Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
методическая разработка на тему
Доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности
в условиях внедрения ФГОС
Великанова Елена Васильевна, учитель начальных классов
Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания школьников в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Это можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения и воспитания.
Нестандартный урок- это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты; снимает напряжение, оживляет мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.
Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к. интерес- это катализатор всей учебной деятельности.
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, окружающий мир, труд и другие предметы.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги.
Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.
При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит время и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. Это прогресс учительской мысли.
Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.
- общекультурное развитие;
- личностное развитие;
- развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
- формирование умения учиться;
- развитие коммуникативной компетентности.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.
Большое значение в организации урока имеет его начало. Особенно если урок не 1 и дети немного устали, важно настроить их на рабочий лад. Именно для этого можно использовать прием начала урока в нетрадиционной форме.
- Делу время, потехе час.
Прочитайте мой рассказ
На доске написан текст.
- Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Хочешь со мной научиться писать!
Нужно меня научиться держать.
Очень хочу я с тобой подружиться
С первого слова, с первой страницы.
- Буквы печатные – очень аккуратные,
Буквы для письма я пишу сама.
Очень весело пишется ручка,
Буквы держат друг друга за ручки!
Эпиграфы к уроку.
- дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг.
(Н.В.Гоголь)
- делу время, потехе час.
- уметь разборчиво писать- первое правило вежливости.
(В.О.Ключевский)
- грамоте учиться- всегда пригодится.
- красна птица пеньем, а человек- уменьем.
- ученья корень горек, да плод сладок.
- самое главное- научит человека мыслить.
(Б.Брехт)
- мало иметь хороший ум, главное- хорошо его применять.
(Р.Декарт)
- хорошо поставить вопрос- значит наполовину решить его.
(Д.И.Менделеев)
- …Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!
(И.С.Тургенев)
- обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
(А.Н.Толстой)
Девиз урока:
- Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я дружу. На «отлично» напишу!
Минутки чистописания:
- Мы в лес за наукой сегодня пойдем. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем, но чтобы лес нам скорее достичь, должны мы по тропке красиво пройтись! Следуйте за указкой и старайтесь правильно пройти по тропке.
Какие правила вы должны помнить при написании слов, предложений, чтобы письмо было каллиграфически правильным?
- Подготовим пальчики к работе. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. До больших пальцев под счет:
1,2,3,4,5. вышли пальцы погулять.
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой,
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его;
И стоит он в середине:
Этот пальчик безымянный;
Он избалованный самый;
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
В качестве нестандартного приема можно использовать этапы урока с элементами театрализации.
- Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.
- Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.
- Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.
- Словознайка. Различная работа с текстом.
- Поиграйка. Грамматические игры.
- Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.
- Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.
- Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.
- Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.
- Узнавайка. («Знаете ли вы?»). Знакомство с правилами русского языка, краткие сведения в связи с темой урока.
Задача школы - помочь ребенку стать культурной личностью поддерживая все то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель должен выступать не только как главное действующее лицо, но еще и как понимающий, сопереживающий помощник.
Признаки нетрадиционного урока
- Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
- Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
- Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
- Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
- Выполняются творческие задания.
- Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
- Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
- Планируется урок заранее.
- Определять чётко три дидактические задачи.
Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся:
а) авторские
б) авторизованные
в) новаторские
г) традиционные
д) использовать нетрадиционные уроки.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки “погружения”
2. Уроки-деловые игры
3. Уроки - пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Компьютерные уроки
8. Уроки с групповыми формами работы
9. Уроки взаимообучения учащихся
10. Уроки творчества
11. Уроки-аукционы
12. Уроки, которые ведут учащиеся
13. Уроки-зачеты
14. Уроки-сомнения
15. Уроки - творческие отсчеты
16. Уроки-формулы
17. Уроки-конкурсы
18. Бинарные уроки
19. Уроки-обобщения
20. Уроки-фантазии
21.Уроки-игры
22. Уроки-“суды”
23. Уроки поиска истины
24. Уроки-лекции “Парадоксы”
25. Уроки-концерты
26. Уроки-диалоги
27. Уроки “Следствие ведут знатоки”
28. Уроки - ролевые игры
29. Уроки-конференции
30. Интегрированные уроки
31. Уроки семинары
32.Уроки – “круговая тренировка”
33. Межпредметные уроки
34. Уроки-экскурсии
35. Уроки-игры “Поле чудес”.
Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Приведу конкретные примеры некоторых форм уроков, которые используют учителя нашей школы..
Урок - экскурсия в наше время, становится необходимым элементом процесса обучения. Экскурсия, которая проводится по программе природоведения в начальных классах – это еще один из типов нетрадиционного урока. Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива; описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики.
Видеоурок. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.
Урок-сказка обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, используют проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, вводят необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-интервью.– это своеобразный диалог по обмену информацией. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках. Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память.
Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры. Игры занимают важное место в жизни ребенка. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на уроках. Для учащихся проводятся в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры: они также интересны.
Урок-аукцион может проводиться в любом классе. Обычно он очень нравится учащимся. На этом уроке они могут “продавать” все, что угодно. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить все ее положительные стороны.
Урок-мечта может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, используются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе которых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока. При необходимости, стоит принести красочные картинки, открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Уроки КВН. Эти формы урока “пришли” с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения - преимущественное повторение тем и разделов.
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Вывод. Современные ученики будут получать знания в деятельности, и применять их на практике. Это вызвано тем, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. В основу обучения положена именно деятельность ученика. Привычные формы урока уходят. На урок приходят исследовательская деятельность школьников, групповая работа, разработка и реализация проектов.
Подводя итог, необходимо отметить: стандарт позволяет каждому ученику осваивать материал в своём ритме, максимально реализовывать свои интересы. Кроме привычных знаний, умений, навыков, школа особое внимание уделяет личностному развитию ребёнка, его умению осваивать не отдельные предметы, а воспринимать мир в целостности и многообразии. А значит, в конечном итоге, учиться самостоятельно, быть активным, целеустремлённым, максимально реализовывать себя как в школе, так и в жизни в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения
Учебно - методическая статья на тему "Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС "...
«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС»
обобщение опыта работы учителя начальных классов по данной теме...
«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения иностранному языку»
использование нетрадиционных форм урока на уроках иностранного языка...
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
методическая разработка...