обобщение опыта работы
статья по теме
Как проводить работу по деятельностному подходу в обучении младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_kak_faktor_razvitiya_lichnosti_mladshego_shkolnika.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс «Учитель года 2011»
Опыт работы учителя начальных классов
МОУ «Водяновская СОШ»
Джанмурзаевой Зульфиры Мурзабековны.
ТЕМА ОПЫТА:
Деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников.
Теоретическая база:
В своей работе я использую современные педагогические технологии: технологию игрового обучения, ИКТ, ресурсы Интернет, теорию развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова опираюсь на теорию личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской.
Цель опыта.
В процессе обучения научить разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки; способствовать речевому развитию детей.
Основные компоненты опыта
Исследовательская деятельность
Проблемный метод обучения
Внеурочная деятельность
Метод проектов
Актуальность и перспективность:
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Я понимаю, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
В последнее время много говорится о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать.
Это и способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
толерантность, терпение к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
развитие проектной и исследовательской деятельности.
В связи с этим я считаю, что актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности.
Система работы.
Современная школа находится в поисках модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Приоритетным для начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. Модернизация начального обучения связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Долгое время мы использовали репродуктивные методы, согласно которым учитель сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.
В настоящее время важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь то система Д.Б.Эльконина и В.В Давыдова, система Л.В.Занкова, или любой современный УМК традиционной системы: «Школа2100», «Начальная школа ХХ1 века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умение контроля, оценки самооценки, организация проектной и исследовательской деятельности. Я должна не просто натренировать ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале – находить свои собственные, не встречавшиеся ранее способы решения.
Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей так, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В связи с этим я эффективно использую в работе активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, частично-поисковые, эвристические, а также учебный диалог. Эффективными являются интерактивные методы, когда внимание детей акцентируется на творческий поиск и на самостоятельное решение определенной проблемы.
Принципы деятельности, которыми я руководствуюсь в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
равенство всех участников учебного процесса;
не принудительное привлечение детей к деятельности;
возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
вера в каждого ребенка;
способствовать речевому развитию;
максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Итак, движущей силой развития ребенка является деятельность.
Для осуществления поставленных задач я провожу формирование и отработку следующих видов деятельности:
Социальная – деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования.
Учебно-познавательная – деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.
Организационные – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.
Я работаю по традиционной программе: УМК «Школа России». Деятельностный подход в обучении вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Такое обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. В начальной школе особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам исследования. Начиная с 1 класса, мы ведем наблюдение за ростом и развитием растений в разное время года. Так мы наблюдали за развитием растения из семени: посадили и вырастили огурцы на подоконнике классного кабинета. Так мы посадили в январе 2009 г., а получили первые плоды в мае. В 2010 г. мы продолжили наш эксперимент. Семена были посажены 6 марта, первое соцветие появилось на нашем растении 8 апреля, но так как с 9 апреля по 14 апреля стояла пасмурная погода, развитие нашего растения прекратилось и даже завязь, появившаяся на нашем растении, пожелтела. После 14 апреля был заметный рост нашего растения, и 28 апреля мы сняли свои первые огурцы. В 2011 году мы хотим продолжить наш эксперимент. Для этой цели мы хотим одни растения удобрять минеральными удобрениями, а другие поливать просто водой. Выводы сделаем позже.
В своей практике я использую проблемный метод обучения – находить подходящие приемы решения проблемных вопросов на уроке.
Очень важно использовать предварительную подготовку к восприятию нового. Например:
Вставить числа в окошки по данному образцу
40= 30+10 80= …+10 70= 60+…
60= 50+10 50= …+10 30= 20+…
Решить удобным способом.
(40+10)-7
(60+10)-4
После записи решения на доске предлагаю детям задание: чем похожи суммы в этих примерах. Ответ – вторые слагаемые одинаковые. Удобно из 10 вычесть число. При этом важно выделять : из какого числа вычитали 7,4. В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая 50-7, 70-4. Так дети сами, того не замечая, вывели прием вычитания вида 30-6.
На уроке математике во 2 классе по теме «Прямой угол» дети сначала из бумаги сделали модель прямого угла. Затем перед ними стояла задача определить: какие бывают углы? С помощью модели угла дети выяснили, что углы бывают прямые, больше прямого и меньше прямого. Я дала им понятие острого и тупого углов. Так ребята поняли, что угол больше прямого – тупой угол, меньше прямого – острый. Очень интересны задания на смекалку. На этом же уроке предложила детям проблемное задание : положить 3 палочки так, чтобы получилось 3 разных угла – прямой, тупой и острый. Опробовав разные способы, дети нашли верный ответ решения поставленной задачи. (Приложение 1).
В 3 классе на уроке математики дети вывели формулу нахождения площади прямоугольника и квадрата. Сначала дети находили площадь, сосчитав квадратные сантиметры, а некоторые догадались, что площадь можно найти, умножив длину на ширину. Выведение формулы нахождения площади квадрата сначала вызвало у детей затруднение, но, вспомнив, свойства квадрата (все стороны равны) дети легко справились с поставленной перед ними задачей. (Приложение 2)
При изучении темы «Умножение двузначного числа на однозначное», дети также легко справились с алгоритмом умножения. Этому предшествовала тема «Умножение суммы на число». Решая примеры вида (20+4)*2, (30+8)*3, дети усвоили прием умножения вида 24*2, 38*3. При изучении темы деление суммы на число, дети разобрали 2 способа решения и столкнулись с тем, что не всегда можно использовать способ деления каждого слагаемого на число. Как быть? Используется только второй способ. Решая примеры вида: (30+6):3, (40+8):4 дети смогли сами вывести алгоритм деления двузначного числа на однозначное. Этому предшествовал вопрос: А сколько мы делили? При делении двузначного числа на однозначное дети столкнулись с проблемой, что не всегда можно заменить двузначное число суммой разрядных слагаемых. Как быть? Проблему решили коллективно. Нужно заменить суммой удобных слагаемых. Находя, способы решения поставленных перед ними задач, дети легко усваивают новый материал. При закрепление на последующих уроках этот материал слышу от детей высказывания, что задания были легкими. Это говорит о том, что дети поняли тему данного урока.
По проблемному методу обучения я провела ряд открытых уроков:
Урок математики в 1 классе. Тема: «Решение задач».
Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Интонация. Знаки препинания в конце предложения».
Урок математики во 2 классе. Тема: «Прямой угол».
Урок математики в 3 классе. Тема: «Площадь прямоугольника».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание суффиксов -ик-, -ек-».
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Нами выполнены следующие проекты:
Поделка из природного материала «В мире прекрасного» 2008 г.
«Правила личной безопасности» 2009 г.
«Портрет ветерана» 2010 г.
Коллективная поделка «Зима» 2010 г.
«Режим дня» 2011 г.
Очень нравятся детям играть в разные игры. В 1 классе на внеклассном мероприятии «Принесла с собой в подарок я подснежников букет», который проходил в рамках декады начальных классов, я провела игру «Звездный час». В процессе игры ребята отвечали на ряд вопросов, ответы на которые выбирали из нескольких вариантов. Хочется отметить, что на вопрос: Какая рыба без чешуи? с ответом сом, один ученик был не согласен и даже доказывал свою версию. В этой игре победила Шейкина Василина. Ей была представлена 1 минута для приветствия и пожелания. Были и волнения, и приятные ощущения. (Приложение 3)
ВЫВОДЫ.
Использование деятельностного метода в обучении и воспитании младших школьников позволяет проявить творчество учителя и ученика, повысить эффективность восприятия учебного материала, качество обучения учащихся, совершенствовать педагогическое мастерство учителя. На уроках в начальной школе в инновационном режиме проводится элементарная исследовательская работа. Данный педагогический метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передаче информации и её эффективному восприятию учениками. На уроках математики и русского языка я создаю обстановку коллективного поиска, на уроках окружающего мира, трудового обучения – совместной творческой деятельности. Такой подход вызывает настроенность учеников на позитивное общение со мной и предметом преподавания. Использование деятельностного подхода позволяет мне повысить не только учебную, но коммуникативную и культуроведческую компетенцию учащихся младших классов. Такие знания, умения и навыки обеспечивают вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Они необходимы моим ученикам для усвоения специфики каждой учебной дисциплины и ориентированы на развитие ребёнка как личности. Деятельностный подход даёт положительные результаты, за последние 3 года определяется положительная динамика успеваемости и уровня обученности: в 2008 – 2009 учебном году качество обучения по предметам составило 50%, успеваемость – 100%; в 2009 – 20010 учебном году качество обучения – 60%, успеваемость – 100%; в первом полугодии 20010 – 20011 учебного года качество – 72%, успеваемость – 100%. Такой подход позволяет мне как учителю и как воспитателю формировать и развивать систему диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьников как основу перевода учебного процесса в учебно-исследовательский. С анализом своей педагогической деятельности и образовательными перспективами я приняла участие в работе районного семинара по теме: «Деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников», который прошел в нашей школе 17 ноября 2010 г. где я показала урок математики по теме: «Площадь прямоугольника» и выступила с презентацией «Исследовательская деятельность в обучении и воспитании младших школьников». Проведение мультимедийных уроков позволяет детям проявить себя в качестве первооткрывателей, учёных и исследователей. Очень важно, чтобы ребёнок хотел учиться и в его глазах горел огонёк неудержимого желания познания нового и неизведанного. Не менее важно найти понимание учащихся как равноправных участников педагогического процесса, неизменным остаётся и доверие ребят к педагогу. Мне посчастливилось быть понятой своими коллегами, я имею возможность донести своим ученикам идею, которой прониклась сама, это, по моему мнению, и есть источник педагогического мастерства основанного на желании творить мудрое, доброе, вечное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"
Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...
Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "
Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...
Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)
Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня....
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"
Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...
Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».
Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дь...
Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"
В работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные методы и приемы....