Формирование универсальных учебных действий - необходимое условие успешного обучения
статья по теме
Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_-_neobhodimoe_uslovie_uspeshnogo_obucheniya.docx | 106.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий - необходимое условие успешного обучения
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты непредметного, а общеучебного характера.
Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
Что же такое «универсальные учебные действия»?
Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Виды универсальных учебных действий
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические виды.
Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.
Например, на уроках математики используем схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником.
На уроках русского языка можно использовать разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символы, схемы, таблицы, алгоритмы).
Задания:
а) Нахождение схем к предложениям
б) Нахождение схем к словам
- Предлагается найти соответствующую схему к каждому слову.
малина оса Даша слон
В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Использование таких заданий приносит положительный результат.
Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Поэтому ежедневно следует создавать необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
На уроках технологии, литературного чтения и окружающего мира - работа в группах. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Например:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Урок технологии
Класс делится на две группы
Задание: каждый ученик выполняет цветок в технике «Оригами» и выходит к доске, на которой висят плакаты для каждой команды с изображением вазы. Каждый ребенок прикрепляет свой цветок. Чья ваза более оригинальна и красива? Дети обсуждают в командах, советуются. Окружающий мир
Тема: «Природные зоны».
Работа в микрогруппах.
У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением природных зон. Учащиеся составляют рисунок и определяют к какой природной зоне он относится. (Фронтальная проверка)
При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.
Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению группы.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. Нашёл ошибку - молодец!
Создавая проблемную ситуацию, вместе с детьми определяем цель урока, и со временем очень легко даже в первом классе.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками информации. Детей учат способам эффективного запоминания.
Учитель включает детей в открытие новых знаний.
Учитель организует формы деятельности, в которой дети могли бы усвоить нужные знания.
Общаемся с позиции сотрудничества; поощряется учебное сотрудничество между учениками.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы..
Дети учатся не только работать на уроке, но и выполнять домашнее задание, планировать свой досуг.
Родители - активнык помощники, тем более, помочь разобраться родителям, что это такое новый стандарт может только учитель.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены – математических, физических, химических и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...
Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения
Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...
Формирование универсальных учебных действий в условиях внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
пути формирования УУД....
Технология ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые ФГОС
Статья содержит краткое описание технологии ТОГИС, алгоритма работы над задачей, приведен пример работы над деятельностной задачей "Пингвины"....
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
статья...
"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дистанционного обучения
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из важных задач современного образования. Огромную помощь в их развитии оказывают информационно-коммуникационные технологии, ...