Качество обучения в начальной школе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему
«Управление качеством образования».
Качество обучения в начальной школе.
Классическая классно - урочная традиционная система, все еще существующая как основная, уходит своими корнями в начало 17 века.
Суть классического образования характеризуется так: »Главная фигура - учитель-предметник, а главный элемент в педагогическом пространстве - урок.
Вторая фигура образовательной деятельности – ученик, ранжированный по уровню знаний .Традиционное образование ориентировано на знания на образование рассудка, а не на образование души.
Классическая классно - урочная система в том виде , в каком она существует ,должна быть учителем пересмотрена и модернизирована. Целью должна стать единственно правильная – достижение оптимального развития каждого ребенка. Развитие его ума, воли, чувств, нравственных представлений .
ЗУНы выступают как средство развития .Такое целеполагание как раз подтверждает , что главная фигура педагогического пространства – ученик.
Первая заповедь любого урока- идти от детей. Важно научиться любить детей , понимать и принимать их такими , какие они есть , слышать их , уважать мнение каждого. Идти от того , что значимо для детей , что представляет для них интерес ,но не на поводу у них. Как же идти от детей. Рассмотрим иллюстрацию урока русского языка. На доске прикреплены карточки или выполнены записи:
Словарный диктант
Списывание
Разбор слов по составу
Выполнение творческого задания
С чего вы сегодня начали бы работу? Дети называют то , что им интересно. Мнения разделились на две группы. Одни выбрали списывание , другие Словарный диктант. Первые выполняют списывание. Остальные подбирают 12 слов для словарного диктанта , который мы потом проведем.
Еще одно. Различие имен существительных 1-го и 2-го склонения. Начался разговор с того, что они видели по дороге в школу. Дети говорили о красоте зимнего дня, о снег, о своих зимних увлечениях. И чтобы не сломать эту атмосферу, вместо заранее заготовленных мною слов вокзал, окно, березка.
«Найдите лишнее». Я беру снег и снежинка и задаю вопрос «Что можно сказать об этих словах?» Именно эти слова созвучны настроению детей, помогли естественно перейти к теме урока.
«Идти от детей» - это значит поддерживать их интерес к познанию, улавливать трудности, чувствовать настроение. Важно научиться любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого.
Урок должен начинаться с урока, а не с организационного момента. В начале урока необходимо создать интеллектуальное затруднение. «Как образуются наречия?» - мы не знаем, но хотим узнать. Как вы это будете узнавать? Где будете искать ответ на вопрос? Перебрать разные способы достижения учебной цели (учебник, дополнительная литература или спрошу у вас).
Заблуждение, которое присутствует на уроках: всякая яркая наглядность повышает познавательную активность. Это не так. Часто учитель, особенно при проведении открытых уроков, использует сказочный сюжет. В ситуации урока это все уводит детей в мечты, фантазию, а мы вдруг предлагаем объяснить орфограмму, разобрать слово. Следует обдумывать когда и как использовать средства наглядности в работе, чтобы активизировать познавательную деятельность детей. Урок необходимо вести вместе с детьми. К уроку мы готовим много материала, при этом не зная, какой будет актуальным. Надо уметь перестраиваться на ходу, чувствовать каждого ученика, улавливать интересы класса. Главное – не бояться ошибок детей. Ошибка – находка учителя. Именно ошибка позволит ученику остановиться, задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получится, на помощь придут одноклассники. Ошибка в классе дает возможность каждому ученику проанализировать, в чем затруднения того, кто ошибся, определить причину ошибки и постараться помочь своему однокласснику понять то, чего он не понимал раньше. Ошибка – дело тонкое. Здесь, как и во всем, нужен индивидуальный подход. Ошибку должны найти учащиеся, но не учитель .А уже затем вместе обсудить ее причину. Если мы хотим, чтобы ребенок комфортно себя чувствовал на уроке , то надо создавать ситуацию успеха , повышать его самооценку, ат не уличать его в незнании.
Необходимо доверять силам детей. Учителю гораздо легче объяснять все самому, а затем закреплять, чем ждать пока дети самостоятельно придут к открытию. Дети осознают и усваивают только те знания, которые приобретены ими усилием воли. Если предложить детям материал с высоким уровнем трудности, без соблюдения меры трудности, то задача будет непосильной. В том случае, если соблюдена мера трудности, ученики смогут использовать уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, сами выйдут на открытие нового материала.
04.04.2011
Смирнова
Антонина Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе
В статье рассматриваются групповые формы работы на уроке в начальных классах....
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...
Доклад "Педагогическая сущность мониторинга качества обучения в начальной школе"
Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира....
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЯЗИ С ВНЕДРЕНИЕМ ФГОС.
Из опыта работы....
Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.
Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей....
Повышение качества обучения в начальной школе
Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека и эта часть должна быть самой лучшей. Поэтому мы, педагоги, не должны бояться творить, пробовать, искать и развиваться. И какими...
Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.
В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...