клумбу нужное количество цветов. При помощи инструментов для печати ученики смогут вписать решение и ответ задачи. Данный материал можно использовать  в электронном виде и распечатав в виде раскраски для каждого ученика.

        Ещё один вариант использования ПервоЛого на уроках математики - тема «Состав числа». На приведённом снимке   экрана виден дом с окошками для чисел. Аналогичные странички ученики оформляли и для других чисел. Числа на экране подвижны, и их можно копировать в окна дома. Таким образом, решаются две задачи: учащиеся усваивают состав чисел и учатся копировать. За счёт многократного повторения операции ученики запоминают цепочку действий для выполнения копирования.

        На уроках чтения среда Лого прекрасно помогает в работе с произведением. К любому тексту можно создать альбом Лого с иллюстрациями. Каждый герой будет подвижен, его можно показывать или выбирать из нескольких в нужный момент урока. Ученики могут работать с листом Лого, как с фланелеграфом. Ниже приведены снимки экрана с альбомом Лого к сказке «Серая Шейка». Фигурки персонажей были слеплены учениками, сфотографированы и помещены в формы Лого.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Так при изучении темы «Зимние забавы» я использовала альбом в среде Лого. На первой страничке учащиеся должны собрать слова из букв, тем самым, уточняя и расширяя словарь по теме.

        На второй страничке ученики составляют  деформированные предложения к картинкам.

        На третьей странице ученики должны самостоятельно напечатать предложения к картинкам в специальных рамках для печати.

Таким образом, применение творческой среды ПервоЛого в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

На следующем этапе работы я научила ребят записывать аудиофайлы. В процессе работы учащиеся сравнивали рассказы друг друга, что давало возможность им корректировать свою речь, исправлять речевые недочеты и более тщательно подбирать слова для высказываний.

      Дети радовались своим успехам и поддержке учителея и одноклассников. И, безусловно, эти материальные продукты детского ИКТ -творчества были достойны того, чтобы их видело как можно больше зрителей и могло оценить. И тогда я поставила перед собой следующую задачу – использовать в полной мере и разрабатывать возможности информационной среды. Я стала создавать форумы, в которых ребята прикрепляли свои проекты, а одноклассники, учитель и родители могли оценить эти проекты по достоинству.

        Таким образом, проработав год с первоклассниками в рамках нового ФГОС, я могу с уверенностью констатировать, что использование новых ИКТ-технологий в учебном процессе, безусловно, не только повышает успешность обучения, но и, что особенно важно, формирует положительную мотивацию к учению. Хочется пожелать коллегам не бояться ничего нового, идти вперед в ногу со временем и помнить, что наша задача научить ученика “…жить в информационном мире…” (Семенов). Успехов вам, дорогие коллеги, на нашем нелегком, но благодатном, поприще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Областная конференция "День инноватики". В докладе приведены примеры использованния ИКТ на уроках математики для формирования универсальных учебных действий....

Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций

Статья "Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...

Выступление на семинаре по теме : «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС»

Доклад по теме «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС...