Статья " Дидактическая игра на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной активности"
статья

Михайлова Вероника Васильевна

В статье отображены виды игр,методика подготовки и проведения дидактических игр, использования игр и их примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения о докладчике:

Михайлова Вероника Васильевна

ГБОУ СОШ №484

Московского района Санкт-Петербург

Дидактическая игра на уроках в начальной школе как средство активизации познавательной активности.

  1. Виды дидактических игр.

Трудности в разработке единой классификации дидактических игр, связаны с тем, что эти игры соединяют в себе черты двух видов деятельности. Можно выдвинуть разделение игр по дидактическим задачам. Теоретически возможно использование ряда других оснований, связанных с принадлежностью дидактических игр в сфере обучения, таких, например, как степень самостоятельности учащихся, способ включения игры в ход обучения. Каждое из этих оснований даёт свой перечень видов дидактических игр. В основание классификации вполне правомерно могут быть положены признаки собственно игровой деятельности: характер сюжета, ролей, правил и т.д. В обучении сложилось несколько видов дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию познавательной деятельности учащихся, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношению детей, по роли учителя.

Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других - иные. Дидактические игры бывают:

  • Сюжетные;
  • Предметные;
  • Соревновательные.

На современном уроке часто используются дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Примером являются различные сюжетные игры, реализуемые в учебном материале. Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение. Причём эти игры не требуют какой-то особенной подготовки, здесь нужна только тщательная продуманность хода таких уроков. Сюжетные игры можно проводить в течение всего учебного дня, подчиняя работу единой цели.

Игра – соревнование и эстафеты. К таким играм надо подходить осторожно: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьёзным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективисткой, а не конкурентной направленности учебной работы. Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определённый уровень сформулированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т.д. Поэтому выделяют те игры, которые направлены на реализацию этой функции, как, например, и предметные игры.

Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебно-воспитательного процесса как частного вида дидактической игры. Это подразумевает введение на отдельных этапах урока игры “Учитель-ученик”. В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – оценщика, третьи – контролёра. Ученики пробуют свои силы: необходимо так провести урок, чтобы было интересно, и чтобы тебя слушали. При этом всё многообразие деятельности учителя распределяется между самими учениками. Подобные игры могут реализовываться в парной или групповой работе. Дети могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения задания друг друга.

По характеру познавательной деятельности дидактической игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра “Составим узор”. Дидактическая цель: выявление умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Средства обучения – набор из девяти фигур: один красный круг, по два жёлтых и зелёных треугольника, по два синих и красных квадрата. Содержание игры: учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим у себя на парте. С этой целью он даёт следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика) красный круг, вверху и внизу от круга два жёлтых треугольника, справа и слева –два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, два красных и два синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу – красные, справа и слева – синие квадраты. Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его слева от первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трёх узорах.

2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти. Это – “Математическая рыбалка”, “Лучший космонавт”, “Лучший лётчик” и др.

3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, в логически связанные с ними. Например: “Цепочка”, “Математическая эстафета”, “Составление круговых примеров”. К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля (“Лучший контролёр”, “Арифметический бег”, “Проверь Угадайку” и др.)

4. Игры, включающие элементы творчества. Это “Угадай загадки Буратино”, “Загадки Весёлого Карандаша”, “Определи курс движения самолёта”, “По какой дорожке ты пойдёшь?” и др.

Некоторые исследователи делят игры на 2 группы: наглядные и словесные. Игры с использованием наглядного материала, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационными и раздаточными материалами и игры с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно отнести игры – инсценировки некоторых сказок и книжек – считалок с применением соответствующих игрушек. (Толстой Л.Н. “Три медведя”, А.Барто, и др.).

В основе словесных игр лежит опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапах закрепления и повторения учебного материала. Выделяют следующие виды словесных игр:

  • Игры – путешествия;
  • Игры – загадки;
  • Игры – поручения;
  • Игры – беседы;
  • Игры – предложения;
  • Игры – сказки;
  • Интеллектуальные игры.

Игры – путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием и чудесами. Игра – путешествие отражает реальные события или факты, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры- путешествия – усилить впечатления, придать познавательному содержанию некоторую сказанную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. В названии игры – путешествия, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре – путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтичное решение задач, радость от её решения, отдых. В состав игры – путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и т.д.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и короче по продолжительности. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-то сделать: “Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета”, “Разложи колечки по величине”.

Игры – предложения: “Что бы я сделал...?” или “Что было бы...?” иногда началом таких игр может быть картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления, последовательного действия. Игровая задача заложена в самом названии, с которого учитель начинает игру. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, установление причинно-следственных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассматривать, делать выводы, умозаключения. Ю.Г. Илларионова отмечала: “Загадка, не смотря на миниатюрность, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину, и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки”.

Игры – беседы. В их основе лежит общение детей с учителем, учителя с детьми, детей друг с другом. Отличительными чертами такого общения являются непосредственность переживаний, заинтересованность, добросовестность, вера в “правду игры”, радость игры. Игра – беседа воспитывает умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо.

Игры – сказки раскрывают для детей характер отношений, которые они в силу подражания незаметно усваивают. Питает игру художественная литература для детей. Источником, обогащающим игру, являются наглядно – изобразительные средства, в первую очередь – картинки. Например, экологическая сказка для первоклассников о похождении Эколобка. Она сделана в виде выпусков. Автор сюжета Л.Н. Ердаков, художники Л.А. и Т.А. Якушкевич. Герой народной сказки Колобок оказывается в различных экологических ситуациях. Он становится членом многих биоценозов и вступает во взаимоотношения с живой и неживой природой. Следовательно, на него воздействует Среда, а он, в свою очередь, как-то её изменяет. Это уже экологический персонаж, поэтому - эко колобок.

Первый выпуск. Как и должно быть вначале - он и от бабушки, и от дедушки ушел и покатился по лесу. События происходят зимой и Экоколобок мёрзнет. В пути он встречает различных зверей, которые успешно преодолевают зиму и адаптируются к холоду. Каждый зверь предлагает Экоколобку свой способ согреться. Это либо мышечные усилия (бег, ходьба), либо теплая шуба, либо нора или берлога. Эко колобок в силу своей конструкции не может использовать эти советы и ему остается вернуться к бабушке в теплый дом. Эта короткая история в картинках показывает ребенку разные варианты адаптации к холоду у животных.

Активность учащихся возрастает при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания. Интерес к игре такого типа определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнениях. Интеллектуальные игры обычно заключают в себе проблему, этим объясняется их привлекательность для учащихся. Они требуют догадки, поиска, “игры ума”.

Таким образом, все классификации дидактических игр исходят из следующих основных закономерностей обучения:

  • Обучение происходит только при активной деятельности учащихся;
  • Чем разностороннее, обеспечиваемая учителем деятельность учащихся, тем выше качество усвоения на уровне, зависящим от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой (главные закономерности обучения).
  1. Методика подготовки и проведения дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом, по мнению А. К. Бондаренко осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. [ 6, 30 ]

Подготовка к проведению дидактической игры включает:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др;
  • установления соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях от других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры включает:

1. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры. При этом учитель обращает внимание на:

поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

2.  Показ игровых действий, в процессе которого учитель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

3. Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия учителя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

4.  Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоления трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявления приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Рассмотрим подробнее некоторые приёмы и методы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре учитель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со всеми сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает очень много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале беру на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Учитель должен так направить игру, незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбирать сопереживать, шутить. Учитель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный учителем.  Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале игры как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и хода её. В это период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишне медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ учителя о содержании игры предельно кратки и чётки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует учитель и от детей: «Скажи кратко, но, чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы. Поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Учитель с самого начала и до конца игры активно вмешивается её ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутки, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, без ошибки решит задачу, кто больше назовёт предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью, которых, оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая, в конце концов, отыгрывается. Разыгрывание фантов - интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывании фантов вызывает общее веселье, создаёт у ребят общее настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

По мнению А. И. Сорокиной обучающее содержание в дидактических играх определено программными требованиями. Поэтому и руководство учителя дидактической игрой, прежде всего, обусловлено требованиями программы. Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.

Руководя игрой, учитель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей незаметен, так как они учатся играя.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, учитель должен сохранить игру — деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам «детского общества».

При проведении дидактических игр учитель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

При планировании педагогического процесса учитель четко определяет взаимодействие двух форм обучения. Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. То, что взрослому и даже детям школьного возраста легко и просто, у младшего школьника вызывает значительные затруднения. Эти затруднения обусловлены тем, что для ребенка все ново: у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний.

Затруднения обусловлены самим процессом и характером умственной деятельности детей. Ребенок - младший школьник в самом начале усвоения науки приобретает знания об единичных предметах, их внешних признаках. Конкретные знания медленно «укореняются» и преобразуются в представления. Единичные знания лишь постепенно обобщаются на основе коротких (локальных) связей и частно - системных. Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и обеспечиваются повторениями. Постепенно, в результате получения новых знаний малыми дозами и повторений дети учатся видеть не только целое, но и часть, выделять признаки, свойства, материалы, из. которых сделаны окружающие их предметы; учатся целесообразно пользоваться этими предметами.

Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр.

Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Наглядность в игре, прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок и др.)

Огромное значение в руководстве играми имеет слово учителя. Обращение к детям, объяснение, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям всё это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между детьми и взрослыми.

Следовательно, дидактическая игра может быть эффективным средством активизации познавательной активности учащихся при условии знания педагогом методики подготовки и проведения дидактической игры.

  1. Использование дидактических игр на уроках в начальной школе.

Рассмотрим некоторые виды дидактических игр, используемых на уроках русского языка. Игра «Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветер Моську загнал в подворотню – термос;

Игра «Замени цифры словами» ос3ё (острие) , 100л ( стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на(витрина),за1ка ( заколка), прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно про3 все 100ловые наборы (прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно протри все столовые наборы)

«Дуали- двойной кроссворд», например: (школа), здесь дается два варианта букв,

 

Ш а

т к

о и

л л

а ь составляется одно слово;

Игра «Что лишнее?» тинасплин, лейк, мальбо,теерв, калиней (пластилин,клей,альбом,линейка, лишнее ветер)

«Отгадай слова» : ВLGEUCRНА- ВЕСНА; SDУFVТRКLА- УТКА: ГWUРZУШFA-ГРУША; такие игры развивают наблюдательность, внимательность, учат различать и находить «лишние» буквы;

Одно из любимых заданий для детей- разгадывание ребусов в виде зашифрованных цифр; от А до Я –соответствуют цифры;33 буквы- 33 цифры .

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч,Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 12 13 14 1516 17 1819 20 22 23 24 25 26 27 28 2930

Э, Ю, Я

При изучении темы «Рифма» можно использовать следующие дидактические игры:

Угадай последнее слово и запиши.

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и ... (ножи).

Не поедет без бензина                      

Наша быстрая ... (машина).

Стали звездочки кружиться,        

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки

 Не пушинки, а ... (снежинки).

Я от досады чуть не плачу —

 Не решается ... (задача).

 Захотели малыши

Поточить ... (карандаши)

 Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся ...

(мыши).

Я только нитки Отыщу

И змея в небо .. (запущу )          

 Удивляется наш Сашка:

 — Блюдце есть, а где же ...  (чашка)?

В тетрадях по литературному чтению к каждому изучаемому произведениям имеются задания на развитие памяти, воображения, лексикона учащихся.

Например:

- найди «лишнее слово»

- подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

Радость - свет, печаль - ... (тьма).

Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).

Чтение - книги, пение - ... (песни).

При изучении темы «Имя существительное»

- игра  «Слово в слове»
(в каждом слове «спряталось» еще одно слово)

Смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, дорожки, бабочка, буквари, радуга, дорога, платочки, огород, олень, угроза, камыши, морозы, дорога, лесник, ягоды, гвоздика, победа, погода, фасоль, скрипка, восток, забор.

Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы, гвоздика – гвозди, победа – беда, погода – года, фасоль – соль, скрипка – скрип, восток – ток, забор – бор.

- игра «Собери слова»

По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении: слова можно складывать из любых букв, только читайте их подряд, не пропуская.

- игра «Анаграмма»

Не раз в оркестре я звучала, 
Мой голос струнный так певуч! 
Но «Ф» мое поставь с начала, 
И я во тьму направлю луч.
(Ответ: «Арфа» — «фара».)


Вот вам - повозка, не телега, 
Но если в ней, взяв букву слева, 
Перенести на правый борт, 
То будет русских яблок сорт.
(Ответ: «Сани» - «анис».)
Приведем примеры использования дидактических игр на уроках обучения грамоте. 

1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель». 

1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый? 

2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д. 

2. «Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался. 

3. «Как тебя зовут?». Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их. 

4. «Придумай слово по модели». Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…). 

5. «Кто внимательный». Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача. 

6. «Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква. 

игра «Буквенная арифметика»

Описание: Ученикам предлагается выполнить действия с буквами и слогами и получить в результате слова.

 1) КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = …
  2) ЧЕРНЫЙ – ЫЙ + О + СЛИВА – А = …
  3) ТОВАРНЫЙ – НЫЙ + ИЩИ = …
  4) ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = …
  5) КВА + РАК – АК + ТИРА = …
  6) КЕДР – ДР + РОСИНКА = …
  7) КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л +Р = …
  8) ЧАЩА – А + ОБА = …
  9) ШИНА – А + ЕЛЬ = …
10) ЕЖИ – И + Е + ВИКА = …
11) ТРЕЛЬ – Т + СЫР – Р = …
12) КОТ + ЁЛКА – КА = …
13) КАБАН – АН + ЛУК = …
14) КЛЕЙ – К + КА = …
15) КОРА – О + П + ИВА = …

Ответы:
  1) картофель
  2) чернослив
  3) товарищи
  4) частушки
  5) квартира
  6) керосинка
  7) коридор
  8) чащоба
  9) шинель
10) ежевика
11) рельсы
12) котёл
13) каблук
14) крап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.

В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...

Статья "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

Роль дидактической игры на уроках в начальной школе....

ИКТ на уроках и во внеклассной работе в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся

   Владение информационными техноло­гиями стало в современном мире в один ряд с такими каче­ствами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффек­тивно владеющий технологиями и ин...

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....