Учишь, то есть продвигаешься вперед
статья по теме

 

Психологи утверждают, что центральным новообразованием младшего школьного возраста является способность к рефлексии. То есть ребенок за 4 года должен научиться определять границы своих возможностей и знаний. Такое возможно только в совместной учебной деятельности сверстника со сверстником.  Предложение работать вместе учащимися любого возраста встречается с интересом. Но что является мотивом? Мотивация сотрудничества не формируется сама по себе и не возникает из ниоткуда. Её необходимо формировать целенаправленно, организуя реальный процесс совместной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchish_to_est_prodvigaeshsya_vpered.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

«Учишь, то есть продвигаешься вперёд»

или О том, как совместное сотрудничество помогает стать учащим-СЯ

Сорова Нина Александровна, ГБОУ гимназия № 1588,  учитель начальных классов, г.Москва

Аннотация

Психологи утверждают, что центральным новообразованием младшего школьного возраста является способность к рефлексии. То есть ребенок за 4 года должен научиться определять границы своих возможностей и знаний. Такое возможно только в совместной учебной деятельности сверстника со сверстником.  Предложение работать вместе учащимися любого возраста встречается с интересом. Но что является мотивом? Мотивация сотрудничества не формируется сама по себе и не возникает из ниоткуда. Её необходимо формировать целенаправленно, организуя реальный процесс совместной учебной деятельности.

Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Автор «Великой дидактики» Я.А.Коменский среди прочих принципов обучения ввел и тот, что стоит у нас в заголовке. Не правда ли, проблема сегодня актуальна как никогда? А мы всё ворчим на новые стандарты. Пытаемся вещать по старинке. Да чтобы дети «ни-ни, тихо там!»

Так кого и чему может научить школьник, которому 7 – 10 лет? Психологи утверждают, что центральным новообразованием младшего школьного возраста является способность к рефлексии. То есть ребенок за 4 года должен научиться определять границы своих возможностей и знаний. Вряд ли такая способность может сформироваться, если учитель сам решает, что должен узнать и чему научиться школьник на данном конкретном уроке. Но и одному ребенку с этим не справиться!

Значит, речь идет о совместной учебной деятельности сверстника со сверстником. Только здесь школьник  смело может проверять и оценивать! В первый класс ребёнок приходит в полной уверенности, что учитель никогда не ошибается и всё обо всём знает! А в группе со сверстниками он может обнаружить, что существует не одна (его личная), а несколько вариантов решения учебной задачи. И может так случиться, что его решение окажется неверным! Обнаруживая «несовершенства» сверстника, школьник критически начинает относиться и к своим работам. В споре (но не ссоре!) учится видеть чужую позицию. Равноправное общение позволяет ему оценивать и принимать (или не принимать) другое решение, соглашаться или оспаривать. Другими словами – иметь собственную позицию, отличать её от чужой и защищать её. Это и есть самопознание и самооценка, т.е.рефлексия.

Получается цепочка: чтобы сформировать способность к рефлексии, необходимо организовать совместную деятельность. Волей учителя? Конечно, предложение работать вместе учащимися любого возраста встречается с интересом. Но что является мотивом? Мы провели ряд диагностик, нацеленных на изучение мотивации сотрудничества. В круг нашего внимания вошли две группы учеников:

1 группа – ребята, учебная деятельность которых с 1-го класса строилась на сотрудничестве;

2 группа – ребята, в работе которых форма учебного сотрудничества используется эпизодически.

А.К.Маркова выделяет несколько уровней развития мотивации: 1 уровень – отрицательное отношение; 2 уровень – безразличное, нейтральное; 3 уровень – положительное, нерасчлененное; 4 уровень – положительное, осознанное, основанное на предыдущем опыте; 5 уровень – положительное, личностное, действенное.

Так вот, если произвести сравнительный анализ уровней мотивации этих двух групп, то можно увидеть: бОльшую часть, в процентном отношении, у ребят 1-ой группы занимает 5-ый уровень; у школьников 2-ой группы - в основном представлен 3-им уровнем, а четвертый является самым высоким.

 

Напрашивается вывод: мотивация сотрудничества не формируется сама по себе и не возникает из ниоткуда. Её необходимо формировать целенаправленно, организуя реальный процесс совместной учебной деятельности. И предоставляя детям «инструменты» взаимодействия! Мы не будем здесь говорить о технологии коллективной учебной работы. Подробно, доступно, интересно она излагается в работе Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении»1.

Рассмотрим структуру совместной учебной деятельности с точки зрения формирования мотивов совместной деятельности. На наш взгляд, есть несколько ключевых моментов:

- первый опыт совместной учебной деятельности школьники получают в первые две недели сентября, во время прохождения курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова). В совместную учебную работу школьники включаются с помощью игры. Так создаётся ситуация для возникновения у учеников общего положительного отношения к данной форме работы.

- особое значение имеет правильный отбор форм коллективной работы (игра, обмен информацией, обмен функциями и т.п.) и заданий. Задание должно быть посильным:  группа должна найти решение и получить удовлетворение от совместного его выполнения.

- большое значение имеет состав группы1 

- место учителя в группе. Он – руководит, направляет, учит способам взаимодействия. Но, ни в коем случае, не навязывает своего мнения!

Подведём итог. Для того, чтобы в младшем школьном возрасте у ребенка сформировалась способность к рефлексии, необходимо включить его в реальный процесс совместной учебной деятельности. Для того, чтобы школьник включался в совместную работу, необходимо формировать положительную мотивацию сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении – Томск: Пеленг, 1993 г
  1. Коменский Я.А. Великая дидактика (избранные главы) - http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm#_Toc237611321
  2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Мотивация совместной учебной деятельности (что нужно о ней знать учителю) - http://www.ekugi.ru/motsivmuchdeyat.html?start=9
  3. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь - http://omczo.org/publ/393-1-0-2910


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Урок есть жизнь. Жизнь есть урок"

В эссе отражена моя педагогическая позиция....

Презентация "Есть проблема-есть решение"

Круглый стол для родителей...

Нам есть чему учить, нам есть чему учиться

Эссэ учителя о  системе развивающего обучения Л.В.Занкова в условиях введения ФГОС...

Проектная работа с учащимися. "Чипсы. Есть или не есть"

В этой работе мы с детьми постарались  найти множество причин, чтобы питаться правильной и полезной пищей....

Опыт работы классного руководителя "Есть отношения - есть коллектив"

Интересные формы работы. Акцент на воспитание человечности в детских отношениях. Любопытные проекты....

Конспект урока технологии на тему: «Учимся шить изделие. Шов «вперед иголку», 1 класс

Цели деятельности учителя: формирование умения работать с иголкой; создание условий для формирования у обучающихся представления о технике выполнения шва «вперед иголкой».Планируемые...

Передвижение спиной вперед спиной вперед переступанием

методическое пособие для педогогов ДОУ...