статья "У каждого ребенка есть талант"
статья по теме

Калинина Александра Ивановна

Из опыта работы по раскрытию таланта в ребенке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_kazhdogo_rebenka_est_sposobnosti_i_talanty.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Калинина Александра Ивановна

        У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

        Уже в течение многих лет я применяю в своей работе теорию решения изобретательных задач (ТРИЗ) с целью развития творческого воображения  обучающихся. За это время накопился определенный опыт. Созданы разработки нетрадиционных уроков. Решение изобретательских задач повышает активность, любознательность, оригинальность мышления. На моих уроках «оживает» веточка березы (открытый урок чтения в 1 классе 2006-2007 уч.г.), строим дом (урок математики во 2 классе 2007-2008 уч.г.), дети сами составляют кроссворды (2008-2009 уч.г.), провожу на уроках русского языка и чтения «пробу пера», на уроках математики, окружающего мира и православия дети решают нестандартные задачи. ТРИЗ дает уникальные возможности, позволяет создать «новое» и улучшить «старое» - то есть творить, пользуясь конкретными правилами, понятиями, приемами.

        Развитие до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения. Проблема развития не выделилась как особая задача педагогики. Понятие это больше относили к физиологии и психологии, чем к педагогике. Но в настоящее время положение изменилось. Целенаправленное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и измененный условия.

        Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика. Творческие способности рассматриваются применительно к понятию общие интеллектуальные способности, под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

        Можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Интересен подход к данной проблеме Д. Б. Богоявленской, полагающей, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставиться перед человеком.

        Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса.

        Именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 80% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде, на развитие воспроизводящей памяти ученика, хотя само обучение является в сущности диалоговым процессом. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, его функции, ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением  изученного материала. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие мыслительную деятельность ученика.

        Но современным учеников уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку или списывать готовые решения с доски. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активностью, деятельный характер мышления, тяга самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и готовность их решения.

        Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности» требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач, не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями логического и творческого мышления.

        Задания к уроку подбираю от уровня подготовленности класса. Ребятам с быстрым темпом работы предлагаю задания из рубрики «Сообрази». Детям послабее предлагаю задания из рубрики «Педагогическая поддержка». Они работают в тетрадях под руководством учителя. Дифференцированную работу стараюсь включать на каждом уроке, так как она имеет развивающее и воспитывающее значение.

        Во 2-4 классах на уроках русского языка для развития логического мышления использую задания из рубрики «Выскажи предположение», где дети рассуждают, сравнивают свое мнение с другими и с текстом учебника. Цель рубрики «Давай подумаем» - учить детей отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделять существенные признака явления или объекта действительности в языке. При изучении темы «Однородные члены предложения» предлагаю детям подумать и высказать свое предположение.

        Сравни предложения, выскажи, являются ли слова яблоки, груши, сливы одним членом предложения:

        В садах поспевают яблоки.

        В садах поспевают яблоки, груши, сливы.

        Дети высказывают свое мнение, ставят вопросы, находят слово, от которого зависят слова яблоки, груши, сливы, делают выводы.

        Формирование учебно-познавательной деятельности напрямую связано с организацией учебного процесса.

        В уроки включаю рубрики «Вспомни» - ситуация успеха, «Давай подумаем» - ситуация успеха и проблемная ситуация. Рубрика «Тайны языка» представляет собой формулировки правил или решение проблемы, открытие способа. Учитель должен всячески способствовать развитию активности и самостоятельности на всех этапах обучения.

        Каждый учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети очень любят различные творческие задания, выполняя которые они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира.

Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность является обязательным условием проведения уроков окружающего мира. Логические задачи, ценность которых состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, сообразительность, умение использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации.

        В первом классе это загадки о природе.

Юркий маленький зверёк по деревьям прыг да скок (белка)

На болоте росла, очень кислая была (клюква)

Что за дерево стоит – ветра нет , лист дрожит? (осина)

Дети сами подбирают загадки на определённую тему.

Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.

Например: «Распределите слова по столбцам»:

Это свойственно животным.

Это свойственно человеку и животным.

Это свойственно только человеку.

Даю подсказки в виде подборки слов: дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потомством, придумывать машины, рисовать, сочинять музыку, впадать в спячку, добывать пищу, ухаживать за растениями, животными.

Большой интерес для младших школьников представляют так называемые «философские задачи».

Дополни высказывание:

Радио – ухо, а книга –

Радость – свет, а горе –

Ночь – тишина, а день –

Соедини линиями начало и конец пословиц:

Любишь кататься …                         коли делать нечего

Береги платье снову, а …                 люби и саночки возить

Долог день до вечера, …                  честь смолоду

Соедини высказывания, противоположные по смыслу

Чуть свет                                      Держать нос морковкой

Душа поёт                                    Ни зги не видно

Повесить нос                                Жить как кошка с собакой

Жить душа в душу                        На душе кошки скребутся

Провожу графические логические задачи.

Например, изучая тему «Родная страна (1 кл.) дети рисунками отвечали на вопросы, т.е. рисовали вывески: «Как называется магазин, в котором продают фрукты, овощи». «Нарисуйте вывеску, чтобы поняли, что это – булочная». (детский сад, театр).

Большое внимание на уроках окружающего мира уделяю речевым заданиям, выполняя которые дети выходят за рамки изучаемого в классе материала, использую в своей работе знания, приобретенные в самостоятельной деятельности.

Например, в третьем классе дети готовили рассказ на основе непосредственного восприятия природы, труда людей  «Как мы дежурили», «Грибы» и т.д.

Важным упражнением для развития речевой разминки, являются разыгрывание диалогов. В 1-2 классах провожу различные виды этих упражнений:

Диалоги реальных лиц, телефонные разговоры (беседуют мама и дочка, внук с дедушкой»;

Диалоги животных и растений («Лесное собрание», «Лесные новости»);

Диалоги неодушевленных оживших предметов( «В чулане разговорились самовар и чашка без ручки»)

Для развития творческих способностей учащихся большую роль имеют обобщающие уроки. Их значение не ограничивается чисто дидактическими задачами – повторить материал, обобщить их знание по теме. Знание обобщается по конкретной эпохе. Вопросы и задания побуждают детей творчески подойти к решению учебной задачи или найти ошибки в предложенном высказывании. Обобщающие уроки проводятся на основе заданий и вопросов, которые есть в рабочих тетрадях. На таких уроках и проводятся речевые разминки.

В заключении хочется отметить, что творчество – это самостоятельная, индивидуальная деятельность, помогающая ребенку раскрыть свою индивидуальность, предоставить ему свободу. Творческую деятельность можно считать успешной только в том случае, если ее результаты у всех детей разные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение коррекционно-развивающих программ, ориентированных на повышение уровня и развития каждого ребенка.

В специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья обучаются дети, для которых важным моментом в обучении является коррекция и развитие ручной моторик...

Каждый ребенок имеет право

Классный час посвященный правам ребенка...

Создание в условиях образовательного учреждения среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

План доклада (выступления).1.        Актуальность и обоснованность темы: «Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, е...

Тематический классный час "Каждый ребенок имеет право"

Проводится ко дню подписания "Конвенции по правам ребенка"...

"Дар ребенка раскрывает талант учителя"

Обобщение опыта работы с одаренными детьми. Исследовательская и проектная деятельность стимулирует рост способностей ребенка, а так же раскрывает талант учителя.....

В каждом человеке есть солнышко

Внеклассное мероприятие, решающее воспитательную задачу - научить детей доброте, быть человечными. На основе примеров и жизненного опыта детей учитель показывает насколько важно быть добрым человеком....

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны

Статья по итогам II школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее"...