Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"
статья (2 класс) по теме
Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации проектной деятельности младших школьников.
Звягина Ксения Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №16»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции обучающихся. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повыше ния качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность обучающихся.
Проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы.
Рассмотрим основные шаги написания проекта.
Первый шаг – тренировочное занятие.
Первое тренировочное занятие организовывается в форме игры, на котором используются карточки с символичными изображениями этапов:
- выбрать тему;
- подумать;
- спросить у другого человека;
- получить информацию из книг;
- понаблюдать;
- посмотреть по телевизору;
- обсудить в группе;
- подведение итогов, оформление результатов;
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта;
- презентация проекта.
Первый этап. Выбор темы проекта и разработка плана проекта.
Для тренировочного проекта используется самый простой вид – информационный.
Класс делится на две группы. Каждая группа выбирает из предложенных вариантов тему своего научного исследования. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется проблема, которая должна быть знакома, значима и выполнима для обучающихся. Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями.
Возможные темы проектов:
- Экологическая сказка;
- Лесной календарь;
- Секреты здоровья;
- Букет вежливых слов;
- Удивительное рядом и др.
После того, как в каждой группе обучающиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются. Например, 1 группа – «Наши четвероногие питомцы - кошки»; 2 группа – «Собаки – лучшие друзья людей».
Дальше, обучающимся объясняется их задача, которая заключается в подготовке небольшого сообщения по данной теме. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме и обработать её. Естественно, что для младших школьников сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому необходимо подвести обучающихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна по данной теме. После этого на стол ставится карточка с символом «подумать». Отвечая на вопрос: «Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?» Обучающиеся постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору».
Второй этап. Сбор информации.
Во время работы над темой обучающиеся учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Например, подумав, обучающиеся могут сделать заключения о местах обитания кошек и собак, их внешних особенностях, питании, роли в жизни человека.
Карточка «спросить у другого» нацеливает обучающихся на то, что расспрашивать о животных можно взрослых и других детей. Но младшим школьникам в силу особенностей возрастного развития сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа являются одними из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками.
Третий этап. Обобщение информации.
В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации. Вся информация фиксируется в дневнике. Информация может быть представлена в виде записей, рисунков, вырезок или ксерокопий текстов и изображений. Я в индивидуальном порядке работаю с каждой группой по мере необходимости. План работы на карточках прикрепляется на классном стенде, чтобы каждый ученик мог их видеть.
Для младших школьников сложно обобщать полученную информацию, поэтому на данном этапе велика роль учителя. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Обучающиеся учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные.
Четвёртый этап. Текущая рефлексия.
Данный этап служит обязательным условием для того, чтобы обучающиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). В своей работе я использую графическую рефлексию, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта (например, построить график погоды в классе во время проекта).
Пятый этап. Сообщение по результатам работы (презентация проекта).
Как только информация обобщена, с каждой группой готовится сообщение по теме. Первые работы, обычно, короткие, поэтому их можно объединить и выпустить в каждой группе газету или книжки-малышки. Затем каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в процессе работы.
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее проект не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, таким образом, обучающийся учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Вторым шагом в организации проектной деятельности обучающихся становятся уже самостоятельные исследования.
Использование проектного метода в организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую деятельность обучающихся, направленную на творческое развитие личности, накопление конкретно-образных представлений об окружающем мире. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к проектной работе. Выполняя проект в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества, а участие в такой деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Проект даёт обучающимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Научная организация труда младшего школьника"
Выступление на МО на тему "Научная организация труда младшего школьника"...
Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....
Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения
В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть и...
Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников
В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...
Организация игр младших школьников на переменах и прогулках.
Очень важно, чтобы младший школьник мог полноценно отдохнуть в отведенное для него время на перемене или во время прогулки. Предлагаю использовать несколько достаточно простых, но интересных для детей...
Организация обучения младших школьников по психолого-педагогической системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в современном начальном образовании
Статья об организации обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова...
Методический ринг "Организация работы младшего школьника на уроке в соответствии с требованиями ФГОС"
Материал поможет руководителю методического объединения организовать нестандартное заседание методического объединения....