Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
статья (1,2,3,4 класс) по теме
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им". Георг Гегель.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, то актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение школьниками универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Выделяются 4 основных вида универсальных учебных действий:
- личностные ( самоопределение, смыслообразование и действие нравственно- этического оценивания);
- регулятивные ( целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
- познавательные ( общеучебные, логические, знаково- символические);
- коммуникативные.
Мною была выбрана тема «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника», так как это является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого, поэтому возникает противоречие между имеющимся недостаточным уровнем развития речи и желанием успешного обучения. При поступлении в школу первоклассник имеет определённый уровень развития общения. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
- умение слушать собеседника.
Поскольку коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, то необходимо выделить основной состав коммуникативных и речевых действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новых стандартах. Ведущие педагоги и психологи выделяют несколько ключевых умений, но наиболее значимыми являются 2аспекта:
- Общение и взаимодействие, т.е. умение предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей точки зрения;
- Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия.
Процесс формирования коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего поведения. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Исходя из этого, мы видим, что именно в начальных классах закладываются основы коммуникативной компетенции. А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения .В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни Для развития данной компетенции необходимо:
-определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах;
-применять системный подход,
-в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления развития компетенции.
В ходе практической работы над этой проблемой у меня сложилась система работы, которую я использую , отрабатывая у младших школьников необходимые умения на различных уроках с 1 по 4 класс:
Виды коммуникативных универсальных учебных действий | Необходимые умения, которые необходимо сформировать |
1.Коммуникация как взаимодействие ( интеракция). Действия , направленные на учёт позиций собеседника. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях. | - слышать и слушать друг друга; -полно и точно выражать свои мысли; -адекватно использовать аргументы в дискуссии; -спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; -владеть монологической и диалогической формами речи; - строить грамматически и синтаксически правильную речь.
|
2.Коммуникация как кооперация. Действия , направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. | - договариваться и находить общее решение; -аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; -сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта; -осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
|
3.Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации( передачи информации), способствует осознанию и усвоению содержания. | - понимать возможность существования различных точек зрения; -обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию; -сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения; -получать необходимые сведения от одноклассника, |
4.Работа в группе. | -Устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе; -обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий; -уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого; -готовность помочь и поддержать одноклассника. |
Однако, я убеждена, что формированию коммуникативных универсальных учебных действий урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им". Георг Гегель.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, то актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение школьниками универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Выделяются 4 основных вида универсальных учебных действий:
- личностные ( самоопределение, смыслообразование и действие нравственно- этического оценивания);
- регулятивные ( целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
- познавательные ( общеучебные, логические, знаково- символические);
- коммуникативные.
Мною была выбрана тема «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника», так как это является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого, поэтому возникает противоречие между имеющимся недостаточным уровнем развития речи и желанием успешного обучения. При поступлении в школу первоклассник имеет определённый уровень развития общения. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
- умение слушать собеседника.
Поскольку коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, то необходимо выделить основной состав коммуникативных и речевых действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новых стандартах. Ведущие педагоги и психологи выделяют несколько ключевых умений, но наиболее значимыми являются 2аспекта:
- Общение и взаимодействие, т.е. умение предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей точки зрения;
- Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия.
Процесс формирования коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего поведения. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Исходя из этого, мы видим, что именно в начальных классах закладываются основы коммуникативной компетенции. А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения .В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни Для развития данной компетенции необходимо:
-определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах;
-применять системный подход,
-в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления развития компетенции.
В ходе практической работы над этой проблемой у меня сложилась система работы, которую я использую , отрабатывая у младших школьников необходимые умения на различных уроках с 1 по 4 класс:
Виды коммуникативных универсальных учебных действий | Необходимые умения, которые необходимо сформировать |
1.Коммуникация как взаимодействие ( интеракция). Действия , направленные на учёт позиций собеседника. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях. | - слышать и слушать друг друга; -полно и точно выражать свои мысли; -адекватно использовать аргументы в дискуссии; -спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; -владеть монологической и диалогической формами речи; - строить грамматически и синтаксически правильную речь.
|
2.Коммуникация как кооперация. Действия , направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. | - договариваться и находить общее решение; -аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; -сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта; -осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
|
3.Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации( передачи информации), способствует осознанию и усвоению содержания. | - понимать возможность существования различных точек зрения; -обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию; -сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения; -получать необходимые сведения от одноклассника, |
4.Работа в группе. | -Устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе; -обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий; -уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого; -готовность помочь и поддержать одноклассника. |
Однако, я убеждена, что формированию коммуникативных универсальных учебных действий урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_universalnye_uchebnye_deystviya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сырцева О.В.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им". Георг Гегель.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, то актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение школьниками универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Выделяются 4 основных вида универсальных учебных действий:
- личностные ( самоопределение, смыслообразование и действие нравственно- этического оценивания);
- регулятивные ( целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
- познавательные ( общеучебные, логические, знаково- символические);
- коммуникативные.
Мною была выбрана тема «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника», так как это является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого, поэтому возникает противоречие между имеющимся недостаточным уровнем развития речи и желанием успешного обучения. При поступлении в школу первоклассник имеет определённый уровень развития общения. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
- умение слушать собеседника.
Поскольку коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, то необходимо выделить основной состав коммуникативных и речевых действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новых стандартах. Ведущие педагоги и психологи выделяют несколько ключевых умений, но наиболее значимыми являются 2аспекта:
- Общение и взаимодействие, т.е. умение предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей точки зрения;
- Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия.
Процесс формирования коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего поведения. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Исходя из этого, мы видим, что именно в начальных классах закладываются основы коммуникативной компетенции. А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения .В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни Для развития данной компетенции необходимо:
-определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах;
-применять системный подход,
-в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления развития компетенции.
В ходе практической работы над этой проблемой у меня сложилась система работы, которую я использую , отрабатывая у младших школьников необходимые умения на различных уроках с 1 по 4 класс:
Виды коммуникативных универсальных учебных действий | Необходимые умения, которые необходимо сформировать |
1.Коммуникация как взаимодействие ( интеракция). Действия , направленные на учёт позиций собеседника. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях. | - слышать и слушать друг друга; -полно и точно выражать свои мысли; -адекватно использовать аргументы в дискуссии; -спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; -владеть монологической и диалогической формами речи; - строить грамматически и синтаксически правильную речь. |
2.Коммуникация как кооперация. Действия , направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. | - договариваться и находить общее решение; -аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; -сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта; -осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
3.Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации( передачи информации), способствует осознанию и усвоению содержания. | - понимать возможность существования различных точек зрения; -обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию; -сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения; -получать необходимые сведения от одноклассника, |
4.Работа в группе. | -Устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе; -обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий; -уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого; -готовность помочь и поддержать одноклассника. |
Однако, я убеждена, что формированию коммуникативных универсальных учебных действий урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных уч...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Выступление на ШМО....
Представление педагогического опыта « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»
В современном обществе происходят перемены, увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отн...
Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью ...
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности
Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...
Выступление на педсовете «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствовани...
Представление педагогического опыта по методической теме « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»
В статье предоставлен обобщенный опыт работы по методической теме "Формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников"...