Роль классного руководителя в воспитательной системе класса
презентация к уроку (2 класс) на тему

Гончарова Эльвира Наильевна

Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой  работы классного руководителя в начальных классах  считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_rol_kl._rukov..doc73.5 КБ
Office presentation icon rol_kl._rukovoditelya_2.ppt924 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ «Средняя  общеобразовательная  школа  

 углубленным изучением отдельных предметов №24»

Выступление на педагогическом совете

Роль классного руководителя в воспитательной системе класса

                                                                                           

 Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Гончарова Э. Н.

го Саранск-2011

     В Концепции духовно- нравственного  воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, одной из главных и основополагающих является труд и творчество, а также искусство и литература. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

       Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа.. Профессия, учитель начальных классов , складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем». Я абсолютно с ним согласна. Но как стать настоящим учителем, классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать?

      Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой  работы классного руководителя в начальных классах  считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в  классе, повышает мотивацию учащихся.

      Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности,  видению прекрасного.

     Младшие школьники очень любознательны, они в школе «Открывают МИР», им все интересно, у них возникает очень много вопросов,  они задают эти вопросы взрослым и,  чтобы ответить на многие вопросы была создана  программа воспитательной работы  «ПОЧЕМУЧКИ ».

       Программа состоит из  4 направлений, которые объединены основными целями и задачами воспитательного процесса.

      Целью данной программы по духовно-нравственному воспитанию является       формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию и создание условий для её самореализации,  выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни, формирование  у учащихся положительного отношения и интереса к учебе.

          В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Формировать сознание ребенка, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение к  друг другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию;
  2. Создать  в школе единое воспитательное пространство, главной ценностью которой является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;
  3. Осваивать  и использовать  в практической деятельности новые педагогические технологии;

Основные положения моей воспитательной  системы:

  1. Индивидуальный подход в воспитании и обучении
  2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором
  3. Системность в работе

       

 Основополагающим для меня, как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)

         В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление- « Здоровячок» ( 1 класс)

      В первом классе большое внимание уделяла теме « Здоровье». Уже в первые дни сентября провела беседу « Мы в школе », где учились правильно сидеть, сохранять красивую осанку.

      Рассматривали темы: «Дружи с водой»; «Забота о глазах»; «Уход за ушами, зубами, руками и ногами», « Забота о коже, как следует питаться, как сделать сон полезным, настроение в школе и после школы, поведение в школе, вредные привычки; мышцы, кости и суставы; как закаляться, обтирание и обливание», « Режим дня и здоровья ». Проводила беседу «Как и чем, мы чувствуем?», где рассматривали органы чувств и их функции, беседа «Мойтесь чаще, мойтесь чище!» — закрепление знаний о режиме дня, спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике

Большинство учащихся класса (18 ч.) были привлечены к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности;

    Первоклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считала бы «День матери», «Новый год», «Золотая осень», где все учащиеся класса приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях, за что многие получили почетные грамоты.

Второе направление– « Всезнайки» ( 2 класс)

        Это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение  учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности;

на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность и развитие мышления;

на проведение психолого-педагогических диагностик, помогающих в коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;

на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

     Проводим внутриколлективные  конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления. Планируем проведение олимпиады в классе, КВН по предметам, участие в интеллектуальных конкурсах.

Третье направление - «Я такой маленький в таком большом мире»(3 класс)

    Перед классным руководителем ставятся следующие задачи:

  1. формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;
  2.  обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
  3. воспитание культуры принятия ответственных решений в жизненно значимых ситуациях, согласно требованиям  и норам права.
  4. способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.

     Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека.

Формы работы:

  1. тематические нравственные, правовые часы;
  2. тренинги нравственного самосовершенствования;
  3. организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса;
  4. праздничные поздравления одноклассникам, родителям, учителям;
  5. оказание помощи младшим школьникам;
  6. встречи с представителями правовых структур;
  7. встречи с ветеранами труда;
  8. конкурсы, викторины по правовой тематике.

Четвертое направление- « Я и моя семья» ( 4 класс)

       Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

    Учителю необходимо знать образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

  1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
  3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Формы работы:

  1. .тематические классные часы, посвященные семейным корням «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи». «Военная летопись моей семьи»;
  2. праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей;
  3. праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля) и красным датам школы (Первое сентября, День учителя);
  4. тренинги родительского взаимодействия, беседы с детьми и родителями.

     Использую разные виды деятельности: работу с художественной литературой, диалог, анализ ситуаций, беседы, игры, тестирование, творческие работы. Классные часы: «Мальчишеская сила: когда она хороша и когда она приносит огорчения», «Когда о человеке говорят, что он аккуратный», «Верность своему слову», «Дисциплинированное поведение: какие правила и требования содержит оно?», «Основные правила вежливого отношения к людям», «Бережливость и аккуратность украшает человека», «Что значит быть хорошим товарищем?», «Почему труд кормит, а лень портит?», «Волшебная сила слов и поступков

    Провожу беседы: «В сентябре лето кончается — осень начинается», «Праздник урожая», День матери,  Рыцарский турнир,  конкурсы стихотворений о природе по разным временам года, выставки рисунков «Волшебница Зима», «Краски Осени», «Как я вижу свою планету».

           Использую средства психолого-педагогической диагностики (анкеты, тесты, игры) подобранные и адаптированные к возрастным особенностям учащихся. Значение их состоит в том, что они дают материал для анализа, самоанализа и обсуждения вопросов.

        Свою деятельность осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:

  1. родительские собрания;
  2. общешкольные конференции;
  3. анкетирование и тестирование;
  4. открытые мероприятия для родителей;
  5. совместные экскурсии;
  6. привлечение всех родителей к классным праздникам;
  7. знакомство с родословной семьи.

          У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница»— в этих часто произносимых ребенком словах отражается его вера в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками. Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

         Поэтому ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.  

    "Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (по Ш.А. Амонашвили).

        

Список использованной литературы:

  1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;
  2. Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;
  3. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.
  4. -Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;
  5. «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;
  6. «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;
  7. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
  8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  9. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель.2001. № 6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль классного руководителя в воспитательной системе класса

Слайд 2

Профессия учитель начальных классов Учитель Наставник Педагог Классный руководитель

Слайд 3

Программа воспитательной работы «ПОЧЕМУЧКИ ». Цель воспитательной системы: создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы. Задачи: Формировать сознание ребенка, ориентированного на умение при любых условиях сохранять уважение к друг другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию; Создать в школе единое воспитательное пространство, главной ценностью которой является личность каждого ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям; Осваивать и использовать в практической деятельности новые педагогические технологии;

Слайд 4

Основные положения моей воспитательной системы: Индивидуальный подход в воспитании и обучении Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором Системность в работе

Слайд 5

Первое направление- « Здоровячок » ( 1 класс) Цель: использование соответствующих педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения . Задачи: - знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации; -формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; - воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.

Слайд 6

Посвящение в первоклассники

Слайд 7

«Золотая осень»

Слайд 8

Новый год

Слайд 9

23 февраля и День Св. Валентина

Слайд 10

Мамин день

Слайд 11

Прощание с букварём

Слайд 12

День здоровья

Слайд 13

Библиотека

Слайд 14

Второе направление– « Всезнайки» ( 2 класс) Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные и исследовательские умения в окружающем мире. Задачи: определить круг реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Слайд 15

Интеллектуальные конкурсы

Слайд 16

Третье направление – «Я такой маленький в таком большом мире»(3 класс) Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе. Задачи: формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом; формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни; воспитание культуры принятия ответственных решений в жизненно значимых ситуациях, согласно требованиям и нормам права. способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.

Слайд 17

Четвертое направление- « Я и моя семья» ( 4 класс) Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию физически и нравственно развитой личности. Задачи: организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей; организовывать психолого- педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей; создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель-ученик - родитель».

Слайд 18

"Ребенок - импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души" (по Ш.А. Амонашвили).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Инновационная деятельность классного руководителя в воспитательной системе класса

Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудностиСовременная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитан...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.-доклад

   Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, сод...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...