Воспитание и развитие школьников в современной школе
статья на тему

Опыт воспитательной работы. Направление воспитательной работы. Идеал выпускника школы. Самоуправление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taubert_m.doc48 КБ
Office presentation icon tema_proekta.ppt45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Тауберт М.В.

                                                  Муниципальное образовательное учреждение

                                        Солнцевская средняя общеобразовательная школа

           Воспитание и развитие  школьников в современной школе

 Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрерывное формирование.

                                                                              В.Г. Белинский

Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействия социальных общностей школы (педагогический коллектив, ученические классы, родительская общественность).

Воспитательная система – это объединение разнообразия воспитательной работы и воспитывающей деятельности в условно – органическую целостность, принятую всеми и облегчающую взаимоотношения субъектов образовательного и дообразовательного (внеурочного) совместного гуманистического сотрудничества, сотворчества.

                            С.А. Шмаков, профессор, доктор педагогических наук.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, управляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Вопросами воспитательной работы я занимаюсь более 20 лет. И я бы хотела поделиться опытом своей работы.

Моя воспитательная работа сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления. Процесс развития природных сил и способностей человека проходит в совместной деятельности детей и взрослых, она осуществляется в двух средах – природе и обществе. Воспитание личности служит общественному прогрессу в такой мере, в какой опирается на прогрессивные тенденции общественного развития. Оно обращено в будущее и поэтому опирается на всё лучшее, что есть в обществе, обязано готовить человека к преодолению трудностей.

Воспитательная структура, основанная на системе самоуправления, служит естественной лабораторией для воспитания гражданина, способствует развитию личности, особенно к способности к познанию.

У ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру) в конечном счёте перерастает в культуру самосовершенствования, включающую в себя самоорганизацию, самоотношение, самодеятельность, самосознание.

Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений.

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребёнка в различных сферах.

Среди направлений воспитательной работы:

1)Учение. Цель: развитие познавательной активности.

Задачи: формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков в учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности мышления.

Формы реализации: олимпиады по предметам; тематические КВНы; брейн – ринги; викторины; мозговые штурмы.

2) Творчество. Цель: развитие творческой активности.

Задачи: выявление и развитие индивидуальных способностей; развитие умений и навыков в творческой деятельности; развитие творческого воображения.

Формы реализации: конкурсы; выставки; концерты; уроки творчества; проекты.

3) Здоровье. Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, с табакокурением.

Формы реализации: лекции и беседы; конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни; спортивные соревнования; ролевые игры.

4) Общение. Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.

Задачи: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие способности к самопознанию, самоанализу; обучение коммуникативным навыкам.

Формы реализации: тренинги общения; ролевые игры; встречи с интересными людьми; экскурсии, походы, совместный отдых на природе; КТД.

Развитие школьного самоуправления – дело сложное, которое требует времени, но давать учащимся власть, конечно, нужно. Создание самоуправления – процесс закономерный и эволюционный, он, как показывает диагностика исследования, поможет создать интегрированную систему воспитания и обучения, которая будет способствовать развитию личности учащегося, повышению уровня воспитанности и готовности выпускников к жизни и труду в условиях развивающегося общества.

Переосмысливая задачи воспитательного процесса, на первое место ставлю развитие личности ученика как индивидуальности. В связи с этим определяются по–новому цели и задачи воспитательной работы:

  1. создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей;
  2. воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
  3. воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Идеал выпускника школы – это:

-человек культуры, свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;

-творческая личность, с развитой эмоциональной сферой, с развитым музыкально – эстетическим вкусом, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию;

-гуманная личность с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, готовности самопожертвования, любви ко всему живому и забота о нём, с коммуникативными особенностями;

-это духовная личность, то есть личность, владеющая базовым образованием, имеющая углубленную эстетическую подготовку и способности к дальнейшему самообразованию;

-физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни.

На совете министров во главе с президентом класса утверждены были заповеди нашего класса:

  1. Школа – твой родной дом, береги его.
  2. Говори только то, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно.
  3. Помни, что ты – пример для всех остальных, твои поступки и дела – зеркало для других.
  4. Радоваться успехам, ценить и уважать своих школьных товарищей, учителей и всех людей, не падать духом при неудачах.
  5. Быть всегда честным, принципиальным, искренним, уважительным и справедливым.

Воспитывать – значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети.

Взаимоотношения учитель – ученик как двух субъектов воспитания и обучения, психологический характер отношений и современные требования к ним я сформировала в форме памятки – рекомендации для каждого учителя:

  1. Требование позитивное, прямое и конструктивное – основа построения целесообразных отношений учителя с учащимися.
  2. Помни! Класс – это не только объект воздействия, но и объект взаимодействия.
  3. Следует всемерно соблюдать такт, не допускать антипедагогических воздействий на ученика.
  4. Не следует строить отношения в общении «сверху вниз».
  5. Общайтесь с ребёнком, как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
  6. Наблюдайте за учеником, умейте «видеть» его.
  7. Постарайтесь найти свой естественный стиль отношений с учащимися.
  8. Помните: ваше главное дело – общение с детьми. Умейте радоваться. Унылых  дети тихо ненавидят.
  9. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая.
  10. Не конфликтуйте с детьми. Помни мудрость – в ссоре двоих больше виноват умнейший из двоих.
  11. «Учитель – будь человеком!» П.П. Блонский

Чтобы процесс воспитания и развития проходил успешно для ребёнка, вокруг него должна быть создана атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.

Моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Основная задача классного руководителя – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность; которые достигли самоопределения и самоутверждения путём саморазвития и самореализации.

Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

                                                                        Ш.А. Амонашвили

Литература:

1.Научно – методический журнал «Классный руководитель», Москва, 2001

2. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников», Министерство образования Российской Федерации ООО «Школьная Пресса», 2004-2005гг.

3.Научно-методический журнал «Начальная школа», 2010, Учредитель Министерство образования российской Федерации

                                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс воспитания младших школьников в современной школе.

В статье предоставлен опыт работы по теме"Процесс воспитания младших школьников в современной школе"...

Педагогический проект "Духовно-нравственное развитие и воспитания младших школьников в современной школе"

Содержание 1.     Актуальность.2.     Анализ ситуации.3.     Цель и задачи.4.     Программа реализации проекта.5....

Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе.

Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе....

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Процесс воспитания младших школьников в современной школе.

Воспитание младших школьников - начальная школа....