Нетрадиционные формы урока в начальных классах
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netradicionnye_formy_uroka.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы урока в начальных классах
В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:
1. По основной дидактической целее;
2. По основному способу их проведения;
3. По основным этапам учебного процесса.
При классификации по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
1. Урок ознакомления с новым материалом;
2. Урок закрепления изученного;
3. Урок применения знаний и умений;
4. Урок проверки и коррекции знаний и умений;
5. Комбинированный урок
Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки:
1. В форме беседы;
2. В форме лекции;
3. В форме экскурсии;
4. В форме киноурока;
5. Самостоятельной работы учащихся;
6. Лабораторных и практических работ;
7. Сочетания различных форм занятий.
Если за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки:
1. Вводные;
2. Первичного ознакомления с материалом;
3. Образования понятии, установления законов на практике;
4. Повторения и обобщения;
5. Контрольные;
6. Смешанные или комбинированные.
По характеру деятельности учителя и учащихся( контрольные уроки):
1. Уроки устного опроса;
2. Письменного опроса;
3. Зачеты;
4. Лабораторные и практические работы;
5. Самостоятельные и контрольные работы;
6. Сочетание разных видов.
Типы уроков по форме проведения уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и др.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок – блок, урок – «Дублер начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, репортаж, диалоги, «живая газета», устный журнал и т.п.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет и т.п.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.п.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок – сюрприз и т.п.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.п.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция – парадокс, парный опрос, экспресс – опрос, урок – защита оценки, урок – консультация, урок – практикум, урок – семенар и т.п.
Другой подход к квалификации по форме их проведения позволяют выделить такие блоки однотипных уроков:
1. Уроки творчества: урок изобретательности, урок – выставка, урок – сочинение, урок – творческий отчет и т.п.
2. Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок – смотр знаний, урок – диспут, урок – диалог и т.п.
3. Межпредметный и внутрикурсовой уроки: интегрированные уроки, одновременно по нескольким предметам, одновременно для учащихся разных возрастов.
4. Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефис, урок – исторический обзор, урок – портрет и т.п.
5. Театрализированные уроки: урок – спектакль, урок – концерт, урок – воспоминание, урок – суд, урок – аукцион и т.п.
6. Игровые уроки: урок- деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и др.
7. Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок- консультация и др.
Таким образом, в начальных классах учитель может разнообразить формы уроков, используя, кроме традиционных, нетрадиционные формы уроков:
1. Урок-фантазия
2. Урок - прогулка
3. Урок – деловая игра
4. Урок взаимообучения
5. Круглый стол или конференция
6. Урок открытых мыслей
7. Ролевые игры
8. Исполнение сказочного сюжета
9. Урок- соревнование
10. Урок – КВН
11. Урок- викторина
12. Урок- игра
13. Аукцион знаний
14. Урок - телепередача
15. Урок- диспут
16. Урок – эстафета
17. Урок – дуэль
18. Урок – кроссворд
19. Урок – «живая газета»
20. Устный журнал
21. Урок – турнир
22. Межпредметная интеграция
23. Урок – конкурс
24. Урок творчества
25. Урок мудрости
26. Урок – изобретательства
27. Урок – выставка
28. Урок - сочинение
29. Математический хоккей
30. Урок – спектакль
31. Урок - сказка
32. Урок – концерт
33. Урок – воспоминание
34. Смотр знаний
35. Урок – зачет
36. Урок – тест
37. Урок – экспресс-опрос
38. Урок самостоятельной работы учащихся
39. Урок для родителей
40. Урок – путешествие
41. Мозговая атака
42. Урок – экскурсия
43. Заочная экскурсия
44. Экскурсия в прошлое
45. Урок – наблюдение
46. Актуальное интервью
47. Урок – лекция
48. Урок – состязание
49. Урок – портрет
50. Киноурок
51. Урок – беседа
52. Урок – суд
53. Урок – патентное бюро
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения
Учебно - методическая статья на тему "Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС "...
«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС»
обобщение опыта работы учителя начальных классов по данной теме...
«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения иностранному языку»
использование нетрадиционных форм урока на уроках иностранного языка...
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
методическая разработка...
Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"
В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...