Роль классного руководителя в воспитательной системе класса
презентация к уроку (2 класс) на тему
Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.5 КБ |
![]() | 924 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
углубленным изучением отдельных предметов №24»
Выступление на педагогическом совете
Роль классного руководителя в воспитательной системе класса
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Гончарова Э. Н.
го Саранск-2011
В Концепции духовно- нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, одной из главных и основополагающих является труд и творчество, а также искусство и литература. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа.. Профессия, учитель начальных классов , складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем». Я абсолютно с ним согласна. Но как стать настоящим учителем, классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать?
Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся.
Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности, видению прекрасного.
Младшие школьники очень любознательны, они в школе «Открывают МИР», им все интересно, у них возникает очень много вопросов, они задают эти вопросы взрослым и, чтобы ответить на многие вопросы была создана программа воспитательной работы «ПОЧЕМУЧКИ ».
Программа состоит из 4 направлений, которые объединены основными целями и задачами воспитательного процесса.
Целью данной программы по духовно-нравственному воспитанию является формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию и создание условий для её самореализации, выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учебе.
В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- Формировать сознание ребенка, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение к друг другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию;
- Создать в школе единое воспитательное пространство, главной ценностью которой является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;
- Осваивать и использовать в практической деятельности новые педагогические технологии;
Основные положения моей воспитательной системы:
- Индивидуальный подход в воспитании и обучении
- Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором
- Системность в работе
Основополагающим для меня, как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)
В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.
Первое направление- « Здоровячок» ( 1 класс)
В первом классе большое внимание уделяла теме « Здоровье». Уже в первые дни сентября провела беседу « Мы в школе », где учились правильно сидеть, сохранять красивую осанку.
Рассматривали темы: «Дружи с водой»; «Забота о глазах»; «Уход за ушами, зубами, руками и ногами», « Забота о коже, как следует питаться, как сделать сон полезным, настроение в школе и после школы, поведение в школе, вредные привычки; мышцы, кости и суставы; как закаляться, обтирание и обливание», « Режим дня и здоровья ». Проводила беседу «Как и чем, мы чувствуем?», где рассматривали органы чувств и их функции, беседа «Мойтесь чаще, мойтесь чище!» — закрепление знаний о режиме дня, спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике
Большинство учащихся класса (18 ч.) были привлечены к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности;
Первоклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считала бы «День матери», «Новый год», «Золотая осень», где все учащиеся класса приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях, за что многие получили почетные грамоты.
Второе направление– « Всезнайки» ( 2 класс)
Это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности;
на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность и развитие мышления;
на проведение психолого-педагогических диагностик, помогающих в коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Проводим внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления. Планируем проведение олимпиады в классе, КВН по предметам, участие в интеллектуальных конкурсах.
Третье направление - «Я такой маленький в таком большом мире»(3 класс)
Перед классным руководителем ставятся следующие задачи:
- формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- воспитание культуры принятия ответственных решений в жизненно значимых ситуациях, согласно требованиям и норам права.
- способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.
Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека.
Формы работы:
- тематические нравственные, правовые часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса;
- праздничные поздравления одноклассникам, родителям, учителям;
- оказание помощи младшим школьникам;
- встречи с представителями правовых структур;
- встречи с ветеранами труда;
- конкурсы, викторины по правовой тематике.
Четвертое направление- « Я и моя семья» ( 4 класс)
Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Учителю необходимо знать образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:
- изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
- защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.
Формы работы:
- .тематические классные часы, посвященные семейным корням «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи». «Военная летопись моей семьи»;
- праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей;
- праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля) и красным датам школы (Первое сентября, День учителя);
- тренинги родительского взаимодействия, беседы с детьми и родителями.
Использую разные виды деятельности: работу с художественной литературой, диалог, анализ ситуаций, беседы, игры, тестирование, творческие работы. Классные часы: «Мальчишеская сила: когда она хороша и когда она приносит огорчения», «Когда о человеке говорят, что он аккуратный», «Верность своему слову», «Дисциплинированное поведение: какие правила и требования содержит оно?», «Основные правила вежливого отношения к людям», «Бережливость и аккуратность украшает человека», «Что значит быть хорошим товарищем?», «Почему труд кормит, а лень портит?», «Волшебная сила слов и поступков
Провожу беседы: «В сентябре лето кончается — осень начинается», «Праздник урожая», День матери, Рыцарский турнир, конкурсы стихотворений о природе по разным временам года, выставки рисунков «Волшебница Зима», «Краски Осени», «Как я вижу свою планету».
Использую средства психолого-педагогической диагностики (анкеты, тесты, игры) подобранные и адаптированные к возрастным особенностям учащихся. Значение их состоит в том, что они дают материал для анализа, самоанализа и обсуждения вопросов.
Свою деятельность осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:
- родительские собрания;
- общешкольные конференции;
- анкетирование и тестирование;
- открытые мероприятия для родителей;
- совместные экскурсии;
- привлечение всех родителей к классным праздникам;
- знакомство с родословной семьи.
У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница»— в этих часто произносимых ребенком словах отражается его вера в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками. Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.
Поэтому ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.
"Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (по Ш.А. Амонашвили).
Список использованной литературы:
- Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;
- Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.
- -Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;
- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;
- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;
- Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель.2001. № 6.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессия учитель начальных классов Учитель Наставник Педагог Классный руководитель
Программа воспитательной работы «ПОЧЕМУЧКИ ». Цель воспитательной системы: создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы. Задачи: Формировать сознание ребенка, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение к друг другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию; Создать в школе единое воспитательное пространство, главной ценностью которой является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям; Осваивать и использовать в практической деятельности новые педагогические технологии;
Основные положения моей воспитательной системы: Индивидуальный подход в воспитании и обучении Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором Системность в работе
Первое направление- « Здоровячок » ( 1 класс) Цель: использование соответствующих педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения . Задачи: - знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; -формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; - воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.
Посвящение в первоклассники
«Золотая осень»
Новый год
23 февраля и День Св. Валентина
Мамин день
Прощание с букварём
День здоровья
Библиотека
Второе направление– « Всезнайки» ( 2 класс) Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные и исследовательские умения в окружающем мире. Задачи: определить круг реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Интеллектуальные конкурсы
Третье направление – «Я такой маленький в таком большом мире»(3 класс) Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе. Задачи: формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом; формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни; воспитание культуры принятия ответственных решений в жизненно значимых ситуациях, согласно требованиям и нормам права. способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.
Четвертое направление- « Я и моя семья» ( 4 класс) Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию физически и нравственно развитой личности. Задачи: организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей; организовывать психолого- педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей; создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель-ученик - родитель».
"Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (по Ш.А. Амонашвили).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников
Эта работа включает в себя методы работы классного руководителя у с учащимися начальной школы....
Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников
Когда ребенок маленький, когда он жадно впитывает весь окружающий мир. Вот в этот период закладывается самый прочный фундамент будущей личности. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...

Инновационная деятельность классного руководителя в воспитательной системе класса
Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудностиСовременная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитан...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Выступление на педагогическом совете по теме: Роль классного руководителя в системе воспитания обучающихся начальных классов
Выступление на педагогическом совете по теме: Роль классного руководителя в системе воспитания обучающихся начальных классов...