Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования, отраженной в тексте ФГОС, является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новыми знаниями, умениями и компетентностями на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Другими словами, развитие умений у школьников возможно только в том случае, если учитель будет целенаправленно и системно использовать технологии развития мышления в учебной работе с детьми.
Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной учебной деятельности, порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к обучению работе с информацией, без которой не формируются универсальные учебные действия. Научиться работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала. Помощь в работе с информацией может оказать технология развития критического мышления.
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В России она появилась в 1997 году. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Разные исследователи вкладывают в понятие “критическое мышление” разный смысл.
Например, Д. Клустер в статье “Что такое критическое мышление?” предлагает такое определение : “Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю”
Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Мы видим некую достопримечательность – и нам уже хочется проникнуть внутрь. Любопытство, таким образом, есть неотъемлемое свойство всего живого. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, – заключает Джон Бин, – сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем».
Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное «накопительное» образование – когда головы учеников служат своеобразными «счетами», на которые учителя кладут знания, – на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение, считает он, пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации..
Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления.
Так, Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить».
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.
С точки зрения психологии : критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд).
И.О. Загашев и С. И. Заир-Бек – “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”.
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что позволяет ребёнку стать учеником, настоящим учеником, умеющим не зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым. Поиск и творчество не могут существовать обособленно и, на мой взгляд, являются важнейшими составляющими в учебном процессе. Именно поисковая деятельность в сочетании с творчеством стала ведущей на моих уроках.
Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск. Поэтому теория технологии развития критического мышления через чтение и письмо во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках.
Развитие критического мышления – одна из общепризнанных в педагогике целей. Характерными особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, поиск альтернатив, выбор точки зрения.
Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Многие ребята ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения о прочитанном, определять тему и главную мысль текста.
Поэтому, проблему получения, понимания и применения информации я поставили на первое место. От уровня сформированности данных умений зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка.
В результате проведённой работы я пришла к выводу: “Технология развития критического мышления обеспечивает:
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
• выделять причинно-следственные связи;
• рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
• отвергать ненужную или неверную информацию;
• понимать, как различные части информации связаны между собой;
• выделять ошибки в рассуждениях;
• делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
• избегать категоричности в утверждениях;
• быть честным в своих рассуждениях;
• определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
• выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
• уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
• подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
• отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
• Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
• Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
• Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
• Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
• Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.
• Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».
Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности
Поэтому, работая в русле критического мышления, уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, мне удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.
Тем самым, через систему конкретных методических стратегий и приёмов, я формирую следующие умения:
o работать с увеличивающимся потоком информации;
o задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
o вырабатывать собственное мнение;
o точно и полно выражать свои мысли;
o аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;
o сотрудничать и работать в группе;
o решать собственные и социально значимые проблемы.
В основе принятой технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
1. Начало урока – это стадия “вызова”, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова задают тон урока – поисковый, диалоговый, помогают заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Здесь важным для нас является правило: “Любое мнение учащихся ценно”.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Иногда этот приём называют “наглядным мозговым штурмом”.
Наиболее эффективен и продуктивен, на наш взгляд, на данной стадии приём “Кластер”. Понятие “кластер” переводится как “гроздь, пучок”. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. Вообще, кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
2. Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Наша главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса.
3. Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её.
В ходе изучения и применения методов и приёмов ТРКМ на уроках в начальной школе мною были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.
I. Стадия вызова
«Кластер»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
II. Стадия осмысления
«Зигзаг»
«Инсерт или «Чтение с пометами»
«Дерево предсказаний»
«Круги по воде»
«Чтение с остановками»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Метод «Думательных шляп»
«Кластер»
«Двухчастный дневник»
2. Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса. И здесь используется метод активного чтения “Чтение с остановками”, приём “Дерево предсказаний”.
III. Стадия рефлексии
«Синквейн»
«Письмо к учителю»
«Пятиминутное эссе»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
3. Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её. С этой целью, мной используется приём “Синквейн” – это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
1 строка – Тема – 1 слово (имя существительное).
2 строка – Описание темы – 2 слова (имя прилагательное).
3 строка – Описание действия – 3 слова (глагол).
4 строка – Отношение к теме – фраза из 4-х слов (предложение, цитата).
5 строка – Суть темы – 1 слово (синоним).
Тема: М.Пляцковский “Как утенок свою тень потерял”.
Цели урока: Вызвать у учащихся, соответствующий содержанию эмоциональный настрой, прогнозируя характер текста (прием антиципации). Организовать техническую подготовку посредством выполнения специальных упражнений, составленных на материале слов и выражений, взятых из текста. Органически сочетая задания аналитического и синтетического характера, подвести учащихся к пониманию идеи произведения, к осознанию позиции автора. Воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг к другу, интерес к авторским сказкам. Развивать речь, обогащать словарный запас.
I. Стадия вызова
По выставке книг и названию произведения определить жанр произведения. (Сказка.)
Кто главный герой?
Предположите, какой он по характеру? (Несмышленый, маленький, глупый.)
II. Стадия осмысления
Посмотрите на картинки на страницах 117–118. В правильной ли последовательности они расположены?
Определите, какая из них лишняя?
А вот какой не хватает, мы узнаем чуть позже, рассматривая и соотнося ее с текстом.
Эту работу мы будем выполнять для того, чтобы подготовиться к пересказу.
1 картинка
Каким изображен утенок? Почему?
Обратите внимание на начало текста.
Какими словами автор сказал о действиях утенка? (Скучно, ковылял, зевал.)
2 картинка
Что “увидел” утенок?
А как сказал автор? (Заметил.)
Почему утенок обрадовался? (Тень ожила.)
3 картинка
С кем встретился утенок?
Что предложил козленок? (Гулять.)
Чем закончилась встреча?
4 картинка
Найдите ту часть сказки, которая относится к пятой картинке. Четко определите границы. Прочитайте.
Какие слова помогают найти верный тон?
Чтение по ролям, придерживаясь интонации.
Как озаглавить эту картинку? (Утенок отказался дружить.)
5 картинка
Как почувствовало себя солнышко? Скажите словами из текста. (Стыдно, неловко.) А утенок?
7 картинка
Расскажите своими словами, что изображено на 7 картинке. Используйте прием звукоподражания.
8 картинка. Найдите в тексте, как автор использовал прием звукоподражания. Почему?
Какой картинки не хватает? (Словесное рисование.)
Драматизировать последнюю часть сказки.
III. Стадия рефлексии
5. Итог
o Что узнал главный герой этой сказки?
o Какую песню могли бы распевать друзья в конце сказки? Кто помнит слова, подпевайте!
o Звучит фонограмма “Если с другом вышел в путь…”